Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

 

Запрещается создание и  деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

 

Партии и другие общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы.

 

В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего посредством  участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным  и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т. е. обязательной для всех.

 

Более многочисленными  и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые вступают граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т. п.

 

Общественные объединения  в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

 

  1. Республика Беларусь - социальное государство.

 

  1. Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления.

 

 

  1. Союзное государство  Беларуси и России (принципы, органы, статус граждан).

2 апреля 1997 г. в Москве  был заключен Договор о Союзе  Беларуси и России, а также подписан Устав Союза Беларуси и России. В соответствии с договором два государства решили на добровольной основе образовать Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.

 

 Сообщество основано  на принципах суверенитета и  равенства Сторон, демократии и  уважения прав человека, общепринятых  принципов и норм международного  права.

 

 В соответствии  со ст. 8 стороны обеспечивают  равные права граждан Сообщества  при получении образования, трудоустройстве,  оплате труда, предоставлении  других социальных гарантий; вводят  единые стандарты социальной  защиты; обеспечивают равное право  физических лиц на приобретение имущества собственность, владение, пользование и распоряжение им на своих территориях; выравнивают условия пенсионного обеспечения уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям; унифицируют нормы в области охраны труда, социального страхования, производственной и социальной гигиены; создают общую информационную базу по вопросам занятости населения и наличия трудовых вакансий.

 

 Высшим органом  Сообщества является Высший Совет,  в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов Сторон, а также Председатель Исполнительного Комитета.

 

 Высший Совет в  пределах полномочий Сообщества  рассматривает и решает важнейшие  вопросы развития Сообщества, контролирует  и направляет деятельность его органов по исполнению принятых решений.

 

 Высший Совет определяет  местонахождение органов Сообщества. Высший Совет избирает Председателя  на ротационной основе сроком  на два года. Решения Высшего  Совета принимаются на основе  единогласия, при котором каждая из Сторон имеет один голос. Председатель Исполнительного Комитета имеет совещательный голос. Высший Совет утверждает свой устав. Договор о Союзе явился свидетельством дальнейшего углубления двусторонних связей.

 

 Сообщество Беларуси  и России было преобразовано в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза. При этом каждое государство — участник Союза сохранило государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

 

 В соответствии  с Уставом установлено гражданство  Союза: каждый гражданин Республики  Беларусь и каждый гражданин  Российской Федерации является  одновременно гражданином Союза.

 

 В качестве целей  Союза определено: а) укрепление  отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами - участниками Союза в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях; б повышение уровня жизни народов и создание благоприятных усло- я всестороннего гармоничного развития личности; закреплены и в политической, экономической, социальной, правовой сфе-в сфере обеспечения безопасности. Закреплены полномочия Со-и его органов (Высшего Совета Союза, Парламентского Собра-Союза, Исполнительного Комитета Союза), статус должностных органов Союза и их аппаратов, порядок урегулирования разногласий, выхода из Союза и другие вопросы.

 

25 декабря 1998 г. в  г. Москве был заключен Договор  между Республикой Беларусь и  Российской Федерацией о равных  правах граждан. Согласно Договору (ратифицирован законом от 17 февраля 1999 г.) граждане Беларуси и России обладают равными правами избирать и быть избранными в вы­борные органы Союза.

 

 Граждане Беларуси  и России имеют равные права  на участие в хозяйственной  деятельности на территориях союзных государств.

 

 Граждане Беларуси  и России пользуются равными  гражданскими правами и свободами,  как это предусмотрено законодательствами  Договаривающихся Сторон.

 

 Договаривающиеся  Стороны обеспечивают доступность  и равные права граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования. Абитуриенты поступают в учебные заведения на основе действующих правил приема.

 

 Обмен жилыми помещениями  между гражданами Беларуси и  России осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством и является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство на территориях Договаривающихся Сторон.

 

 Договаривающиеся  Стороны обеспечивают равное  право их граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях.

 

 Безвозмездное получение  гражданами государственного и  муниципального имущества или  приобретение его в соответствии  с Действующими в процессе  приватизации льготами регулируется  национальным законодательством в области приватизации.

 

 Обеспечивают гарантированную  защиту права собственности их  граждан.

 

 Договаривающиеся  Стороны обеспечивают гражданам  Бела-России равные права на  трудоустройство, оплату труда  и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.

 

 Граждане Беларуси  и России имеют равные права  в оплате труда, режиме рабочего  времени и времени отдыха, охране  и условиях труда и других  вопросах трудовых отношений.  Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

 

 Гражданам Беларуси  и России обеспечиваются равные  права на социальное обеспечение,  медицинскую помощь и доступ  к услугам лечебно-оздоровительных  учреждений на территориях Договаривающихся  Сторон. Взаиморасчеты за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.

 

8 декабря 1999 г. был  подписан Договор о создании  Союзного государства. С его  ратификации законом от 24 декабря  1999 г. и обмена ратификационными грамотами прекратили действие Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г. и Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. Ранее принятые акты в рамках Сообщества и Союза продолжают действовать в части, не противоречащей До­говору о создании Союзного государства.

 

 Создание Союзного  государства знаменует новый  этап в процессе единения народов  двух стран в демократическое  правовое государство.

 

 Договором определены  цели Союзного государства. Ими  являются:

 

 обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

 

 создание единого  экономического пространства для  обеспечения социально-экономического  развития на основе объединения  материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

 

 неуклонное соблюдение  основных прав и свобод человека  и гражданина в соответствии  с общепризнанными принципами  и нормами международного права; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

 

 формирование единой  правовой системы демократического  государства;

 

 проведение согласованной  социальной политики, направленной  на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

 

 обеспечение безопасности  Союзного государства и борьба  с преступностью;

 

 укрепление мира, безопасности  и взаимовыгодного сотрудничества  в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых  Государств.

 

 Достижение целей  Союзного государства осуществляется  поэтапно с учетом приоритета  решения экономических и социальных  задач. Конкретные мероприятия  и сроки их выполнения определяются  решениями органов Союзного государства  или договорами государств-участников.

 

 По мере становления  Союзного государства будет рассмотрен  вопрос о принятии его Конституции.

 

 Каждое государство-участник  сохраняет с учетом добровольно  переданных Союзному государству  полномочий суверенитет, независимость,  территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

 

 Государства-участники  сохраняют свое членство в  ООН и других международных  организациях. Возможность единого  членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности.

 

 Предусмотрено, что  граждане государств-участников  являются одновременно гражданами  Союзного государства.

 

 В Союзном государстве  признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

 Вопросы приобретения  и утраты гражданства государств-участников  регулируются их национальным  законодательством. Никто не может  стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства-участника.

 

 Граждане Союзного  государства пользуются равными  правами и несут равные обязанности  на территории другого государства-участника,  если иное не предусмотрено  законодательными актами государств-участников, договорами между ними.

 

 До принятия союзного  нормативно-правового акта в области  гражданства правовое положение  граждан Союзного государства  регулируется национальными законодательными  актами государств-участников, договорами  между ними в данной области и настоящим Договором.

 

 Граждане Союзного  государства имеют право избирать  и быть избранными в Парламент  Союзного государства, а также  назначаться на должности в  органы Союзного государства.

 

 Граждане Союзного  государства имеют право на создание союзных общественных объединений.

 

 До введения единого  образца документов, удостоверяющих  личность гражданина Союзного  государства, на его территории  одинаково признаются документы,  выданные государственными органами  и органами местного самоуправления государств-участников, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательством государств-участников и международными договорами (ст. 14).

 

 Каждый гражданин  государства-участника имеет право  на защиту на территории третьего  государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства-участника.

 

 Государства-участники  создают единое экономическое  пространство. В Союзном государстве  действует унифицированное, а  затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и  налоговое законодательство.

 

 В целях создания единого экономического пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»