Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа
Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи исследования:
1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.
2. Выявить особенности формирования выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.
Введение 4
1 Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 6
1.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников 6
1.2 Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования 11
1.3 Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками 19
1.4 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей 23
1.5 Развитие эстетических чувств посредством нетрадиционной техники рисования 26
1.6 Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 28
2 Методические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 30
2.1 Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам рисования 30
2.2 Характер рисования у детей от 2 до 3 лет 34
2.3 Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества 37
2.4 Серии занятий по развитию творческого воображения детей 37
2.5 Игры и творческие задания с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности 50
3 Опытно экспериментальная работа 68
3.1 Констатирующий эксперимент 68
3.2 Формирующий эксперимент 70
3.3 Итоговый эксперимент 72
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ж 86
Приложение И 87
Снегопад
Методический приём: по разному цветовому фону, белый набрызг. Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод
7. РИСОВАНИЕ ШТРИХОМ
Штрих это линия, которая по своему виду может быть самой разной: короткой и длинной; наклонённой, дугообразной, зигзагообразной и волнообразной; чуть заметной и яркой.
Штрихи могут двигаться
по кругу, пересекаться, наплывать один
на одного. Проводят их карандашом, шариковой
ручкой, фломастером, пером и т.д.
с помощью штриха создаются образы, передаётся характер,
настроение героя, его отношение к окружающему
миру.
Приёмы рисования штрихом самые разные.
В начале обучения детям целесообразно
предложить шаблон с изображение головы
и туловища животного, который станет
основой для создания будущего образа.
Чтобы детям было легче представить образы животных, что создаются, можно провести игры-загадки Чьи уши?, Чей нос?, Чей хвост?, предложенные ещё в своё время Леонардо да Винчи.
Очертание головы зарисовывается короткими штрихами по окружности ряд за рядом, пока вся поверхность не будет заполнена. Такими же короткими штрихами зарисовываются туловище и остальные детали. Затем создаются изображения глаз, при этом штрихи должны передавать не только их форму, но и выразительность, движение.
Можно начинать рисовать
с маленького пятна, которое нужно
расположить в окружности головы
чуть выше геометрического центра.
Возле пятна оставляется
При рисовании штрихом
значительное место нужно уделять
композиции, это значит правильному
размещению рисунка на листе бумаги.
Техника штрихования позволяет создавать
сюжетные рисунки на различные темы, передавать общее настроение
работы, взаимосвязь между героями, выразительность
образов.
Штрихи подбираются в соответствии с характером, образом персонажа. Например, в рисунке овцы, собаки пуделя используется штрих завиток.
При рисовании пуделя можно использовать стихотворение:
У меня есть дружок
Кучерявый пуделёк.
Очень я его люблю,
Завитки ему чешу.
Погуляем с завитками
Нарисуем его сами.
Техника штрихования развивает мелкую моторику пальцев, чувство формы, конструкции, композиционную культуру, глазомер, воспитывает умение доводить начатое дело до конца.
8. ТАМПОНИРОВАНИЕ
Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой Трафарет.
9. ТРАФАРЕТ
Рисование с помощью
трафаретов, шаблонов, геометрических
форм.
Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет!
Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми
и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно
приподнимаем трафарет чудо! Чёткий и
ясный, он остался на бумаге! А вот задание
чуть посложнее! Вырежем в центре листа
силуэт, приложив к другому листу бумаги
и с помощью тампона закрасим силуэт. Интересно!
Многие художники работают в этой технике.
10. ГРАТТАЖ
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Итак, за дело.
Нанесём цветной вон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон
полностью затрём воском, парафином или
просто свечой. Нальём в розетку чёрной
гуаши, добавим немного шампуня и тщательно
перемешаем. Затем покроем этой смесью
парафиновый лист. Холст готов.
А теперь возьмём заострённую палочку
и начнём процарапывать рисунок. Чем не
гравюра! Надо иметь в виду, что эту технику
можно осваивать только тогда, когда у
ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер
и координации движений.
В рождественскую ночь. Чуть поцарапали - и на небе зажглись яркие звёзды, тонкий месяц выглянул из-за туч
Вечерний город Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.
11. РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ
Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной - это называют эффектом мозаики.
Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить холст, аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!
12. РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Такой способ издавна
использовался народными
13. ТЕХНИКА РАЗДУВАНИЯ
На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно нарисовать деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.
14. СУХАЯ КИСТЬ
Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается - разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т.к. кисть от краски не промывается.
15. КОЛЛАЖ
Это техника сочетание аппликации и рисования, причём аппликация может быть самая различная из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала. Можно использовать вырезки из журналов, бусинки, ракушки, пуговицы, макаронные изделия, пластилин. В работы можно включить различные дополнительные детали для усиления выразительности композиций.
16. ИГРА С СОЛЁНЫМ ТЕСТОМ
Техника проводится как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку растительного масла, половину или более стакана воды. К смеси можно добавить пищевые красители или порошкообразную краску. Из этого состава можно создавать различные фигурки, маски, скульптурки. Эта работа интересна тем, что она позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Игра с тестом позволяет проигрывать проблемные ситуации ребёнка, выплёскивать их, т.е. снижать эмоциональное напряжение.
17. МОНОТИПИЯ + КЛЯКСОГРАФИЯ
Что прячется в цветном пятне?, На что похоже?
Методический прием: лист бумаги складывают пополам. Набирают краску на кисть, стряхивают на лист, затем отпечатывают чистой половиной листа и проглаживают рукой. Определяют, на что похоже изображение. Находят сходство со знакомым объектом, дорисовывают карандашом или кистью необходимые детали.
Пушистые рисунки
Тема Узор из льдинок
Методический прием: на лист бумаги свечой наносят произвольные штрихи, затем поверхность раскрашивают акварелью оттенками холодных тонов. После высыхания краски ножницами вырезают геометрические фигуры (можно использовать трафареты). Получаются льдинки, из которых по усмотрению детей на листе бумаги выкладывается узор.
Тема Дворец Снежной Королевы
Методический прием: на листе бумаги нарисован силуэт дворца Снежной Королевы. Дети из льдинок выкладывают (заполняют) башни, шпили, окна и т. д. Затем прорисовывают недостающие детали, проявляя творческие способности
Темы Елочки, Осенние листья
Методический прием: тот же.
18. МОНОТИПИЯ + ПАЛЬЧИКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Тема На ладошку села бабочка
Методический прием: на ладонь наносят краску, отпечатывают ее на листе бумаги. Отдельно на листе способом монотипии рисуют бабочку, вырезают и прикладывают на изображение ладошки.
Тема Согреем цветок на ладони
Методический прием: тот же
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Тема Волшебные листочки, На что похоже?
Методический прием: на листах нарисованы геометрические фигуры. Педагог предлагает нарисовать то, что прячет в себе листочек или на что похож.
Тема Незаконченные рисунки
Методический прием: педагог рассказывает, что обнаружила у себя на столе незаконченные рисунки. Это карандаши ожили ночью, начали рисовать, но не успели закончить. Дети дорисовывают.
АВАНГАРД
Большой потенциал для раскрытия детского
творчества имеет авангардное искусство:
кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Авангардисты
проявляют обостренный интерес к уникальности
детского мышления и видения мира, отраженных
в детских рисунках. Их творчество является
родственным детскому. Они, как и дети,
отражают действительность не так, как
ее видят, а как знают, чувствуют, выделяют
то, что считают главным: одушевляют неживые
объекты и считают, что детская изобразительная
деятельность развивает не только детей,
но и взрослых.
КУБИЗМ
Название модернистского направления кубизм начала XX века происходит от слова куб. Кубизм возник во Франции в 1908 г. Создателем течения был испанец по происхождению П. Пикассо. Кубизм входил в круг бунтарских течений, бросивший вызов буржуазному миропорядку. Противопоставляли ему простые формы, элементарные мотивы, аскетический цвет (бледно-коричневый и серые тона, кое-где зеленоватые, тускло-голубые). Главным выразительным средством для кубистов были линии и плоскости (последние часто треугольные). Круг изображаемых предметов был весьма узок: портреты, здания, натюрморты. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои работы куски газет, обоев, тканей и т. д.
Кубический период мир машин, холодный и бездушный. В этом мире вынужден жить человек. Кубизм это упрощение форм, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур. В стиле кубизма созданы картины П. Пикассо: Авиньонские девушки, Голубь мира, Герника.
Знакомя с особенностями
этого направления
Тема Новые игрушки
Методический прием: дети придумывают новые игрушки, которых нет в магазине, не существует в окружающем мире. Предлагаются трафареты в виде геометрических фигур. Дети придумывают названия игрушкам.
Темы В стране роботов (мечтаем о будущем, представляем их внешний вид, их назначение).
Методический прием: тот же.
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Абстракционизм беспредметное искусство.
Родоначальники художники-авангардисты
В. Кандинский, К. Малевич, Ф. Леже. Абстракционисты
считают, что точно выразить эмоциональное
состояние человека, движение, смех, цвет, аромат можно
только в беспредметной живописи.
Картины художников, работающий в данном направлении, состоят из хаотичных пятен, небрежных мазков, густых слоев краски.
Методический прием: любой по выбору.
Темы Тучи по небу летают (кляксография), Волшебная капля (монотипия), Весело или грустно, Что я вижу? (под оркестровую музыку), Рисую музыку (с закрытыми глазами).
СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Сюрреализм
Тема Рисунок в несколько рук
Методический прием: дети делятся на подгруппы по три человека. Каждая получает лист бумаги. Первый ребенок рисует нечто, подсказывающий образ, со смыслом или без. Второй ребенок рисует, отталкиваясь от первоначального замысла (наметки), используя его в качестве элемента другого изображения, но с иным значением. Третий ребенок не дополняет рисунок первых двух детей, а меняет его направление.
Например: первый рисует овал глаза; второй добавляет к нему куриные ноги; третий рисует вместо головы цветок.
На данном занятии конечный результат должен интересовать педагога меньше, чем сама игра. Интересна и борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами и навязать свои. В результате занятия-игры появляются необычные персонажи (чудо-юдо), фантастический пейзаж и т.д.
МОЗАИКА
Тема Цветы в вазе
Методический прием: детям предлагают материал (кусочки рваной бумаги глянцевых журналов), клей ПВА. Затем ребята рисуют силуэт цветов, вазы на листе. Выкладывают изображения из кусочков бумаги по силуэту. Педагог знакомит детей с мозаикой.
РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
Информация о работе Развитие творческих способностей нетрадиционными техниками и материалами