Финансовое право Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 17:18, контрольная работа

Краткое описание

По общему правилу расчеты между субъектами хозяйствования – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами осуществляются в безналичном порядке в соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 [1].

Содержание

1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 3
2. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ 8
3. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ГРАЖДАН: ПЛАТЕЛЬЩИКИ, ОБЪЕКТ, СТАВКА, ЛЬГОТЫ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная 1.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

С.

1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ  КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

3

 

2. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ …...…………...

 

 

8

 

3. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ГРАЖДАН: ПЛАТЕЛЬЩИКИ, ОБЪЕКТ, СТАВКА, ЛЬГОТЫ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ …….........

 

 

15

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….

 

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

По общему правилу  расчеты между субъектами хозяйствования – юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами осуществляются в безналичном порядке в соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 [1].

Кассовые операции - совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Указанные  процедуры урегулированы нормами финансового права, представляющими в своей совокупности специальный финансово-правовой институт [2].

Порядок ведения кассовых операций и порядок расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в настоящее время регламентируется постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. № 107 "Об утверждении инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов (в ред. постановления Правления Нацбанка от 27.03.2012 N 136) [2].

Настоящая инструкция содержат определение кассовых операций. Так, кассовые операции – кассовые операции - операции юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов между собой, с банком и (или) с физическими лицами, которые связаны с приемом в кассу и (или) выдачей из кассы наличных денег с отражением этих операций в соответствующих книгах учета, а также хранение наличных денег;

В соответствии с законодательством Республики Беларусь наличные деньги предприятий, предпринимателей и частных нотариусов подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках. При этом у предприятия остается возможность использовать часть своих средств в виде наличных денег, однако наличные деньги, получаемые предприятиями из касс банков, должны расходоваться на те цели, на которые они получены.

Предприятия (предприниматели) могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, ежегодно устанавливаемых банками, в которых открыты расчетные счета предприятия, независимо от форм собственности. Так, в соответствии с названными выше Правилами лимит остатка кассы – это предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия (у предпринимателя, частного нотариуса в случае установления им лимита остатка кассы) по состоянию на конец рабочего дня. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только на оплату труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, выплаты педагогическим работникам на приобретение методической литературы на срок не свыше трех рабочих дней (для колхозов, органов местного управления и самоуправления, расположенных в сельской местности – не свыше пяти рабочих дней), включая день получения денег в банке.

Правила и сроки сдачи  наличных денег в кассы предприятий  с последующей сдачей в учреждения банков определяются Инструкцией об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь от 30 марта 2003г. №112 [3].

Каждый субъект хозяйствования для использования наличных денег  обязано иметь кассу, то есть специально оборудованное и изолированное  помещение, предназначенное для  приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Выдача наличных денег из касс предприятий (предпринимателей) оформляется расходными кассовыми ордерами или надлежащим образом оформленными другими документами: платежными ведомостями, чеками, заявлениями на выдачу денег, счетами.

Предприятия обязаны вести учет кассовых операций в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Записи в книге могут производиться вручную или автоматизированным способом. Записи производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на следующее число и передает отчет в бухгалтерию.

На каждом предприятии  предпринимателем производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверки других ценностей, находящихся в кассе. Сроки проведения ревизий устанавливает руководитель, однако проводятся ревизии не реже одного раза в квартал. Проверку может производить специально назначенная для этих целей комиссия, ревизионная комиссия или аудиторские организации.

Ответственность за нарушение  кассовых операций

Постановлением  Правления Нацбанка РБ от 05.06.2007 № 123 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" упразднены, в частности, постановления Правления Нацбанка РБ от 27.06.2002 № 119 "Об утверждении Инструкции о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь" (далее – постановление № 119) и от 27.06.2003 № 125 "Об утверждении Инструкции о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь" (далее – постановление № 125). Это связано с тем, что со вступлением в силу с 1 марта 2007 г. нового Кодекса РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (далее – КоАП-2003) административная ответственность за нарушение действующего законодательства предусмотрена этим Кодексом [5].

Надо сказать, что нарушениям порядка ведения кассовых операций в КоАП-2003 посвящена всего лишь одна статья – 11.7, в то время как в утративших силу нормативно-правовых актах содержалось более подробное описание нарушений.

В настоящее время основные термины и сами правила, нарушение которых влечет за собой административную ответственность, определены в Инструкции ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 (далее – Правила № 57), и Правилах ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.06.2004 № 98 (далее – Правила № 98).

В таблице 1 приведем нормы, которые устанавливают состав правонарушения и меры ответственности за него, действующие в данный момент и ранее:

Таблица 1 - Нормы, которые устанавливают состав правонарушения и меры ответственности

Состав правонарушения

Мера ответственности

Статья 11.7 КоАП-2003

1. Нарушение  должностным лицом или кассиром  юридического лица либо индивидуальным  предпринимателем порядка ведения кассовых операций

Штраф в размере  от 4 до 20 базовых величин (далее – БВ)

2. То  же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение

Штраф в размере  от 20 до 30 БВ

Постановление № 119

1. Несвоевременное  оприходование в кассу наличной  иностранной валюты

Штраф в размере 50% от несвоевременно оприходованной суммы (п. 2)

2. Превышение  установленных лимитов

Штраф в размере 25% от суммы выявленного превышения лимита за каждый рабочий день предприятия (п. 3)

3. При каждом  последующем установлении проверками, проведенными в течение года от даты предыдущей проверки, превышения лимита кассы

Штраф в размере 50% от суммы выявленного превышения лимита за каждый рабочий день предприятия (п. 3)

4. Несоблюдение  установленных в соответствии  с законодательством Республики Беларусь сроков сдачи выручки в кассу уполномоченного банка, инкассаторской службе уполномоченного банка

Штраф с предприятия, предпринимателя в размере 10% от суммы не сданной в установленные сроки выручки (п. 4)

5. Несоблюдение  установленных в соответствии  с законодательством Республики Беларусь сроков сдачи выручки в кассу уполномоченного банка, инкассаторской службе уполномоченного банка предприятиями, предпринимателями, их подразделениями с круглосуточным режимом работы, лимит которым не устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь

Штраф с предприятия, предпринимателя в размере 20% от суммы выручки, не сданной указанными предприятиями, предпринимателями, их подразделениями в установленных в соответствии с законодательством объемах и в установленные сроки (п. 4)

6. Выдача наличной иностранной валюты под отчет на командировочные расходы без полного отчета по ранее выданным суммам

Штраф в размере 10% от суммы вновь выданной под  отчет наличной иностранной валюты (п. 5)

Постановление № 125

1. Несвоевременное  оприходование в кассу наличных денежных средств

Штраф в размере 10% от несвоевременно оприходованной суммы (п. 5)

2. Превышение  установленных лимитов остатков  касс 

Штраф в размере 25% от суммы выявленного превышения лимита остатка кассы за каждый рабочий день предприятия (п. 6)

3. При каждом  последующем установлении проверками, проведенными в течение года от даты предыдущей проверки, превышения лимита остатка кассы

Штраф в размере 50% от суммы выявленного превышения лимита остатка кассы за каждый рабочий день предприятия (п. 6)

4. Несоблюдение  установленных в соответствии  с законодательством Республики Беларусь сроков сдачи выручки в кассу банка, службе инкассации банка либо организациям Минсвязи РБ

Штраф в размере 10% от суммы не сданной в установленные  сроки выручки, за исключением части второй настоящего пункта (ч. 1 п. 7)

5. Несоблюдение  порядка и сроков сдачи выручки  в кассу банка, службе инкассации банка либо организациям Минсвязи РБ индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, специализированными кооперативами, общественными организациями (объединениями), осуществляющими предпринимательскую деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь

Штраф в размере 1% от суммы несданной выручки, поступившей в период между установленными банком сроками сдачи выручки, из которой вычитается размер фактической потребности в разменных наличных деньгах на каждое рабочее место кассира, установленный в соответствии с законодательством Республики Беларусь на дату совершения нарушения (ч. 2 п. 7)

6. Несоблюдение  срока возврата неиспользованных  сумм, выданных под отчет на командировочные и другие предстоящие расходы

Штраф в размере 10% от суммы невозвращенного аванса, за исключением случаев, установленных абзацем первым части второй ст. 107 Трудового кодекса РБ (п. 8)

7. Выдача наличных  денежных средств под отчет  на командировочные и другие предстоящие расходы без полного отчета по ранее выданным суммам

Штраф в размере 10% от суммы вновь выданных под отчет наличных денежных средств, за исключением случаев, установленных абзацем первым части второй ст. 107 Трудового кодекса РБ (п. 8)

8. Использование  выручки сверх установленных  банком размеров использования выручки

Штраф в размере 10% от суммы нарушения (п. 9)

9. Нецелевое  использование наличных денежных  средств, полученных из касс банков

Штраф в размере 10% от суммы нарушения (п. 10)

10. Другие нарушения  правил ведения кассовых операций, не перечисленные выше и приведшие к сокрытию превышения  
установленного лимита остатка кассы

Штраф в размере 25% от суммы нарушения за каждый рабочий  день согласно расчету суммы превышения лимита остатка кассы (п. 11)


2. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ

В соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет) - государственный орган, осуществляющий контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения [6].

В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 "О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее - Положение о Комитете), основными задачами Комитета являются: [7]

  • защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
  • проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за исполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет;
  • обеспечение эффективного и рационального использования организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
  • осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
  • проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
  • выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
  • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере экономики;
  • принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
  • ведение в установленном порядке административного процесса;
  • выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

 

Комитет государственного контроля и его территориальные  органы в пределах своей компетенции:

  • осуществляют в порядке, установленном законодательными актами, координацию плановых проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами;
  • принимают меры профилактики правонарушений в экономической сфере в соответствии с настоящим Законом, другими законами и решениями Президента Республики Беларусь;
  • участвуют в установленном порядке в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями;
  • рассматривают в соответствии с законодательством обращения граждан и юридических лиц, организуют личный прием работниками Комитета государственного контроля и его территориальных органов граждан, их представителей, представителей юридических лиц [8];
  • осуществляют контроль по иным вопросам и выполняют другие функции в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля устанавливает перечень методов  и способов осуществления проверок органами Комитета государственного контроля.

Комитет государственного контроля принимает в пределах своей  компетенции нормативные правовые акты, осуществляет обязательное согласование проектов правовых актов в случаях, предусмотренных законодательными актами. Комитеты государственного контроля областей осуществляют обязательное согласование проектов нормативных правовых актов соответствующих органов местного управления и самоуправления по вопросам приватизации государственного имущества.

 

К исключительным полномочиям Комитета государственного контроля и комитетов государственного контроля областей относятся следующие полномочия:

  • вынесение государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательных для исполнения в установленный Комитетом государственного контроля, комитетами государственного контроля областей срок решений (предписаний, постановлений):
  • о возмещении (взыскании) в республиканский и (или) местный бюджеты, государственные внебюджетные и инновационные фонды в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства;
  • о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;
  • об устранении выявленных Комитетом государственного контроля, комитетами государственного контроля областей нарушений;
  • о приостановлении действия, расторжении договоров аренды, недопущении заключения договоров аренды, приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности в случае выявления фактов нарушения законодательства;
  • о приостановлении финансирования строительства и непосредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и (или) не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии необходимых документов на выполнение строительных работ, в том числе договоров подряда;
  • о приостановлении деятельности организаций (их структурных подразделений), два и более раза в течение года нарушивших правила торговли, выполнения работ, оказания услуг и (или) допустивших реализацию некачественных товаров, до устранения выявленных нарушений;
  • направление в установленном порядке для исполнения в Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы предписаний Комитета государственного контроля, комитетов государственного контроля областей о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;
  • направление для исполнения в налоговые органы вынесенных в установленном порядке решений Комитета государственного контроля, комитетов государственного контроля областей о взыскании налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты;
  • ведение административного процесса;
  • подготовка в установленном порядке документов о возможности (невозможности) освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административной ответственности;
  • участие в проверках данных о кандидатах на должности руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, другой информации, а также проверка деклараций о доходах и имуществе;
  • направление в установленном порядке письменных запросов в налоговые органы об истребовании деклараций о доходах и имуществе;
  • дача заключений о соответствии руководителей и других работников государственных органов, иных организаций занимаемым должностям;
  • в случае выявления нарушения законодательства внесение государственным органам, иным организациям обязательных для рассмотрения в срок, установленный Комитетом государственного контроля, комитетами государственного контроля областей, предложений о привлечении к дисциплинарной ответственности их работников, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;
  • внесение в государственные органы, иные организации (их работникам) предложений об отмене (изменении) принятых (изданных) ими актов в случае несоответствия этих актов законодательству;
  • информирование Президента Республики Беларусь о невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в решениях Президента Республики Беларусь;
  • подача в установленном порядке в суды исковых заявлений (заявлений) о защите прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, иных государственных организаций. При этом исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов государственных органов, иных государственных организаций подаются в суды Комитетом государственного контроля, комитетами государственного контроля областей по просьбе или с согласия этих государственных органов, иных государственных организаций и другие полномочия в соответствии с законодательством.

Информация о работе Финансовое право Республики Беларусь