Развитие творческих способностей нетрадиционными техниками и материалами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи исследования:
1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.
2. Выявить особенности формирования выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 6
1.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников 6
1.2 Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования 11
1.3 Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками 19
1.4 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей 23
1.5 Развитие эстетических чувств посредством нетрадиционной техники рисования 26
1.6 Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 28
2 Методические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 30
2.1 Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам рисования 30
2.2 Характер рисования у детей от 2 до 3 лет 34
2.3 Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества 37
2.4 Серии занятий по развитию творческого воображения детей 37
2.5 Игры и творческие задания с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности 50
3 Опытно экспериментальная работа 68
3.1 Констатирующий эксперимент 68
3.2 Формирующий эксперимент 70
3.3 Итоговый эксперимент 72
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ж 86
Приложение И 87

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

Отечественные исследователь  психологии детского творчества Е.И. Игнатьев писал: «от простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребёнок переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной деятельности ребёнка, слово всё больше и больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приёмы и способы изображения...»

Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, передаёт сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно  должно выглядеть. В этом заключается изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создаёт изображение по заданию педагога. Определяя композицию (расположение изображений на листе бумаги), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.

 

 

 

    1. Состояние проблемы  обучения дошкольников  технике рисования

Содержание обучения детей рисованию рассматривалось в педагогических исследованиях. На основе работ психологов А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.М. Теплова и других  по проблеме детского рисунка Лазарь Т.И.  условно разделила педагогические исследования  на три группы.

Первую  группу составили исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Е.Г. Ковальской, В.Б. Косминской, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других, направленные на определение и совершенствование содержания обучения всем видам рисования.

Пристальное внимание видного педагога и исследователя  детского рисунка Н.П. Сакулиной было направлено к тому, чтобы определить содержание обучения рисованию детей дошкольного возраста. В качестве самостоятельных она выделяла такие виды рисования, как предметное, сюжетное, декоративное и по замыслу. Именно в её работах получила реальное воплощение мысль о необходимости при построении содержания обучения рисованию сделать исходными задачи, направленные на овладение детьми изобразительными и техническими навыками и умениями.

Н.П. Сакулина постоянно подчеркивала важность систематичности и последовательности в содержании обучения детей рисованию. Её  исследования обеспечили возможность  постановки и решения вопроса о взаимосвязи всех видов рисования при определении содержания обучения.

Нина  Павловна убедительно показала, что основные изобразительные и выразительные средства реалистического искусства доступны пониманию детей и могут быть освоены ими в дошкольные годы. Овладение изобразительными средствами не «засушивает» деятельность дошкольника, а наоборот вызывает его интерес и положительный эмоциональный настрой, так как помогает сделать рисунки понятными для окружающих, что далеко не безразлично ребёнку. В книге «Рисование в дошкольном детстве» рассматривается процесс формирования представлений о форме предметов, их строении и пропорциях, об их цвете, композиционном размещении в пространстве, о том, как отражаются эти свойства в рисунках дошкольников.

Т.С. Комарова разработала оригинальную систему обучения детей дошкольного возраста графическим навыкам и умениям, показала необходимость овладения детьми обобщёнными способами действия, позволяющими создавать изображения широкого круга предметов. Вместе с Н.П. Сакулиной Т.С. Комарова впервые подняла вопрос о систематизации обучения детей всем видам изобразительной деятельности, в том числе рисованию. Экспериментальным путём она разработала занятия по всем видам изобразительной деятельности для всех возрастных групп детского сада, начиная со второй младшей.

Вторую  группу составили исследования Е.И. Васильевой, М.А. Раевой, Р.Г. Казаковой и других, в которых содержание обучения рассматривается косвенно, в связи с разработкой наиболее эффективных методов и приемов обучения детей отдельным видам рисования.

Третья  группа - это исследования Н.Ф. Ярышевой, В. А. Езикеевой, Л.В. Компанцевой, Л.В. Пантелеевой, Н.Я. Шибановой, В.Ф, Котляр, Т.Н. Дороновой и других, в которых содержание обучения рассматривалось как развитие пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию (Н.Ф. Ярышева), развитие эстетического чувства цвета у детей 5-7 лет (Л.В. Пантелеева), формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (В.Ф. Котляр) и др.

Исследования  отечественных и зарубежных авторов  (В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина (СССР) Б. Джефферсон (США), Э. Мейман (Германия), К. Риччи (Италия), Л. Тэдд (США) и др.) свидетельствуют, что изображение - процесс сложный, включающий ряд компонентов. У детей, чья изобразительная деятельность строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, необходимо развивать восприятие, знакомить детей с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование у них представлений. Без ясных, отчётливых представлений, невозможно отражать действительность. Чтобы добиться успехов в развитии восприятия и в полной мере обеспечить формирование представлений, детям понадобятся определённые сформированные умения.

Психологи В.П.Зинченко, Б. Г. Мещеряков под умением понимают промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании). На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определенного класса задач. По мере тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык, т.е. действие выполняется полуавтоматически правильно без соотнесения с правилом.

По  мнению Коджаспировой Г.М., умения представляют собой  подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Формируются умения путём упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Исследователи утверждают, что, помимо умений, непременными компонентами деятельности являются навыки.

Существуют  несколько позиций по отношению  возникновения умений и навыков. Одни считают – навыки предшествуют умениям, другие – умения возникают  раньше навыков. Причиной этому служит многозначность слова «умения».

Как утверждает Мижериков, умения – это  экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия. Попадая в новые условия, человек  использует имеющиеся у него знания и навыки.

В данном случае этот перенос навыков рассматривается как умения. Умения относятся к навыкам. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий.

В рисовании необходимо  умение отобразить сформировавшиеся образы, представления в графической форме на листе бумаги. Для этого нужно умение подчинять действия руки задаче изображения, необходима зрительно-двигательная координация, овладение способами создания изображения. Все названные процессы (восприятие, представление, изобразительные движения руки, производимые под контролем зрения) связаны между собой. Исключение одного из звеньев нарушает целостность деятельности, тормозит её развитие.

Григорьева Г.Г. отмечает, что  овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке.

Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве под  техникой (от греческого  — искусная и  — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

То  определение техники рисунка, которое  принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями.

Анализ процесса изображения  показывает, что для создания рисунка  необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех  предметах и их качествах, которые  должны быть нарисованы, с другой —  умения выразить эти представления  в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению техник рисования в дошкольных учреждениях  уделяется еще мало внимания, хотя каждый педагог понимает, что дети, не освоив способы рисования, чувствуют себя беспомощными. Они не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей — все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка  и письма и способ использования  тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их изобразительными возможностями.

В изобразительном  искусстве под техникой  понимается  совокупность специальных навыков,  способов и приемов, посредством  которых исполняется художественное произведение.

То определение техники рисунка,  которое принято в изобразительном  искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие 

заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.

В детском  саду дети традиционно овладевают навыками работы карандашом, кистью, красками.

1-я  младшая группа (3-й год жизни) – Поощрять изобразительный характер рисунка. Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами ,между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.

2-я  младшая группа (4-й  год жизни) – Учить изображать предметы округлой формы, предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений; предметы прямоугольной формы; учить передавать характерный цвет некоторых предметов, закрашивать рисунки карандашами и красками. Учить замыкать линии в округлые формы; проводить прямые линии слева направо и сверху вниз; пересекать линии; рисовать прямоугольные формы. Учить правильно держать карандаш и кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) не близко к отточенному концу или ворсу, сильно не сгибая пальцы, не сжимая ими карандаш. Учить правильному приему обмакивания кисти в краску, промыванию в воде, повторному обмакиванию по мере надобности. Учить слитному, неотрывному, безостановочному движению при проведении линий. Отрабатывать навык правильной остановки движения в нужной точке, ритмичность повторных однородных движений, навык произвольного изменения размаха движения. Отрабатывать навык сохранения направления движения по окружности, по прямой, умение произвольно изменять направление под углом. Отрабатывать различные способы движения с карандашом и кистью при закрашивании: карандаш можно вести неотрывно туда-обратно, кисть только в одну сторону, не прекращая движения на середине.

Средняя группа (5-й год жизни) – Закреплять умение изображать предметы различной (освоенной в предыдущей группе) формы, как одночастные, так и из нескольких частей, передавать расположение частей, окраску предметов, характерные детали формы. Учить передавать в рисунке округлую, овальную, прямоугольную и треугольную формы; передавать различие между кругом и овалом, прямоугольником и квадратом, различие форм по величине и положению — вертикальному и горизонтальному. Учить рисовать прямые и дуги в разных направлениях. Закреплять навыки и умения, отработка которых начата в предыдущей группе. Учить рисовать прямые линии: вертикальные и горизонтальные при правильном положении руки с карандашом, обеспечивающем осуществление зрительного контроля за движением (при рисовании вертикальных линий рука движется сбоку линии, перпендикулярно ей; при рисовании горизонтальных линий рука с карандашом движется внизу линии, перпендикулярно ей). При рисовании краской учить вести кисть по ворсу в одном направлении. Учить рисовать мелкие предметы, производя движение только пальцами руки, и крупные, включая в движение кисть руки и предплечье. Вырабатывать умение изменять направление движения (под углом, от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

Старшая группа (6-й  год жизни) – Учить выделять в предмете и передавать основную форму крупных частей, затем характерную форму путем добавления деталей, отношение частей по величине и расположению; передавать пропорции форм и строение предметов передавать характерную форму, строение и окраску предметов после тщательного наблюдения натуры, передавать изображение живых существ в движении. Учить передавать основную форму частей предмета, уподоблять ее известным геометрическим формам. Знакомить с формами розеты, многоугольника, используя их в декоративном рисовании. Учить приемам декоративного рисования. Закреплять навыки и умения, приобретенные в предшествующих группах. Учить правильно держать кисть при рисовании широких и тонких линий. Отрабатывать навык произвольной регуляции силы нажима на карандаш. Формировать умение изменять направление движений. Учить подчинять движение соразмерению отрезков по длине. Отрабатывать умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Учить детей рисовать гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными восковыми мелками. Учить использовать простой карандаш для создания подготовительного рисунка. Учить изменять силу нажима на карандаш в целях получения разных оттенков одного и того же цвета. Учить смешивать краски, чтобы получить новый цвет.

Подготовительная к  школе группа (7-й год жизни) – Учить передавать характерную форму, строение, окраску наблюдаемых в натуре, предметов и явлений, их характерные признаки, черты. Учить передавать формы и линии в различном положении в пространстве и в отношении друг к другу. Учить рисованию завитков разного характера. Закреплять ранее усвоенные навыки рисования карандашом и кистью, формировать умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.    Закреплять умение регулировать движения по силе, размаху, длительности, легкости, свободе в зависимости от задач изображения. Продолжать дальнейшую отработку и совершенствование навыков и умений, определяющих изображение формы предметов и ее пространственную характеристику. Совершенствовать умения подчинять движения соразмерению отрезков по длине, подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Учить детей использовать в рисунке разные материалы наряду с уже знакомыми цветными карандашами и красками, цветными мелками. 

Информация о работе Развитие творческих способностей нетрадиционными техниками и материалами