Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».

Вложенные файлы: 1 файл

KP_vopros-otvet (1).doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по курсу

«Конституционное право  Республики Беларусь»

для студентов 2-го курса  дневного, заочного отделений,

1-го курса (2-го высшего  образования) 

по специальностям «Правоведение»

(2012-2013 уч.год).

 

  1. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь.

…духовной и др. Предметом  регулирования являются наиболее важные (фундаментальные) общественные отношения. В то же время предмет регулирования  других отраслей права составляет какая-либо одна область жизни. В этом — принципиальное отличие конституционного права от всех остальных отраслей права.

 

Именно его предметом являются общественные отношения, возникающие  при установлении основ общественного  строя. Конституционное право содержит основополагающие принципы взаимоотношений  государства и личности. Нормы конституционного права определяют сам процесс формирования права, они закрепляют систему государственной власти (статус государственных органов, форму государства, форму государственного устройства, форму правления), предусматривают формы собственности, принципы хозяйственной деятельности, виды юридических актов и их соотношение.

 

Конституционное право тесно связано  со всеми отраслями права. Именно с него начинается формирование национального (внутригосударственного) права. В конституционном праве находятся истоки других отраслей права. Нормы данной отрасли получают свое дальнейшее развитие в таких отраслях права, как административное, гражданское, финансовое, трудовое, уголовное и др.

 

Конституционное право Республики Беларусь в своем развитии прошло несколько этапов, что выразилось в обновлении содержания текстов конституций, национального законодательства, теории и практики их применения.

  1. Конституционно-правовые нормы и институты.

Значение слова «норма»  происходит от латинского norma — руководящее начало, правило, образец. Правовая норма является разновидностью социальных норм, что обусловливает наличие у них как общих, так и специфических признаков.

 

Конституционно-правовые нормы, в  свою очередь, имеют свойственные всем правовым нормам признаки.

 

Особенности конституционно-правовых норм: они включают особую сферу  регулирования, имеют свои формы (источники), им присущ учредительный характер.

 

Субъектами, на которых распространяются конституционно-правовые нормы, являются не только граждане (человек), но и такие специфические категории, как народ, государство, избиратель, депутат, высшие органы власти (Президент, Парламент) и др. Конституционно-правовые нормы отличает особая структура. Их можно классифицировать по следующим признакам:

 

• по юридической силе: нормы-начала, нормы-принципы, устанавливая основополагающие правила поведения, обладают верховенством по отношению к иным нормам;

 

• методу правового регулирования: убеждение и принуждение как два основных метода;

 

• характеру предписаний: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

 

• степени определенности содержащихся предписаний: императивные, диспозитивные;

 

• назначению в механизме правового регулирования: материальные и процессуальные;

 

• территории действия: действующие на всей территории республики, действующие в границах административно-территориальной единицы (например, решение местного референдума).

 

Конституционно-правовые институты — это определенные звенья отрасли конституционного права, действующие во взаимосвязи. Основной признак объединения норм в институт — это однородность регулируемых общественных отношений.

  1. Конституционно-правовые отношения их субъекты, объекты, содержание.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами  конституционного права.

 

Конституционно-правовым отношениям присущи как общие, т. е. характерные и для других видов  правоотношений, так и особенные  черты. Например, конституционные нормы  через определение основных начал, принципов регулируют уголовные, трудовые, жилищные, налоговые и другие виды отношений, но отличаются особым субъектным составом (например, народ, государство).

 

Основным субъектом  конституционно-правовых отношений  выступает человек, при этом не имеет  значения, обладает он гражданством, является иностранцем или лицом без гражданства (апатридом).

 

Субъекты конституционно-правовых отношений не всегда являются равноправными. Одни и те же субъекты могут в  зависимости от вида возникшего конституционного правоотношения меняться ролями: в  одних случаях выступать властной стороной, а в других подчиненной (например, Президент и Парламент при решении вопросов о конституционно-правовой ответственности). Можно выделить несколько групп конституционно-правовых отношений. Прежде всего это конституционно-правовые отношения общего характера.

 

Конкретные конституционно-правовые отношения, в отличие от общих, характеризуются  четким субъектным составом, наличием прав, свобод и обязанностей.

 

Для возникновения конкретного  конституционного правоотношения необходимо наличие: 1) не менее двух субъектов (отдельный индивид не может находиться в правовом отношении с самим собой); 2) нормы права, регулирующей соответствующие общественные отношения; 3) праводееспособности субъектов (правосубъектности); 4) юридического факта.

 

Для возникновения, изменения  и прекращения отдельных правоотношений в некоторых случаях требуется  юридический состав, т. е. совокупность фактов. Например, для роспуска Палаты представителей или Совета Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь необходимо: 1) заключение Конституционного Суда о систематическом или грубом нарушении палатами Парламента Конституции (ч. 2 ст. 94); 2) отсутствие препятствий для принятия решения о роспуске (ч. 4 ст. 94).

 

Объектом конституционных  правоотношений являются общественные отношения. Это могут быть материальные блага (заработная плата Президента, депутатов); нематериальные блага (жизнь, свобода, достоинство, право на национальную принадлежность); поведение, действия субъектов (ответственность депутатов за совершение уголовного правонарушения) и др.

  1. Система конституционного права Республики Беларусь.

 

  1. Источники конституционного права Республики Беларусь. Их общая характеристика и иерархия.

Среди важнейших источников (форм) права следует назвать:

 

1) нормативно-правовые акты государственных органов (сюда мы включаем и ставшие обязательными для Республики Беларусь в силу ратификации, присоединения, утверждения международные договоры);

 

2) правовые обычаи;

 

3) судебные и административные прецеденты.

 

Место, роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства.

 

Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов.

 

Иерархия нормативных  актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом:

1) Конституция Республики  Беларусь;

 

2) заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

 

3) конституционные законы (например, акты толкования Конституции);

4) международные договоры, действующие на территории республики;

5) законы, декреты и  указы Президента (при этом указанные  кодексы обладают большей юридической  силой, чем другие законы; аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам, в частности закону о бюджете, они также должны стоять над всеми иными законами);

6) указы Президента, изданные  на основе законов; 

7) постановления Правительства  и Национального банка Республики Беларусь;

8) нормативные акты  министерств и ведомств. Замыкают  эту иерархию нормативные акты, принимаемые местными органами  государственной власти, в том  числе и в порядке делегирования  им некоторых полномочий вышестоящими  органами.

 

Определяя иерархию нормативных актов, следует помнить о норме, закрепленной в ст. 8 Конституции Республики Беларусь, согласно которой Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу, эта норма является вектором развития правовой системы Беларуси, осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности. Особую специфику имеет вопрос о соотношении законов, принятых народом и Парламентом, о месте регламентов палат Парламента и иных органов в системе актов.

 

  1. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь.

Конституционное право  является ведущей основополагающей отраслью национальной правовой системы (да и других государств, исключая мусульманские  страны, где главную роль играет не Конституция (если она имеется), а т.н. священная книга "Коран"). Такая роль данной отрасли права обусловлена, прежде всего, значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются ее нормами.

 

С конституционного права  начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль права, той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более, противоречит им. Конкретизируем эти общие положения на примерах:

 

· Так, конституционное  право определяет систему, принципы организации и деятельности органов  государственной власти и управления. Следовательно, оно устанавливает  основы административного права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления;

 

· В конституционное  право входят нормы, закрепляющие экономический  строй, формы собственности, право  частной собственности граждан  и право ее наследования. Эти нормы составляют основы гражданского права, регулирующего имущественные отношения;

 

· Конституционно-правовые нормы закрепляют основные права  граждан: на труд, отдых и др. Эти  нормы являются исходными для  трудового права, которое регулирует трудовые отношения;

 

· Конституционное право  закрепляет обязанности граждан  соблюдать Конституцию, исполнять  законы, уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, при необходимости исполнять  священный долг по защите Республики. Эти положения являются исходными для уголовного права;

 

· В конституционное  право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности суда и прокуратуры. Следовательно, они  устанавливают основы уголовно-процессуального  и гражданско-процессуального права.

 

Таким образом, конституционно-правовые нормы являются основой, на которой  возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями  права. Например, конституционно-правовая норма, закрепляющая право граждан  на труд, регулирует отношения между гражданами и государством, где на стороне граждан - право на труд, на стороне государства - создание условий для полной занятости населения (ст.41 Конституции). Если гражданин реализует право на труд, т.е. поступает на работу, то этот юридический факт является основой для возникновения новых, уже трудовых отношений - отношений между гражданами и администрацией предприятия или учреждения.

  1. Наука конституционного права Республики Беларусь, предмет, система, источники. Представители белорусской науки конституционного права, их труды.

Наука КП – сфера чел. Деятельности ,функции которой является выработка и теоритическая систематизация знаний о действительности.

Характерные черты научного знания:

  1. Системность
  2. Объективность

Наука КП изучает конституционно-правовые отношения ,а отрасль КП регулирует их.

Наука КП изучает закономерности такого регулирования. В результате формируется учение о КП  ,представляющее собой систему взаимосвязанных  и взаимосогласованных понятий, взглядов, суждений, идей , концепций  и теорий.

Предметом изучения КП являются , нормы КП ,что предполагает изучение содержания конституционно – правовых норм.

Наука КП направлена на изучение системы КП и норм ,т.е. КП как отрасли  права.

В предмет КП входят акты конституционного законодательства. Наука выявляет  их систему , иерархию и соподчиненность(юридич. силу), исследует состояния конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его с потребностями общественного развития ,предлагая пути совершенствования.

Существенный вклад науки появился в период 5ой конституции 1990-1994, затем ее редакции 1996,2004.

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

 

Если, с одной стороны, конституционное право интегрирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает  для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные положения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим центром, вокруг которого расположены другие отрасли права.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционное право Республики Беларусь»