Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:09, курсовая работа
Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи исследования:
1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.
2. Выявить особенности формирования выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.
Введение 4
1 Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 6
1.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников 6
1.2 Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования 11
1.3 Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками 19
1.4 Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей 23
1.5 Развитие эстетических чувств посредством нетрадиционной техники рисования 26
1.6 Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 28
2 Методические основы применения нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте 30
2.1 Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам рисования 30
2.2 Характер рисования у детей от 2 до 3 лет 34
2.3 Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества 37
2.4 Серии занятий по развитию творческого воображения детей 37
2.5 Игры и творческие задания с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности 50
3 Опытно экспериментальная работа 68
3.1 Констатирующий эксперимент 68
3.2 Формирующий эксперимент 70
3.3 Итоговый эксперимент 72
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 81
Приложение Б 82
Приложение В 83
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ж 86
Приложение И 87
Обогащая детей новыми представлениями, воспитатель будет способствовать формированию в рисунке первоначальных образов. Организуя просмотр всех детских рисунков в конце занятия, педагог воспитывает у детей интерес к результатам их деятельности, умение всматриваться в свои рисунки и рисунки других детей, учит радоваться их разнообразию, яркости, отмечать сходство изображенного с предметом или явлением.
2.2 Характер рисования у детей от 2 до 3 лет
Впервые организованно привлекают детей к изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада. Поэтому объем программы обучения невелик.
Как можно характеризовать детей третьего года жизни? Они более активны по сравнению с детьми второго года жизни, стремятся к самостоятельным действиям с предметами и материалами; обогащается запас их представлений, развивается речь: они проявляют интерес к рисованию. Вот почему необходимо воспитывать у детей с самого начала положительное отношение к рисованию как к изобразительной деятельности, побуждать создавать образцы предметов и явлений окружающего мира.
Ребенка учат замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге, постепенно находить сходство получившихся штрихов и линий с предметами. Вовремя заданный вопрос ("Что ты нарисовал?") заставит ребенка задуматься, привлечь свой опыт, полученный в процессе знакомства с окружающей жизнью. Вначале чаще всего на подобный, вопрос малыш ответит молчанием. Это и понятно, так как ребенок не ставил перед собой цель что-то нарисовать.
В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать названия некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке — радостное открытие для ребенка, но преднамеренно повторить рисунок, в форме которого он случайно нашел сходство, малыш еще не может.
Несомненно, большое значение для понимания собственного рисунка имеет рассматривание иллюстраций. Педагог раскрывает детям содержание изображаемого, помогает сравнивать его с реальными предметами.
Большое значение приобретает слово, определяющее предметное содержание рисунка. За год (от 2 до 3 лет) движения, производимые рукой ребенка с карандашом, делаются энергичнее, разнообразнее. Ребенок уже преднамеренно может производить и повторять определенные движения, например вращательные (часто ассоциируются с движением "клубов дыма"); однонаправленные (ассоциируются с "дорогами", "движением поезда, машины"). Перекрещивание линий, излом под углом, замыкание округлой линии обычно возникают случайно, и ребенок не может воспроизвести этого движения.
Цвет карандашей и красок приобретает в период от 2 до 3 лет еще большее значение, чем это было ранее. Постепенно дети все более прочно запоминают и различают четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Цвет также вызывает предметные ассоциации. Штрихи красного цвета дети называют "огоньком", зеленого – "травкой", "елочкой" и т. д.
Ребенок меняет цвет карандаша, покрывает лист короткими штрихами или мазками красного, синего, желтого цвета и воспринимает это как красивое.
Дети 2 - 3 лет рисуют не только карандашами, но и красками. Вначале дети не уверены в своих действиях, долго не решаются приступить к работе. Их пугает новый материал: кисточку они берут робко, за самый кончик, или крепко зажимают в кулачок. Некоторые вращают сухую кисть на бумаге или, наоборот, быстро опускают кисть в краску и сразу переносят ее на лист. Возникают пятна в разных частях бумаги. Ребенок удивлен их появлением, иногда пальчиками трогает пятно, смотрит на выпачканный палец и старается вытереть краску, несколько раз опускает кисть в краску и закрашивает лист.
Постепенно детей привлекает не только процесс закрашивания, но и цветовые пятна разных очертаний. Дети ритмично наносят мазки по всему листу или закрашивают его полосками. Если остаются свободные участки, они тут же их закрашивают. Характер первых цветовых "композиций" различен. У одних чаще можно наблюдать в рисунках крупные цветовые пятна, другим же нравятся небольшие пятнышки, которые покрывают весь лист.
Ассоциации у детей возникают по цвету и очертаниям пятна. Так, большое пятно красного цвета ребенок называет цветком, флажком, желтого – слоном, солнышком.
Однако кроме карандаша и кисти применяются также и нетрадиционные виды техник рисования:
Пальцевая живопись (пальчик-кисточка)
Рисование пальцем – один из самых доступных для этого возраста видов
нетрадиционных техник рисования. Дети рисуют пальчиком методом "тыканья", примакивая (бусинки, ягодки), мазками (дождик), растирание круговыми движениями (клубочки). Чтоб на пальчик не набиралось лишней краски, предлагается на дно розетки с краской положить тоненький поролон.
К пальцевой живописи относится рисование всей ладошкой руки (лучи
солнышка, хвост петушка), ступнями ног (водою на асфальте).
Тампование
Для этой техники необходим кусочек поролона в форме короткой толстой палочки. На один край можно одеть колпачок из-под губной помады, чтоб руки оставались чистыми. Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберем краску на тампончик и, слегка дотрагиваясь, рисуем что-нибудь пушистое, легкое, прозрачное.
Штампование
Чтоб освоить эту технику, необходимо изготовить печать–клеше. На деревянный брусок с гладкой поверхностью можно наклеить разные вырезанные рисунки (из шпагата, пенопласта и т.п.). В роли клеше может быть колпачок из-под фломастера, катушка от ниток. Клеше можно вырезать на овощах. Для палитры используется штемпельная подушечка.
2.3. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.
2.4 Серии занятий по
развитию творческого
При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы:
1) свобода выбора ребенком
3) положительное принятие
Рисование в технике “монотипия”.
"Волшебные звери".
Программные задачи: познакомить с монотипией, развивать творческое воображение, наблюдательность.
Материал: Монотипия для каждого ребёнка, фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов, клей ПВА, пластилин, иллюстрации животных из сказок.
Ход занятия:
Перед началом занятия рекомендуется подготовить выставку с использованием иллюстраций, фотографий, репродукций картин о животных. Здесь могут быть выполненные аппликации животных.
Педагог: "У нас в гостях - животные. Одних Карандаш рисовал для сказок. Это сказочные животные. Других животных Карандаш сфотографировал на природе. И выглядят они совсем иначе. В сказках животные умеют разговаривать, наряжаться в красивые одежды, ходить на двух лапах. А в жизни животные не говорят, а издают разные звуки. Какие (каждый из детей имитирует голос какого-либо животного, а другие угадывают). Животных можно нарисовать карандашом, мелками, красками. По таким рисункам их легко узнать. Труднее обстоит дело, когда перед нами волшебный, таинственный зверь. Как может такой зверь называться? Например, Котозверь, или Барсокрыс. Придумайте и своих волшебных зверей. А помогут нам кляксы". Перед началом работы взрослый вместе с ребёнком рассматривает монотипию и определяет, где может быть спрятано изображение зверя, какое оно. Силуэт можно обвести фломастером. Затем по контуру вырезать изображение. Дополнить его отдельными деталями, используя фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов. Закрепить на клей или пластилин.
В конце занятия можно предложить каждому ребенку рассказать о своем звере, как его зовут, какие у него повадки, что он любит делать…
"Во что превращаются кляксы?"
Программные задачи: Познакомить детей с техникой монотипии, последовательностью ее выполнения, развивать творческое воображение, наблюдательность.
Материал: глянцевая бумага для монотипии, гуашь семи цветов, кисти мягкие, кафельная плитка или оргстекло.
Зрительный ряд: монотипии с изображением разных узоров, силуэтов.
Ход занятия:
Педагог: "Какими разными материалами приходится рисовать Карандашу - карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг на друга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены эти работы. (Дети рассматривают и называют технику и материал исполнения картины – гуашевые краски, тушь, бумага, карандаш и т.д.)
Чтобы получить такие замечательные картины, Карандашу пришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь это Клякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать?
- Я не только умею
рисовать, - гордо ответила Клякса,
- но и уже нарисовала одну
из замечательных картин. Вот
она. И клякса показала на
изображение, похожее на
- В этом мне помогли добрые Кляксочки. Хотите и вы научиться рисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это делать”. На столе разложены гуашь, кисть, вода, кафельная плитка или оргстекло. Воспитатель объясняет детям, что нужно сделать:
1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.
2. Накрыть листом бумаги
изображение на плитке и
слова: “Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?" 3. Движением руки открыть листок, на котором будет монотипия.
По окончании занятия детские работы рассматриваются, обсуждается, что ребенок увидел в полученном изображении, можно ли найти в нем другие образы.
“Кто спрятался в лесу”.
Программные задачи: учить
детей составлению цветной
продолжать знакомить с монотипией, развивать воображение, связную речь.
Материал: монотипия для каждого ребёнка, вырезанные из черной бумаги силуэты деревьев, фигурки, напоминающие животных, пуговицы, клей ПВА, пластилин, составленная взрослым картина леса из перечисленных материалов.
Ход занятия:
Педагог: “Кляксы превратились в удивительные картины. Представим себе, что мы попали в наши рисунки и оказались в волшебном лесу. Перед нами не просто деревья, а их чудесные превращения. По цвету и форме они скорее похожи на гигантские растения с причудливыми ветвями. (Дети рассказывают о своих работах.) Интересно путешествовать по вашим картинам, но вот что-то мелькнуло среди ветвей. Это обитатели сказочного леса. Кто они? Звери? Птицы? А как они выглядят? А на кого они похожи? Помогите найти тех, кто спрятался в сказочном лесу”. Каждый ребёнок по собственному желанию выбирает одну из монотипий в качестве фона. Из представленного материала нужно отобрать фигурки деревьев, растений, животных и составить из них композицию. Только когда будет составлен окончательный вариант, можно приклеить все детали.
По окончании занятия детям предлагается рассказать о созданном ими лесе: какой он (светлый, дремучий, приветливый…), какие в нем растут деревья, обитают животные.
“Цветы из прошлого”.
Программные задачи: познакомить детей с исчезающими видами растений, занесенными в Красную книгу, развивать воображение и фантазию.
Материал: варианты монотипий, ножницы, клей, кисти жесткие.
Зрительный ряд: открытки с изображениями цветов, цветы, составленные из разрезанной монотипии.
Ход занятия:
Педагог: ‘Как щедро художник-природа одарила цветы красками и формой! Какие они великолепные! Посмотрите на эти иллюстрации. Каждый цветок – произведение искусства. Узнаете цветы? Ландыши, колокольчики, анютины глазки, ромашки, розы… На земле огромное количество цветов. Но, к сожалению, некоторые из них исчезли навсегда. Разные тому причины: холод, мороз губят корни растений, человек вырубает леса, так что цветы там больше не растут. Особенно редкие виды цветов заносят в Красную книгу Природы, чтобы человек бережней и внимательней относился к окружающему миру.
Многие цветы навсегда
исчезли, и теперь мы можем только
догадываться, какими они были. Представить
это нам помогут рисунки-
Дети сами выбирают монотипию, по которой будут составлять цветок. Для этого они должны вырезать отдельные лепестки, веточки и листочки. После того, как будет продумана композиция работы, детали закрепляются клеем.
В конце занятия детские работы можно собрать в одну общую Красную книгу Природы.
“Узоры на камнях”
Программные задачи: продолжать учить работать с монотипией, учить детей замечать красоту линий, различать характерные особенности форм, их многообразие.
Информация о работе Развитие творческих способностей нетрадиционными техниками и материалами