Развитие творческих способностей на уроках кулинарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования рассмотреть творческие способности учащихся на уроках кулинариии.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной теме исследования.
Дать понятия «творчество», «способности», «творческие способности».
Выявить пути и педагогические приемы развития творческих способностей у учащихся на уроках кулинарии.
Разработать урок- соревнование «Хозяюшки».
Провести анализ опроса студентов на предмет отношения их к развитию творческих способностей на уроках кулинарии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей
Содержание понятий «творчество» и «способности»………………...5
1.2 Кулинария, как развитие творческих способностей…………………..9
1.3 Приёмы и методы развития творческих способностей………………12
1.4 Влияние творчества в подростковом возрасте……………………….14
Глава II. Развитие творческих способностей на уроках технологии посредством игр
2.1.Урок-соревнование «Хозяюшки»……………………………………….17
2.2 Результаты опроса студентов…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….....26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Коржева (1).docx

— 94.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «КГУ им. Н. А. Некрасова»

Факультет технологии и сервиса

Кафедра биотехнических, технологических и информационных систем

 

 

 

 

Развитие творческих способностей на уроках кулинарии.

Курсовая работа по теории и методике преподавания  технологии и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2013 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей

    1. Содержание понятий «творчество» и «способности»………………...5

1.2 Кулинария, как развитие творческих способностей…………………..9

1.3 Приёмы и  методы развития творческих способностей………………12

1.4 Влияние творчества в подростковом возрасте……………………….14

Глава II. Развитие творческих способностей на уроках технологии посредством игр

2.1.Урок-соревнование  «Хозяюшки»……………………………………….17

2.2 Результаты  опроса студентов…………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………….....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. [14]

Способности— это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.[13]

Способность к творчеству может в полной мере проявиться только в том случае, если дело, которым он занимается, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Творческий человек, как правило, более успешен во всем. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем.

 Кулинария  является одним из видов творчества. Этот школьный предмет дает девочкам знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей. Исходя из этого- выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объект исследования: учебно- воспитательный процесс по технологии.

Предмет исследования: развитие творческих способностей на уроках кулинарии.

Цель исследования  рассмотреть творческие способности учащихся на уроках кулинариии.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать  литературу по данной теме исследования.
  2. Дать понятия «творчество», «способности», «творческие способности».
  3. Выявить пути и педагогические приемы развития творческих способностей у учащихся на уроках кулинарии.
  4. Разработать урок- соревнование «Хозяюшки».
  5. Провести анализ опроса студентов на предмет отношения их к развитию творческих способностей на уроках кулинарии.

Практическая значимость: разработка мероприятия, направленная на развитие творческих способностей на уроках кулинарии и применение их учителями технологии.

Структура исследования: введение, 2-х глав, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I . Теоретические основы развития творческих способностей

1.1 Содержание понятий «творчество» и «способности».

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут учащимся не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. [4]

Творческий процесс-это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности- это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.   Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность выхода за пределы ситуации, сверхнормативная активность изучения. [10]

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек на первом уровне развития способностей обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей он создает новое, оригинальное. Однако следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности.

Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями. Об этом написано немало трудов великими психологами, педагогами.

В частности, известный психолог Ковалев А.Г. в своих работах о способностях человека, выделил ряд важных условий, при которых можно развивать способности человека:

Знать во всех отношениях ребенка, учитывать его силы и возможности в разных учебных предметах, видах физического труда и общественной работы. Это позволит правильно составить план по формированию способностей.

Обеспечить соответствие между уровнем обученности и уровнем обучаемости. Формирование обучаемости это и есть процесс формирования общих способностей индивидов.

Процесс обучения должен носить творческий характер. Именно он формирует положительное отношение к учению, овладению знаний.

Сочетать обучение с практикой, с трудом. Особое значение имеет организация творческих заданий в труде, без которых невозможно развить творческие силы и способности учащегося.

Вести систематически профориентационную работу с тем, чтобы каждый школьник мог свободно выбирать в соответствии со своими склонностями и способностями специальность и начать готовиться к ней уже в школьный период жизни. [3]

Формировать активные черты личности (самостоятельность, трудолюбие и организованность) без чего невозможна полная реализация потенциальных сил и способностей индивида и максимальное развитие в деятельности.

Правильно сочетать общие требования с индивидуальным подходом к учащимся.

Указанные условия обеспечивают формирование у школьника необходимых психических и нравственных свойств в их единстве, что и составляют внутреннее условие образования цельной, активной личности, способной творчески решать общественно значимые задачи.

В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений.

В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит

вклад в развитие общества и личности ;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата. [1]

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что «неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры».

По мнению И.П. Волкова единственно правильного объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, т.к. проявления человеческой деятельности настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. [5]

Волков в своей книге «Учим творчеству» дает очень много полезных советов для учителей как правильно обучать творчеству. Он пишет, что школьник не может создать оригинальный конкретный продукт, если учитель не будет опираться на уже имеющиеся у него знания. Работы должны выполняться грамотно потому, что грамотность - это правила. Именно они дают на практике мастерство. А мастерство - это квалификация. Творчеству надо учить постепенно, т.е. выполнять работу с элементами творчества. Без самостоятельности, когда ученик сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы, серьезно говорить о творчестве нельзя.

Способность к творчеству может в полной мере проявиться только в том случае, если дело, которым он занимается, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям. Тогда он может реализоваться полностью и, следовательно, проявить себя как творческая личность. Постигая и преобразуя окружающий мир, человек может выступать в трех видах творческой деятельности. Первый - исследование объективно существующих закономерностей, свойств и явлений окружающего мира. Это удел ученых, и итогом их деятельности являются открытия. Второй вид творческой деятельности связан с решением задач, повседневно возникающих в различных областях хозяйственной деятельности. Наиболее оригинальные решения становятся изобретениями. Третий вид творческой деятельности - рационализация.

Развитию творческих способностей также содействует доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и ученика.

Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали общественно-полезное значение своего труда, почувствовали интерес к нему, но и стремились бы показать свои творческие возможности, реализовать их в конкретных трудовых делах.

 

1.2 Развитие творческих способностей на уроках кулинарии.

Одним из ведущих подразделов программы «Технология» является «Кулинария», которая включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами – варкой и жареньем, а также ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола к завтраку и ужину, с приготовлением пищи в походных условиях.

Кулинарией называют искусство приготовления пищи. Она имеет богатую многовековую историю, отражающую древнейшую отрасль деятельности человека, его материальной культуры, собравшую воедино опыт и навыки приемов приготовления пищи разных народов, дошедшие до настоящего времени. Так же она изучает технологические процессы приготовлений качественной кулинарной продукции.[2]

Согласно ГОСТу, кулинарная продукция – совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.

Кулинария является одним из видов творчества. Этот школьный предмет дает девочкам знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

Ещё необходимо помнить, что «Хорошее техническое развитие руки ведёт автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга». Эта мысль сегодня всё слабее реализуется в практике школ. А зря. Взаимосвязь «рука - мозг» состоит в том, что благодаря каждому новому освоенному умению развиваются мозг ребёнка, его ум. Этим вопросом занимался выдающийся психолог Л.С. Выготский, он ввёл понятие «зона ближайшего развития», такой зоной является отрезок пути развития, который предстоит пройти ребёнку, чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, теперь он мог делать самостоятельно. Очередной новой для него высоты ребёнок достигает в результате многократных, последовательно усложняющихся действий, ведущих к прочному овладению новым умением. Занимаясь ручным трудом, ребёнок приводит в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Мозг берёт на себя функции управления новым для ребёнка видом деятельности и, управляя ею, развивается. И так при каждом новом для него виде работы или при внесении усовершенствований в уже ставшее привычным дело. Приобретая новое умение, ребёнок делает шаг вперёд в развитии многих своих способностей. Вот и получается, что отработка уже приобретённых навыков труда и приобретение новых - всё это нужно не только для того, чтобы у человека были золотые руки, но и для того, чтобы у него была умная голова. И так, любой труд, в том числе ручной, если он ведёт к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрёл нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствовать свой ум.[ 6]

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках кулинарии