Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Контитуционное право"

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная КПРФ.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Конституционное право как отрасль Российского права. Охарактеризуйте систему конституционного права. Назовите источники конституционного права. Определите место конституционного права в системе Российского права.

Ответ: Конституционное право Российской Федерации, как отрасль российского права – это система правовых норм, регламентирующих определенные общественные отношения.

Конституционное право — является отраслью российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства, и организации государственной власти, путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Первичным  звеном системы отрасли права  всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношении называются конституционно-правовыми институтами. Система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:

1) основные принципы отношений  человека и государства;

2) основные принципы устройства  государства и организации государственной  власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава российской Конституции.

2. Институт прав и свобод человека и гражданина - это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Составные части института прав и свобод человека: гражданство; права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации; пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения; гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения Российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах.

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения ее положений.

От системы конституционного права  следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную  совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.

Конституционное право имеет свою систему источников. Система источников российского конституционного права  обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической  силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации — основной источник любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

2. Законы. В Российской Федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой .

Конституция РФ предусматривает следующие  виды законов, принимаемых Федеральным  Собранием - федеральным представительным органом государственной власти: федеральный конституционный закон; федеральный закон; закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер.

4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

6. Акты органов местного самоуправления. Акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а представляют собой источники конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диапозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как

8. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ. конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Конституционное право  традиционно занимает ведущее место  в системе отраслей национального  права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного  права являются общественные  отношения, в которых выражаются  основные принципы общественного  и государственного устройства;

2) основной источник  конституционного права - Конституция РФ - акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право  определяет основы конституционного  строя Российской Федерации;

4) конституционное право  закрепляет основные права человека  и гражданина, определяет общую правосубъектность индивида в рамках нашей правовой системы.;

5) конституционное право  устанавливает федеративное устройство  Российской Федерации, разделение  полномочий между Федерацией  и ее субъектами, определяя источники  той или иной отрасли права,  возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;

6) конституционное право  закрепляет основы организации  государственной власти и местного  самоуправления, компетенцию высших  федеральных органов власти, принципы организации региональных органов масти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права:

7) конституционное право  регламентирует правотворческий  процесс — процедуру создания норм права — исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

В целом, конституционное  право является первичной отраслью национального права, так как  устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

Конституционное право, как все право в целом, развивается  и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической, экономической жизни общества.

Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явилась разработка новой Конституции Российской Федерации.

Вопрос 2. Общее представление о государстве. Что такое форма правления? Какие формы правления существуют, в чем их отличие друг от друга? Что такое форма государственного устройства? Какие формы государственного устройства вы знаете? В чем их различие? Какая форма правления и государственного устройства в РФ?

Ответ: Государство — это политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

- форма правления — определяет кому принадлежит власть;

- форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

- политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государства определяет построение и территориальную организованность государственной власти, а также взаимоотношения основных органов государства, деление его на составные части и статус этих частей.

Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления: монархия и республика. Их различия связаны прежде всего с положением главы государства: в монархии – пожизненное и наследственное, в республике – выборное и на срок.

 Монархия – это государство, главой которого является монарх. Виды монархий: абсолютная, конституционная; дуалистическая; парламентская. В условиях абсолютной монархии вся полнота власти принадлежит монарху (Кувейт, ОАЭ, Катар).Конституционная монархия – это форма правления, при которой власть монарха осуществляется в рамках конституции. 

Республика – форма правления, при которой глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному органу (парламенту). Основные формы республик: президентская и парламентская.

В президентской республике президент играет сильную роль, он назначает министров. Правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может отправить правительство или министров в отставку. 

В парламентской республике правительство формально назначается президентом, однако выбор президента несвободен, он обязан назначить министрами лиц, предложенных победившей партией.

Форма государственного устройства – территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов власти. Формы: унитарное и федерация, регионалистское (Италия, Испания), которое представляет собой переходную форму, соединяющую черты унитаризма, автономии и федерализма.

Унитарное государство – единое, слитное государство. Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, наиболее распространено в зарубежном праве трехзвенное деление: область – район – община (Франция, Великобритания, Италия, Япония). В унитарном государстве есть только одна конституция, одно единое гражданство, одна система высших органов и т. д. Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может входить также в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"