Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

Законом Верховного Совета Республики Беларусь от 25 августа 1991 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь был придан статус конституционного закона. Впервые в практике законотворческой деятельности высшего представительного органа нашей республики был принят конституционный закон. Причем этот закон получил более высокий статус, нежели Основной Закон — Конституция.

Экономические и политико-идеологические основы конституционного строя

 

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в ст. 1, 13 и 44 Конституции. В них  по существу идет речь о социально  ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования происходит посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

 

Действующая Конституция определяет формы собственности и политику государства в области отношений  по поводу собственности.

 

Собственность может быть государственной  и частной. Государство предоставляет  всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации.

 

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования  способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

 

Государство осуществляет регулирование  экономической деятельности в интересах  человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

 

Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли  сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

 

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

 

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в  управлении предприятиями, организациями  и учреждениями с целью повышения  эффективности их работы и улучшения  социально-экономического уровня жизни. Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.

 

Имущество, приобретенное общественными  и религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, находится в  их собственности и может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных  их учредительными документами.

 

Важно не только провозглашать  наличие государственной и частной  собственности, но и предоставить всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме той, которая запрещена  законом, гарантировать равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Это означает равенство всех субъектов хозяйствования перед законом и судом, право на одинаковую поддержку со стороны государства.

 

Социальный характер нашего государства проявляется  в том, что в соответствии с  ч. 5 ст. 13 Конституции государство призвано осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивать направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т. д. Однако при этом очень важно найти баланс интересов отдельного человека и общества в целом. При проведении социальной политики государством не должны ущемляться конституционные права и свободы граждан (ст. 23 и другие Конституции).

 

В Конституции содержатся положения, определяющие право собственности  на природные ресурсы.

 

Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, способствуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

 

Политические партии и другие общественные объединения  имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

 

Запрещается создание и  деятельность политических партий, а  равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение  конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

 

Партии и другие общественные объединения являются важнейшим  элементом политической системы.

 

В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т. е. обязательной для всех.

 

Более многочисленными  и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые  вступают граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды  и т. п.

 

Общественные объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

 

  1. Государственные символы Республики Беларусь.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Государственный  флаг, Государственный герб и Государственный гимн являются символами суверенитета страны.

 

Государственный флаг Республики Беларусь

 

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное  полотнище, состоящее из двух горизонтально  расположенных цветных полос: верхней  – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага.

Красный цвет на флаге  Беларуси — цвет знамен Красной Армии и белорусских партизанских бригад. Этот цвет с древних времен считается знаком Солнца.  Он символизирует кровные узы, братство,  высокое предназначение судьбы, победу, счастливую жизнь.

 

 Зеленый цвет —  символ надежды, весны и возрождения.  Это цвет природы, полей и лесов, которые издавна занимают основную часть территории нашей страны. Зеленый — цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

 

 Белый цвет —  прежде всего цвет свободы,  нравственной чистоты и мудрости. Эти замечательные качества должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли.

 

 На Государственном  флаге Республики Беларусь запечатлен  фрагмент наиболее древнего и  типичного для Беларуси орнамента.  Он прославляет  трудолюбие  и  мастерство как обязательные  условия счастливой судьбы. В центре орнамента ромб — древнейший символ богини земли и плодородия.  Белорусский орнамент отражает древнюю культуру народа, его духовное богатство и единство.

 

Государственный герб Республики Беларусь

 

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: "Рэспублiка Беларусь".

Земной шар — знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнеров. Единение Земли  и Солнца — главный знак жизни.

 

 Красная звезда  — символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. В изображении герба запечатлены  основные национальные и духовные  ценности белорусов: гражданское  единство, труд, миролюбие.

 

В Беларуси установлен государственный  праздник – День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, который отмечается ежегодно во 2-е воскресенье мая.

 

Государственный гимн Республики Беларусь

 

Государственным гимном Республики Беларусь является произведение на музыку Нестора Соколовского и слова Михаила Климковича и Владимира Коризны.

 

Государственный гимн современной  Беларуси сохранил музыкальную основу гимна Белорусской Советской  Социалистической Республики. Музыка Нестора Соколовского пользовалась популярностью и уважением людей разных поколений, поэтому и при создании гимна независимой Беларуси было принято решение ее сохранить. Затем был объявлен конкурс на создание текста гимна.

 

Слова Государственного гимна отражают условия развития Республики Беларусь как суверенного, миролюбивого государства, подчеркивают патриотизм и трудолюбие граждан, братское отношение между представителями всех национальностей, проживающих на территории страны.

  1. Гарантии суверенитета Республики Беларусь.

Действующая Конституция  определяет формы собственности и политику государства в области отношений по поводу собственности.

 

Собственность может  быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации.

 

Государство гарантирует  всем равные возможности свободного использования способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

 

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию  государственной и частной экономической  деятельности в социальных целях.

 

Что же касается природных  ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

 

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

 

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни. Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.

 

Имущество, приобретенное общественными и религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, находится в их собственности и может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

 

Важно не только провозглашать  наличие государственной и частной собственности, но и предоставить всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме той, которая запрещена законом, гарантировать равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Это означает равенство всех субъектов хозяйствования перед законом и судом, право на одинаковую поддержку со стороны государства.

 

Социальный характер нашего государства проявляется  в том, что в соответствии с  ч. 5 ст. 13 Конституции государство  призвано осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивать направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т. д. Однако при этом очень важно найти баланс интересов отдельного человека и общества в целом. При проведении социальной политики государством не должны ущемляться конституционные права и свободы граждан (ст. 23 и другие Конституции).

 

В Конституции содержатся положения, определяющие право собственности  на природные ресурсы.

 

Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов  Республики Беларусь, способствуют выявлению  и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

 

Политические партии и другие общественные объединения  имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»