Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

 Местные Советы  депутатов являются представительными  органами государственной власти  на территории соответствующих  административно-территориальных единиц  и основным звеном местного самоуправления. Конституцией установлена исключительная компетенция местных Советов депутатов по следующим вопросам: утверждения программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установления в соответствии с законом местных налогов и сборов; определения в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначения местных референдумов. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года.

 

 В соответствии  с Основным Законом руководители  местных исполнительных и распорядительных  органов назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом или в установленном  им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов. Конституция Республики Беларусь устанавливает обязательную силу на соответствующей территории решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах своей компетенции, что является одной из гарантий их эффективной деятельности.

 

 

 

Органы государственного контроля и надзора

В Республике Беларусь основными  в сфере осуществления контрольной  и надзорной функций являются система органов Комитета государственного контроля и система органов прокуратуры.

 

Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением  республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением  актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

 

 Таким образом,  контроль со стороны Комитета  государственного контроля сводится  к отношениям в области экономики.

 

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  законов при расследовании преступлений, за соответствием закону судебных решений  по гражданским, уголовным делам  и делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

  1. Политическая система (понятие, элементы, пути дальнейшего совершенствования).

 

 

  1. Понятие экономической системы и ее конституционные основы.

 

  1. Характеристика форм собственности.

Собственность одно из фундаментальнейших и древнейших научных понятий. Оно  основополагающее для экономической  теории. У него множество сложных  определений, сводящихся (в кратком  пересказе) примерно к следующему: собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. При этом воля собственника при прочих равных условиях признается доминирующей над волей несобственников при осуществлении владения, пользования и распоряжения присвоенными благами. Объем соответствующих правомочий собственника признается максимально возможным (предельным) - ограниченным только законодательством и договорами. Право собственности зачастую называют «священным» и почти всегда «неотъемлемым» в качестве незыблемой основы прав и свобод личности. Поэтому почти во всех государствах оно регулируется конституциями, а также гражданскими кодексами, многочисленными законами и подзаконными актами.

 

В Конституции Республики Беларусь собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности.

 

Данные положения Конституции  и законов обязательны для  всех, в том числе и для экономистов. Впрочем, это не препятствует развитию и конкретизации конституционных  принципов в белорусской экономической  теории. Тем более что реальные отношения собственности богаче и разнообразнее, чем право собственности, закрепленное в законодательстве.

 

В частности в экономической  литературе можно найти:

 

1) исторические типы (формы)  собственности: первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая - постиндустриальная (или плюралистическая). Где каждый тип указывает, какой именно социально-экономической формации (историческому этапу развития человечества) присуща та или иная система отношений собственности. Иногда историю делят по-другому, выделяя в ней азиатский, античный, германский и современный типы собственности;

 

2) иную - «классическую  классификацию» двух основных  форм собственности: «общая» («общественная») и «частная». Где государственная собственность рассматривается как частный случай общей собственности наряду с «коллективной собственностью». А «собственность юридических лиц» при этом относят то к «коллективной», то к «частной» собственности. Бесспорной же частной собственностью признается только индивидуальная собственность граждан. Иногда называют целых три основных формы собственности: государственная (общественная), принадлежащая всему государству (обществу) – коллективная, принадлежащая части общества (коллективу) – частная (индивидуальная), принадлежащая личностям;

 

3) смешанную форму  собственности, объединяющую две  основные (государственную и частную,  или общественную и частную)  формы, когда одно и то же  имущество принадлежит одновременно  частникам и госструктурам;

 

4) деление коллективной (общественной) собственности на разновидности: «кооперативную», «корпоративную», «акционерную», «партийную», «общественных организаций» и т.п. – в зависимости от того, какому коллективу (обществу) принадлежит та или иная собственность;

 

5) межгосударственную собственность. Где в качестве сособственников или единого собственника выступают несколько государств одновременно, в том числе объединенных в международную организацию, конфедерацию или иной межгосударственный союз;

 

6) деление собственности на виды по основным отраслям экономики: производственная – торговая – управленческая – потребительская – и др.;

 

7) «переходную форму»  собственности, характерную для  периодов коренных трансформаций  общественных отношений в связи  с приватизацией государственной собственности и (или) национализацией частной собственности, а также с иными экономическими реформами (перестройками);

 

8) динамические типы  отношений собственности: прогрессирующие  (динамично-развивающиеся) – стабильные  – застойные – деградирующие;

 

9) типы собственности  по структуре (содержанию) всей  системы экономических отношений:  одно- (моно-) укладные – двуукладные  – много- (поли-) укладные; либо рыночные  – плановые (административные) –  смешанные (рыночно-административные) типы структур отношений собственности;

 

10) деление частной  собственности на трудовую (основанную  на личном труде и (или) труде  семьи) и предпринимательскую  (нетрудовую, основанную на эксплуатации  чужого труда).

 

  1. Общественные объединения - элемент политической системы.

Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. Общественные организации выступают в роли столпов гражданского общества. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий).

 

Важным звеном в построении гражданского общества на современном  этапе является создание общественных объединений граждан, как структур, которые представляют интересы определенной группы людей.

 

В Республике Беларусь создание и деятельность общественных объединений регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» и другими нормативными актами.

 

Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни.

 

На территории города Гомеля по состоянию на 01.01.2009 года зарегистрировано и действует 218 местных общественных объединений из них: 61 – областное, 154 - городских, 3 -иных. На территории города осуществляют свою деятельность 130 организационных структур от республиканских общественных объединений.

 

За период 2008 года - 1 полугодие 2009 года в городе наметилась тенденция  незначительного увеличения числа  создания общественных объединений.

 

В городе Гомеле функционирует 4 государственно-общественных объединения: Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь (ДОСААФ), Белорусское республиканское общество спасания на водах (ОСВОД), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Белорусское общество «Знание».

 

По направлению деятельности: 6 - просветительских, культурно-досуговых, воспитательных, 41 - благотворительное, 4 - национальных меньшинств, 8 - молодежных (в том числе 1 детское), 29 -физкультурно-спортивных, 4 - женских, 6 - сторонников защиты природы, памятников истории, культуры, 4 - научно-технических, 12 - инвалидов войны и труда, ветеранских.

 

Наиболее крупные из них общественные объединения и  творческие союзы, с которыми идеологическая вертикаль осуществляет взаимодействие. В этом процессе постоянно участвуют  Гомельская городская организация Белорусского общественного объединения ветеранов, Гомельский городской комитет общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», Гомельское областное объединение профсоюзов, Гомельское областное отделение общественного объединения «Белорусский фонд мира», Гомельская областная организация Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание», Гомельская областная организация общественного объединения «Белая Русь», Гомельский областной Совет женщин общественного объединения «Белорусский союз женщин». Указанные структуры, как правило, принимают активное участие в подготовке и проведении общественно-политических мероприятий: выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и др.

 

Самая массовая общественная организация среди общественных объединений - профсоюзы.

 

Активная деятельность ФПБ значительно укрепила авторитет  и влияние профсоюзов в стране. Федерация профсоюзов Беларуси стала реальной силой, способной эффективно отстаивать интересы трудящихся.

 

На 01.01.2009 года профсоюзные  формирования области представляют 25 отраслевых профсоюзов из имеющихся 28 в Республике Беларусь.

Численность членов профсоюзов в городе составляет 256 тысяч 378 человек.

Основными партнерами местных  исполнительных и распорядительных органов в осуществлении молодежной политики являются молодежные и детские  общественные объединения.

В городе Гомеле реализуются  республиканские и местные региональные программы, охватывающие весь спектр молодежной проблематики.

 

Деятельность Гомельского  городского общественного объединения  «Белорусский республиканский союз молодежи» направлена на создание условий  для всестороннего развития молодежи, раскрытие ее творческого потенциала, подготовку молодежи к решению актуальных общественно значимых задач. Являясь соисполнителем республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 гг., члены БРСМ принимают активное участие в ее реализации.

 

Работа БРСМ охватывает многие направления государственной молодежной политики: занятость, образование, наука, здоровый образ жизни, молодежный туризм и некоторые другие. Особенностью деятельности БРСМ является охват практически всех категорий молодежи.

 

Численность Гомельской городской организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» по состоянию на 01.08.2009 года составляет 26 тысяч 369 человек, которые объединены в 400 первичных организаций созданных в учреждениях, организациях и предприятиях города. Это составляет 18.7 % молодых жителей Гомеля в возрасте от 14 до 31 года.

 

Повсеместно с участием членов ОО «БРСМ» проведены республиканские  общественно-культурные акции: «Вместе  за сильную и процветающую Беларусь!», «Молодёжь - ветеранам», «Поделись теплом души своей», «Мой подарок ветерану», «Ветеран живет рядом» (по оказанию совместно с центрами социальной защиты, ветеранской организацией и другими общественными объединениями помощи людям, нуждающимся в различных видах услуг), «За Беларусь!», «Мы - граждане Беларуси!», «Я - гражданин Республики Беларусь!», «Служим Беларуси!», «Квітней, Беларусь!» и др.

 

В течение 2008 года ОО «БРСМ» в Гомеле продолжалось шефство над 149 ветеранами ВОВ и одинокими  престарелыми гражданами, а также  было благоустроено 7 воинских захоронений.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»