Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа
Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи исследования:
1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.
2. Выявить особенности формирования выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.
Введение 4
1 Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 6
1.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников 6
1.2 Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования 11
1.3 Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками 19
1.4 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей 23
1.5 Развитие эстетических чувств посредством нетрадиционной техники рисования 26
1.6 Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 28
2 Методические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 30
2.1 Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам рисования 30
2.2 Характер рисования у детей от 2 до 3 лет 34
2.3 Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества 37
2.4 Серии занятий по развитию творческого воображения детей 37
2.5 Игры и творческие задания с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности 50
3 Опытно экспериментальная работа 68
3.1 Констатирующий эксперимент 68
3.2 Формирующий эксперимент 70
3.3 Итоговый эксперимент 72
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ж 86
Приложение И 87
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ работа
на тему: « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ И МАТЕРИАЛАМИ »
Выполнила:
Руководитель: |
студентка группы Вз 25 ОНИЩЕНКО Е.В. ______ “__” ______ 2012 г
преподаватель ШЕШЕЛОВСКАЯ А.И. ______ “__” ______ 2012 г |
Результаты защиты: Председатель комиссии: |
______________________ __________/ __________/ ______ “__” ______ 2012 г |
Севастополь, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 6
1.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников 6
1.2 Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования 11
1.3 Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками 19
1.4 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей 23
1.5 Развитие эстетических чувств посредством нетрадиционной техники рисования 26
1.6 Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 28
2 Методические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 30
2.1 Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам рисования 30
2.2 Характер рисования у детей от 2 до 3 лет 34
2.3 Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества 37
2.4 Серии занятий по развитию творческого воображения детей 37
2.5 Игры и творческие
задания с использованием
3 Опытно экспериментальная работа 68
3.1 Констатирующий эксперимент 68
3.2 Формирующий эксперимент 70
3.3 Итоговый эксперимент 72
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ж 86
Приложение И 87
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то новое интересное появилась новая техника рисования.
Нетрадиционная техника рисования – это новое
Актуальность темы исследования. Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения изображения.
В исследованиях
ЕА Флериной, Н.П.Сакулиной,
Т.С. Комаровой, Р.Г.Казаковой, Т.П Казаковой
вопросы развития детского изобразительного
творчества в рисовании рассматривались
в связи с усвоением детьми некоторых
закономерностей рисунка
и изобразительно-выразительных
При выполнении данной курсовой работы была определена ее цель - изучить методику формирования выразительного образа в рисунках детей способами нетрадиционных техник обучения рисованию в младшей группе детского сада.
Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи исследования:
1. Проанализировать многообразие
художественных техник, выявить
нетрадиционные для
2. Выявить особенности
3. Разработать и
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников
Формирование творческой
личности одна из важнейших задач
педагогической теории и практики на
современном этапе. Решение её должно
начаться уже в дошкольном возрасте наиболее
эффективное средство для этого — изобразительная
деятельность детей. Принимая во внимание
то, что развитие творческих способностей
возможно у всех детей, независимо от их
уровня интеллектуального развития. Развитие
креативности (от английского creativity —
способность к творчеству), способствует
более успешному решению любых жизненных
проблем. Творчество является одним из
наиболее важных механизмов детского
воспитания и самовоспитания.
Основной
показатель творчества, который учёные
рассматривают как деятельность высшего
уровня, - новизна её результата. Казалось
бы, с этой позиции говорить о творчестве
детей нецелесообразно, поскольку они
не создают ничего объективно и принципиально
нового. Более того, процесс создания окрашен
субъективной позицией творца, его индивидуальностью.
Однако отечественные психологи и педагоги
(Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец,
Н.Н.Поддьяков, Н.П.Сакулина, Е.А.Фрелина
и другие) сумели доказать: творческие
возможности детей проявляются уже в дошкольном
возрасте. Пример тому — интересные, порой
оригинальные рисунки, конструкции, стихотворения.
Л. Парамонова выделила три особенности детского творчества.
Первая важная особенность детского творчества новизна открытий субъективна.
Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребёнка имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребёнок в отличие от взрослого, для которого решение проблемы (осознание, поиск подходов) самый трудный и мучительный процесс, с лёгкостью начинает интересную для него деятельность.
Третья особенность детского творчества, которая, безусловно, связанна с первыми двумя и особенно со второй. Увлёкшись поиском, ребёнок обязательно стремится закончить интересную для него деятельность положительным результатом.
Педагогическая практика должна строится с опорой именно на эти особенности творчества, несмотря на то, что они демонстрируют несовершенство психических процессов в развитии ребёнка, столь естественных в этот возрастной период.
Своё понимание творчества, известный исследователь А. Лилов выразил так: «...творчество имеет свой общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создаёт общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью».
В своём исследовании
В.Г.Злотников указывает, что художественное
характеризует непрерывное
По мнению Мухиной
В.С. собой изобразительное
1. Ребёнок дошкольного
возраста рисует, вырезает, наклеивает,
при этом создаёт субъективно
новоё, новое для себя самого.
Общечеловеческой новизны и
2. Изобразительная деятельность
детей как прообраз взрослой
деятельности заключает в себе
общественно-исторический опыт
Известный советский педагог В.Н.Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребёнка, подчёркивала: «Мы его (художественное детское творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».
Известный исследователь детского творчества Е.А.Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
А.А. Волков, характеризуя изобразительное творчества дошкольников, писал: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослого принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитать и у ребёнка для того, чтобы успешно развивать в нём творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу тля творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательным — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве виденное ими».
Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И.Я.Лернер определяет такие черты творческой деятельности:
1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
2) видение новой функции предмета (объекта);
3) видение проблемы в стандартной ситуации;
4) видение структуры объекта;
5) способность к альтернативным решениям;
6) комбинирование ранее
известных способов
И.В. Лернер утверждает, что творчеству можно учиться, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
Создавая изображение, ребёнок осмысляет качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанных с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации. Чем же характеризуется творчество?
Обратимся к работе Б.М.Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без неё все другие достоинства теряют значение».
Этому условию, естественно,
удовлетворяет то творчество, которое
возникает у ребёнка
Таким образом, возникает большая педагогическая проблема—поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка действенное подлинное желание «сочинять».
Информация о работе Развитие творческих способностей нетрадиционными техниками и материалами