Конституционный суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган - одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................2 Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЯ) КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Задачи, понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда в Республике Беларусь……………….4
Компетенция Конституционного Суда РБ и порядок внесения вопросов на рассмотрение……………………………………5
Глава II СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
2.1 Состав и порядок формирования Конституционного Суда
Республики Беларусь…………………………………………......8
2.2 Требования к кандидату на должность судьи и полномочия
судей Конституционного Суда …………..……………………..9
2.3 Председатель и заместитель председателя Конституционного
Суда ……………………………………………………………….13
Глава III ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ
3.1 Порядок рассмотрения дел и решения Конституционного
Суда ………………………………………………………………14
3.2 Опубликования решений, сроки исполнения и заключение
Конституционного Суда ……………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….18
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционый суд Республики Беларусь5 исправленный.docx

— 46.64 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

              стр.

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................2  Глава I  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЯ) КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

      1. Задачи, понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда в Республике Беларусь……………….4
      2. Компетенция Конституционного Суда РБ и порядок внесения вопросов на рассмотрение……………………………………5

Глава II СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

2.1 Состав и порядок формирования Конституционного Суда

Республики Беларусь…………………………………………......8

2.2 Требования к кандидату на должность судьи и полномочия

судей Конституционного Суда …………..……………………..9

2.3 Председатель и заместитель председателя Конституционного

Суда ……………………………………………………………….13

Глава III ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ

3.1 Порядок рассмотрения дел и решения Конституционного

Суда ………………………………………………………………14

3.2 Опубликования решений, сроки исполнения и заключение

Конституционного Суда ……………………………………….16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….18

ЛИТЕРАТУРА   ……………………………………………………….19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

Конституционный Суд Республики Беларусь - государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивать соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, а также его  цели, задачи и функции определяются Конституцией Республики Беларусь и  Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и другими актами законодательства.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд занимает особое место в системе органов  судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган - одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Конституционный Суд играет важную роль в защите прав и свобод человека, социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан.

Хотя Конституционный  Суд Республики Беларусь, как и  аналогичные суды других стран, выносит меньше решений, чем иные (общие и хозяйственные) суды, но принимаемые им заключения затрагивают интересы тысяч и тысяч людей, часто имеют судьбоносное значение для страны и её национальной правовой системы. Поэтому решения Конституционного Суда должны быть юридически аргументированы, объективными и политически нейтральными.

 

 

 

Глава I  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЯ) КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.

 

    1.  Задачи, понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда в Республике Беларусь.

 

В соответствии со ст. 116 Конституции  Республики Беларусь [5] контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [3].

Конституционный Суд учреждается  для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» [3].

В частности, организация, порядок  деятельности и компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией [5], Законом Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями [3], Регламентом Конституционного Суда и другими правовыми актами.

Контроль  за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд  учреждается для обеспечения  верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми  актами, ратифицированными Республикой  Беларусь, а также законами и другими  нормативными актами.

При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов  Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.

Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично.

Разбирательство в  заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.

Разбирательство в  заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.

 

    1. Компетенция Конституционного Суда РБ и порядок внесения вопросов на рассмотрение.

 

Конституционный Суд  рассматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений  Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд  рассматривает вопросы о конституционности  указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных  Конституцией, Конституционный Суд  дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения  палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает  вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов.

Предложения о проверке конституционности  акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном  статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Другие государственные  органы, общественные объединения, а  также граждане выступают с соответствующей  инициативой перед органами и  лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд вправе мотивированно отклонить предложение  о проверке конституционности акта по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Заключение о наличии  фактов систематического или грубого  нарушения палатами Парламента Конституции  Республики Беларусь Конституционный  Суд дает на основании предложения  Президента Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда [3].

 

 

Глава II СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА И СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

 

2.1 Состав и порядок формирования Конституционного Суда РБ

 

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда.

Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом  из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.

В случае досрочного выбытия избранного или назначенного судьи из состава Конституционного Суда применяется аналогичный порядок либо избрания, либо назначения другого судьи.

В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и  его заместителя или невозможности исполнения этими лицами своих обязанностей старший по возрасту судья Конституционного Суда пользуется полномочиями, перечисленными в статье 19 настоящего Закона.

 

2.2 Требования к кандидату на должность судьи и полномочия судей Конституционного Суда

 

Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин  Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. После назначения, избрания на должность судье Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь в установленном порядке присваивается квалификационный класс судьи.

Предельный возраст  членов Конституционного Суда - 70 лет.

Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается судьями Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда.

Информация о работе Конституционный суд Республики Беларусь