Развитие творческих способностей нетрадиционными техниками и материалами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи исследования:
1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.
2. Выявить особенности формирования выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 6
1.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников 6
1.2 Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования 11
1.3 Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками 19
1.4 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей 23
1.5 Развитие эстетических чувств посредством нетрадиционной техники рисования 26
1.6 Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 28
2 Методические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 30
2.1 Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам рисования 30
2.2 Характер рисования у детей от 2 до 3 лет 34
2.3 Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества 37
2.4 Серии занятий по развитию творческого воображения детей 37
2.5 Игры и творческие задания с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности 50
3 Опытно экспериментальная работа 68
3.1 Констатирующий эксперимент 68
3.2 Формирующий эксперимент 70
3.3 Итоговый эксперимент 72
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ж 86
Приложение И 87

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

 

1.5   Развитие эстетических чувств посредством нетрадиционной техники рисования

При  наблюдении  предметов  и  явлений  окружающей   жизни   у   детей дошкольного возраста легко возникает волнение,  в  котором  в  неосознанном, зачаточном виде имеется и эстетическое  чувство.  Детей  волнует  восприятие яркого цвета, блестящей поверхности,  повторность элементов,  симметрия в расположении частей. Но эти ощущения и чувства вначале неясны,  нестойки  и неглубоки. Чем более осознанно начинает  ребенок воспринимать  окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства.

Изобразительная    деятельность    только   тогда   может   приобрести творческий характер,  когда  ребенок  руководствуется  замыслом,  направляет свои усилия на создание образа таким, каким он себе его представляет,  а  не таким, каким он случайно получился.

Для создания образов  в рисунке нужно не только развитие  эстетического восприятия и чувств, но и формирование у детей ясных  и полных  представлений о предметах, которые они видели  ранее,  с  которыми  имели  дело. Качество представления зависит от  того,  как предмет воспринимался.  Эстетическое восприятие содействует образованию и соответствующих представлений. В    них отражены эстетические качества предметов и явлений.  В рисунок ребенок не просто переносит то, что запомнил: он  что-то  думает  о  предмете,  у  него возникают какие-то переживания в связи  с  этим  предметом.  Формирование  у детей ясных и полных  представлений  и  способности  перерабатывать  их  при помощи воображения – одна из задач эстетического воспитания.

Нетрадиционное  рисование  приобретает   заинтересованный,   активный, эмоциональный   характер.   Изобразительная    деятельность    может    быть использована для  воспитания у детей любви ко всему  лучшему,  справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В  процессе  применения  нетрадиционной  техники  выполнения   рисунка ребенок вспоминает те явления  и  события,  которые  хочет  выразить,  вновь испытывает те чувства, которые были  вызваны  данным  событием.  Ребенок  на словах дает определение, характеристику тому  предмету,  который  рисует.  В этих словах он выражает  свою  оценку,  свое  отношение.  Как  бы  проста  и несовершенна ни была детская работа,  она  ценна  тем,  что  хранит  в  себе замыслы, стремления, чувства маленького автора.  В  этих  несложных  работах заключены глубокие чувства и переживания детей.

Для создания рисунка  необходимо   проявить  усилие,   приложить  труд, овладеть умениями рисовать предмет той или иной формы и  строения,  а  также овладеть  навыками  обращения  не  только  с   карандашом  и  кистью,  а   и рисованием по  сырой  бумаге,   тампонирование,  набрызг,  печать  от  руки, цветные ниточки и т.д.

Правильное владение этими инструментами  требует  известной  затраты физических сил, трудовых  навыков.  Усвоение  умений  и  навыков  связано  с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство,  выдержка.

У детей  воспитывается  умение  трудиться,  добиваться  получения  желаемого результата.

В изобразительной  деятельности  сочетаются  умственная  и  физическая активность. Эта деятельность  является  средством  развития  ценных  качеств детской личности: сознательности, целенаправленности и  самостоятельности  в выполнении  работы,   настойчивости,   умения   довести   дело   до   конца, аккуратности, умения заняться полезным делом.

Формирование  всесторонне  развитой  личности,  как  мы  уже  сказали, начинается с младенчества. Значит,  в  дошкольном  учреждении  такая  работа должна начинаться  с  ясельной  группы.  Знания  малышам  следует  давать  в системе, и в эту систему обязательно должно  входить рисование.

В создании того или  иного  художественного  образа  ребенок  идет  от эмоционального восприятия объекта, от цветового  пятна,  которое  постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.

Впоследствии все больше внимания уделяется передаче основных отношений и  характеристик  предмета  (особенности  формы,   специфические   признаки, относительные размеры  и функции и т. д.), а также отношений  в  мире  людей, между  человеком  и  окружающим  его  миром,  отношений   между   предметами (двухфигурные композиции, предметно-сюжетный рисунок).

Все это  дает  ребенку  возможность  в  дальнейшем  создавать  сложные многофигурные   композиции,   передающие   его   эмоциональное    отношение, состояние, настроение и впечатление.

 

1.6 Характеристика нетрадиционных  техник рисования в работе  с детьми

 

Анализ процесса изображения  показывает, что для создания рисунка  необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой – умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги. Следовательно, требуется специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений.

Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (кисть, карандаш), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании. Овладев графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию.

Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской  без кисти – размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной  свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т.д.

Доступность использования  нетрадиционных техник определяется возрастными  особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении  следует с таких техник, как  рисование пальчиками, ладошкой, обрывание  бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, тычок жесткой полусухой кистью, черно-белый граттаж (грунтованный лият), цветной граттаж, тычкование, тиснение, скатывание бумаги, свеча + акварель, печать по трафарету, оттиск пробкой, оттиск паролоном, оттиск печатками из ластика, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев, набрызг, монотипия предметная, монотипия пейзажная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, кляксография обычная, восковые мелки + акварель, акварельные мелки.

 

 

,

 

 

 

 

 

 

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК  РИСОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Методы и  приемы обучения нетрадиционным  техникам рисования

 

Для  того чтобы  осуществить  основную  задачу  программы  –  подвести детей  к изображению, воспитатель  использует различные приемы обучения.

Развивая координацию  рук детей, обучая их наносить определенные  линии на бумагу, воспитатель использует  в  образной,  эмоциональной  форме  может провести игру: он делает рукой с карандашом однородные  ритмичные  движения, вначале более простые (дугообразные, взад – вперед),   затем  более  сложные (вращение на одном месте – клубки), а дети повторяют эти движения. При этом он говорит равномерно: "Туда – сюда"  или "Вверх–вниз",  а позже называет движения: "Дым идет, дым идет!"  и т.  д.   Игра  такого  рода,  если  она проводится весело и соответствует желанию ребенка,  содействует развитию более координированных, смелых и ритмичных движений.  Дети  затем  по  своей инициативе  охотно  повторяют  их.  Они  запоминают  и   названия,   которые воспитатель дает получаемым  штрихам:  "дым  идет",  "дождь  капает",  "снег падает", "огонек горит". Движения и получаемые штрихи ассоциируются у  детей с  известными  им  явлениями.  Процесс  рисования,   отражающий   какое-либо явление, наблюдаемое в  жизни,  увлекает  ребенка,  и  он  ищет  возможности выразить его в рисунке.

Большое  место  в  обучении  рисованию  детей  первой  младшей  группы занимает  показ  правильных  приемов  пользования  карандашами  и  красками, правильных  приемов  изображения.  Эффективным  приемом   обучения   малышей является   прием   пассивных   движений,   когда   ребенок  действует    не самостоятельно, а с помощью взрослого: педагог вкладывает  в пальцы  малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребенка.

Мышцы ребенка  еще очень  слабы,  особенно  мышцы-разгибатели,  поэтому очень  скоро после  начала  занятия  ребенок  начинает  склоняться  ниже  над столом. Педагог должен поправить позу всех детей.  На  последующих  занятиях также необходимо следить за сохранением правильной позы, но для  большинства детей достаточно будет одного словесного напоминания.

Часто бывает, что  воспитатель, показав, как держать  карандаш,  смотрит на детей и  не замечает,  что  некоторые  держат  его  неправильно:  щепотью, двумя  пальцами, кулаком или в левой  руке. Если эти неправильные  способы  не исправить сразу, ребенок к ним привыкает и позже с трудом  осваивает другую манеру. Неверно ограничиваться одними словесными замечаниями:  "Аня,  возьми карандаш правильно!" Сам ребенок, не имея опыта действия  с карандашом  или кистью, не может исправить положение. Ему надо  показать  это  практически, взяв руку малыша в свою и положив пальчики как следует. В  процессе  занятия надо чаще обращать внимание на то, как дети держат  карандаш,  и  поправлять по мере надобности, чтобы у детей не закреплялся неправильный способ.

Нужно, чтобы занятия рисованием  доставляли  детям радость.  В этом большую роль играет эмоциональное отношение педагога  к занятиям,  умение заинтересовать детей, вызвать желание заниматься.  Важно проявить  чуткое, внимательное отношение к ребенку, вовремя  подбодрить  его.  Если  малыш  не привык к режиму детского сада и какое-то время отказывается  заниматься  или не выполняет задания воспитателя,  надо  относиться  к  этому  спокойно,  не упрекая ребенка.

В зависимости  от  содержания  задания  детям  может  быть  предложена цветная бумага. Так, нарисовать "Как солнышко светит в окошко"  дети  смогут интереснее и выразительнее, если дать им  бумагу  (окошечки)  не  белого,  а серого или синего цвета. На этом фоне солнышко (оранжевое пятно) будет  ярче светить. Дети радуются теплому солнышку, воспитатель напоминает им стихи:

      Смотрит солнышко в окошко,

      Светит в нашу комнатку.

      Мы захлопаем в ладошки,

      Очень рады солнышку.

Включение художественного  слова повышает  положительное  эмоциональное отношение к занятию, способствует формированию  образного  представления  об изображаемом.

Предложив нарисовать карандашом или красками яркое,  теплое  солнышко, воспитатель, используя  информационно-рецептивный метод,  сопровождает  показ изображения словами:

      Нарисуем желтый круг,

      Много палочек вокруг —

      Это солнышко сияет.

Использование стихотворений, потешек, песенок на  занятиях  рисованием является важным методическим приемом.

Целесообразно перед  занятием  рисованием  вызвать  активность  детей: попросить кого-либо подойти к мольберту и показать, как  он  будет  рисовать солнышко, листочки (можно этот прием повторить). Остальные дети с  интересом наблюдают, как их товарищи рисуют. Им очень хочется  самим  взять  карандаш, кисть и рисовать на своем листе.

В первой младшей группе применяется сотворчество  педагога  с  детьми.

Воспитатель рисует, например, на большом листе елочку или дом, а дети  затем "зажигают" на ее ветках  и  в  окнах  дома  яркие  огоньки  (рисуют  мазками  оранжевого, желтого цвета и т.д.). Благодаря совместным усилиям  педагога  и детей создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя  елка.  В  этом случае необходимо использовать сочетание контрастных цветов.

Такие занятия целесообразно  проводить с небольшой группой  детей  (5-6 человек). Хорошо в конце занятия предложить детям рассмотреть,  какие  яркие огоньки зажглись в темных окнах или  на  ветках  темно-зеленой  елки  и  так далее.

В течение года воспитатель  предлагает детям рисовать  по  их  желанию, обращая   внимание   на   случайно    полученные    изображения,    отмечает выразительность этих рисунков.

В начале года, когда дети лишь  начинают  осваивать  движения  разного характера, в их рисунках напрасно искать сходство  с  отдельными  предметами окружающей действительности. Только постепенно, когда дети  уже  произвольно повторяют случайно полученное  изображение,  воспитатель  может  спрашивать, что нарисовано, может предлагать что-то изобразить.

С детьми 2,5 лет можно проводить  отдельные занятия типа игры  "Угадай, что  нарисовано".  Детям  даются   для   рассматривания   рисунки,   и   они рассказывают, что нарисовано (солнышко, домик, флажки, цветочки  и  т.  д.).

Если  дети  затрудняются,  воспитатель  сам  отмечает  наиболее  характерные рисунки, например: "Нарисована высокая густая травка", "А вот веточка как наклонилась,  наверно,  ветерок   подул",   "Шарики   воздушные   полетели", "Цветочки большие и маленькие растут на полянке" и т. д.

В  рисунках  постепенно  возникает   понятная   для   взрослых   форма изображения. Они становятся узнаваемы не  только  для  взрослых,  но  и  для детей, что доставляет ребенку большую радость. Детские  рисунки  приобретают элементарную  выразительность  благодаря  ритму  пятен,  штрихов,  а   затем отдельных элементов.

Информация о работе Развитие творческих способностей нетрадиционными техниками и материалами