Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа
Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи исследования:
1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.
2. Выявить особенности формирования выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.
Введение 4
1 Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 6
1.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников 6
1.2 Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования 11
1.3 Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками 19
1.4 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей 23
1.5 Развитие эстетических чувств посредством нетрадиционной техники рисования 26
1.6 Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 28
2 Методические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 30
2.1 Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам рисования 30
2.2 Характер рисования у детей от 2 до 3 лет 34
2.3 Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества 37
2.4 Серии занятий по развитию творческого воображения детей 37
2.5 Игры и творческие задания с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности 50
3 Опытно экспериментальная работа 68
3.1 Констатирующий эксперимент 68
3.2 Формирующий эксперимент 70
3.3 Итоговый эксперимент 72
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ж 86
Приложение И 87
Тема Зайкава хатка
Методический прием: дети скатывают из пластилина палочки (колбаски), выкладывают хатку. Лепят фигуры зайца, петуха, деревья, грибы и т. Д. Выкладывают на плотной поверхности, дополняют бросовым материалом (ореховой скорлупой, горохом и т.д.)
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Путешествие ниточки.
Цель: знакомить детей с разными линиями, рассказать о том, что вокруг живут разные линии (найти их); предложить показать рукой ласковую линию и нарисовать ее, найти, где она встречается; определить, какую линию можно назвать злой, нарисовать ее, сказать, где ее можно найти; нарисовать ласковую линию и превратить ее в какой-нибудь образ.
2.Дорисуй.
Цель: учить детей преобразовывать, комбинировать
различные предметы, силуэты букв, цифр,
геометрических фигур и т. д.; создавать
на этой основе относительно новые образы
и ситуации.
3.Поиски невидимки.
Цель: учить детей дорисовывать незаконченные изображения с закрытыми глазами (провести по листу бумаги карандашом, а потом дорисовать до получения какого-либо образа).
4.Рисование по кругу.
Цель: развивать у детей творческое воображение; учить видоизменять изображения, создавая новые образы.
Метод: пустить по кругу лист бумаги, на котором каждый ребенок дорисовывает что-то свое (должно получиться законченное изображение), не обсуждая друг с другом.
5.Изобрази в технике `авангард` свои чувства, эмоции, ощущение от музыки.
Цель: развивать творческие способности, воображение; создавать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать свое отношение изобразительными средствами учить использовать цвет как средство передачи настроения.
6.Передай настроение
(сон, запах, шум и т. д.) (с
помощью акварели).
Цель: использовать цвет как средство передачи настроения;
учить находить в пятнах и цветовых сочетаниях
свое настроение, передавать в рисунке
ощущение.
7.Представь свой дом
в виде какого-то другого
Цель: учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов; учить наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
8.Составь предметы и образы, используя веревочку, проволоку, ленту и т.д.
Цель: учить использовать соответствующие выразительные средства для воплощения образов; учить наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
9.Изобрази сказочный
персонаж (характер, настроение), используя
цвет.
Цель: развивать у детей фантазию, воображение, используя цвет как средство
передачи настроения; предложить рассказать,
какое настроение вызывают у детей эти
герои.
10.Волшебный кружок (или другая какая-либо фигура).
Цель: учить видоизменять,
преобразовывать имеющиеся
11.Зашифруй.
Цель: изображать в рисунке-схеме предложенные предметы, явления, чувства, эмоции и т. д. (например, радость, веселье, дождь).
12.Волшебная страна.
Цель: учить изображать страну, в которой все круглое, квадратное или треугольное и т. д.; учить приписывать какому-то объекту несвойственные ему качества характера и изображать преображенный объект (зонтик летает в поднебесье).
13.Использование штампов,
отпечатков и т. д. из картона,
14.Использование различных нетрадиционных техник для изображения предметов, явлений, сюжета и т. д.
15.Создание коллажей
на разные темы с
3 ОПЫТНО-ЕКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
3.1 Развитие творческих
способностей детей старшего
дошкольного возраста в
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательская работа была проведена на базе ДОУ № 67 «Сказка» в подготовительной группе.
На первый взгляд в
этой группе способных детей нет,
они проявляют интерес и
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками.
Задачами исследовательской работы является:
- проведение исследовательской
работы по выявлению
- разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами;
- апробирование инновационных
техник в живописи для
Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:
1) способность создания
художественного образа на
2) способность к цветовосприятию
окружающего мира, отражение с
помощью цветовых образов,
3) способность рационально
применять различные техники
и рисовать живописными материа
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи..
Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий.
3.2 Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень
художественно-творческих способностей
рисования живописными
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».
Программное содержание:
закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.
Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.
Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.
Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.
Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.
Таблица 3.1 – Итог констатирующего эксперимента
№№ |
Имя ребенка |
Увлечен. темой и техникой |
Способн. созд. худ. образ |
Способн. к цвето- воспр. |
Способн. рацион. Применять техники |
Владение техникой изображен. |
Знание основ цветовед |
11 |
Дима Б. |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
2 22 |
Максим Г. |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
33 |
Ярик Я. |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
44 |
Юра К. |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
55 |
Влада В. |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
66 |
Саша П. |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
77 |
Рита О. |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
88 |
Артем Д. |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
99 |
Денис Ш |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
110 |
Рома Е |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
111 |
Лера Н |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
112 |
Миша П |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
113 |
Алена Н |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
114 |
Лена У |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
115 |
Алина Н |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
Условные обозначения:
o низкий уровень;
o средний уровень;
o высокий уровень
Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.
3.3 Формирующий эксперимент
Проводился с детьми: Настя Р., Саша П., Юля О., Миша К., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета.
Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет с помощью нетрадиционных техник в живописи.
При проведении формирующего эксперимента были использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения.
Тема: «Весеннее дерево».
Программное содержание:
закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.
Ход занятия
В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».
Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.
Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение.
Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.
Тема: «Одуванчики в траве».
Программное содержание:
Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой кистью – прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка. При изображении белой головки использовать прием «набрызга». Развить способность рационально применять технику «набрызга».
Ход занятия
В начале занятия детям были прочитаны стихотворения и предоставлены иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение занятия был использован рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.
Информация о работе Развитие творческих способностей нетрадиционными техниками и материалами