Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Правовые основы прохождения военной службы женщинами были закреплены в Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1967 г.138 В ст. 16 Закона предусматривалось, что женщины–граждане СССР в возрасте от 19 до 40 лет, имеющие специальную подготовку, могут быть взяты в мирное время на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действительную военную службу. В военное время решением Совета Министров СССР женщины могли быть призваны в Вооруженные Силы для несения вспомогательной или специальной службы. На женщин, принятых на военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, распространялись права и обязанности, а также льготы и преимущества, установленные для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения военной службы женщинами, являлись Положение о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военную службу в Советскую Армию и Военно–Морской Флот на должности солдат, матросов, сержантов и старшин139 (далее – Положение о прохождении военной службы женщинами), и Постановление Совета Министров СССР «О комплектовании должностей офицерского состава, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин и матросов женщинами, принятыми в добровольном порядке на военную службу»140.

В соответствии с данными  нормативными правовыми актами перечни  должностей, на которые могли быть назначены военнослужащие–женщины, утверждался приказом Министра обороны  СССР. Должности офицерского состава в мирное время комплектовались женщинами в возрасте до 30 лет, преимущественно имевшими высшее гражданское образование, родственное по профилю соответствующей воинской специальности; на должности прапорщиков и мичманов назначались женщины в возрасте до 35 лет, имевшие высшее или среднее специальное образование; на должности сержантов, старшин, солдат и матросов – женщины, имеющие образование не ниже 8 классов, положительно проявившие себя по месту работы или учебы.

Порядок прохождения  военной службы женщинами в основном соответствовал установленному порядку прохождения военной службы мужчинами. Дополнительно были урегулированы вопросы, связанные с учетом требований законодательства об охране материнства и детства. Статья 64 Положения о прохождении военной службы женщинами позволяла увольнять военнослужащих–женщин в связи с рождением ребенка по решению командования. Основанием увольнения в данном случае была невозможность дальнейшего исполнения женщиной своих служебных обязанностей, что шло вразрез с требованиями трудового законодательства и порой приводило к произволу со стороны командования – женщину могли уволить в связи с рождением ребенка прежде, чем она получала положенные по закону льготы и преимущества. Военнослужащие–женщины обоснованно жаловались на нарушение своих конституционных прав. Данное положение просуществовало без малого 14 лет, и только в 1990 г. было определено, что женщин можно увольнять с военной службы только после использования ими отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет141. Был также решен вопрос о порядке замещения должностей военнослужащих–женщин на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. В том случае, если должность, замещаемая военнослужащей–женщиной, входила в перечень должностей, на которые могли быть назначены лица из числа гражданского персонала, то при нахождении военнослужащей–женщины в отпуске по уходу за ребенком на ее должность разрешалось брать гражданского специалиста по временному трудовому договору142.

Отношение к военнослужащим–женщинам на рассмотренном этапе точно охарактеризовала журналист И. Жирнова: «Женщины как бы не совсем полноценные военнослужащие: в наряды не ставят, работу ответственную стараются не доверять, ну а о служебном росте, карьере и говорить не приходится. Создается впечатление, что своим выбором они прямо–таки навязали армии свое присутствие и она их, хотя и с трудом, но пока терпит»143.

Наконец, третий этап в истории военно–профессиональной деятельности военнослужащих–женщин (с 1993 г. по настоящее время) характеризуется широким привлечением женщин на военную службу. С 1985 по 1995 г. численность военнослужащих–женщин увеличилась десятикратно – до 350 тыс. человек. Даже после сокращения в начале 2000 г. во всех силовых ведомствах насчитывалось более 500 тыс. представительниц прекрасного пола144. К службе на офицерских должностях стали привлекаться не только женщины, имеющие высшее медицинское или финансовое образование, но и специалисты в области прикладной математики, радиоэлектроники, программисты, психологи, лингвисты, юристы и др. Следует особо подчеркнуть, что основной причиной столь значительного увеличения численности женщин на военной службе являлась нехватка личного состава, вызванная падением престижа военной службы и массовыми увольнениями из рядов Вооруженных Сил мужчин, а никак не стремление к эмансипации и не борьба за равноправие. Безработица в гражданском секторе и наличие социально–правовых гарантий для военнослужащих сделали военную службу привлекательной для лиц женского пола. Согласно исследованиям 1999 г., проведенным в 20 российских вузах, каждая пятая студентка хотела бы стать офицером, каждая седьмая – заключить контракт на прохождение военной службы145. Данные социологических опросов военнослужащих–женщин подтверждают, что среди причин, по которым женщины избрали для себя именно эту сферу самореализации, на первом месте стоят мотивы прагматического характера. Так, решение поступить на военную службу вызвано боязнью безработицы у 73,9% опрошенных, расчетом на социальные льготы – 55,5%, надеждой получить жилье – 44,6%, желанием трудоустроиться по месту службы мужа – 43,9%, стремлением стать независимой и самостоятельной – 43%, интересом к военной профессии – 35,6% (на данный вопрос допускалось дать несколько вариантов ответа). Резко отличаются результаты опроса среди офицеров–женщин: среди причин, обусловивших их поступление на военную службу, прежде всего, были отмечены стремление к независимости и самостоятельности (79,3%), а также интерес к военной профессии (55,2%)146.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими правовое положение военнослужащих–женщин, на данном этапе являлись Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 1993 г.147, Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1993 г.148 Данные законы действовали сравнительно недолго и в 1998 г. утратили силу в связи с принятием Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе»149 и «О статусе военнослужащих»150, которые действуют с изменениями и дополнениями по сей день. Положения действующего законодательства России будут рассмотрены во второй главе, поэтому сейчас подробнее остановимся лишь на положениях законов Российской Федерации от 1993 г.

Законом Российской Федерации  «О воинской обязанности и военной  службе» возраст для заключения первого контракта был установлен: для мужчин от 18 до 40 лет, а для женщин от 20 до 40 лет151, что противоречило принципу равноправия. Основанием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы могло служить наличие у граждан женского пола или у не состоящих в браке граждан мужского пола ребенка в возрасте до 8 лет152, что также ущемляло права лиц, имеющих детей. Причем в данном случае ущемлялись права не только женщин, но и мужчин. Женщин можно было назначать только на должности, предусмотренные в перечнях должностей, подлежащих замещению лицами женского пола153. Предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих–женщин устанавливался для имеющих воинское звание ниже полковника – 45 лет, для остальных – 50 лет154. Никаких дополнительных гарантий при увольнении с военной службы для лиц женского пола установлено не было. Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» предусматривалась возможность предоставления военнослужащим–женщинам отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в порядке, предусмотренном действующим законодательством о труде155, то есть Кодексом законов о труде РСФСР. О распространении на военнослужащих–женщин льгот, гарантий и компенсаций, закрепленных в нормативных правовых актах об охране семьи, материнства и детства, не упоминалось. Никаких других особенностей правового регулирования прохождения военной службы женщинами данными нормативными правовыми актами предусмотрено не было.

Вышеизложенные  материалы позволяют нам заключить, что участие женщин в воинских формированиях как в России, так и за рубежом прошло в своем развитии три этапа. Первоначально оно носило эпизодический характер и не было урегулировано в правовом отношении. На втором этапе появились отдельные нормативные правовые акты, закреплявшие положение женщин сначала в качестве обслуживающего персонала воинских формирований, а затем и участников боевых действий. Таким образом, именно в рамках второго этапа в истории развития военно–профессионального статуса военнослужащих–женщин мы можем говорить о появлении правового регулирования положения военнослужащих–женщин на уровне внутригосударственного права. Для данного этапа характерны различия в правовом статусе военнослужащих–женщин по сравнению с военнослужащими мужского пола: в отношении военнослужащих–женщин осуществлялась политика «двойных стандартов», вводились ограничения, связанные с рождением детей. Только на третьем этапе, с изменением социального статуса женщины в целом, изменился и подход к определению правового положения женщин на военной службе. Во второй половине ХХ в. в большинстве государств при определении правового статуса военнослужащих–женщин законодатели стали придерживаться эгалитарного подхода, предполагающего равные права и обязанности независимо от половой принадлежности, были сняты дискриминационные ограничения в отношении военнослужащих–женщин. Вопросы правового регулирования положения военнослужащих–женщин перестали быть предметом только национального права и были закреплены в международных правовых актах.

 

§3. Правовое регулирование положения военнослужащих–женщин  
в зарубежных вооруженных силах на современном этапе

 

Во многих странах Европы (ФРГ, Франция, Италия, Австрия и др.) пограничное ведомство не является военным, а осуществляет только полицейские функции, соответственно служащие данных органов не имеют статуса военнослужащих. Поэтому мы рассмотрим зарубежный опыт правового регулирования положения женщин на военной службе в вооруженных силах в целом. Наибольший интерес представляет опыт использования женщин на военной службе в ряде стран–участниц НАТО, а также в Израиле, так как в армиях этих стран велика численность военнослужащих–женщин.

Согласно  данным Организации по делам женщин в вооруженных силах стран–участниц НАТО за последние 40 лет число военнослужащих–женщин выросло в 10 раз и достигло в настоящее время почти 290 тыс. человек156. Государства–члены НАТО можно разделить на 4 основные группы, исходя из численности женщин в их вооруженных силах. К первой группе стран с наивысшей абсолютной численностью женщин относятся США, Франция и Великобритания, в которых, согласно данным за 2000 г., женщины составляют 198,4 тыс. чел., 27,5 тыс. чел. и 16,6 тыс. чел. соответственно. Во вторую группу входят Испания, Греция и Германия, в которых численность женщин в армии колеблется от 5 тыс. до 6 тыс. чел., а их доля в вооруженных силах – от 3 до 6%. Особенностью третьей группы стран, в которую входят Нидерланды, Бельгия, Венгрия, Португалия и Канада, является относительно невысокая абсолютная численность женщин при высокой их относительной численности в вооруженных силах – от 7 до 11%. Последнюю группу образуют страны, характеризующиеся невысокой общей численностью военнослужащих–женщин – Чехия (2 тыс. чел.), Норвегия (1,5 тыс. чел.), Турция (0,9 тыс. чел.), Дания (0,9 тыс. чел.), Польша (0,3 тыс. чел.) и Люксембург (0,05 тыс. чел.) и столь же невысокой их долей в вооруженных силах157.

Рассмотрим более подробно опыт ряда зарубежных стран, в которых  женщины имеют право поступать  на военную службу.

Прохождение женщинами военной  службы в вооруженных силах США регулируется разделом 10 «Свода законов Соединенных Штатов Америки», а также директивами Министерства обороны. Рассматривая историю эволюции правового положения женщин в воинских формированиях, мы отмечали, что период до середины 70–х годов характеризуется осуществлением политики «двойных стандартов» в отношении военнослужащих–женщин в США158. Однако после событий в Корее и во Вьетнаме престиж военной службы значительно снизился. В 1973 г. США были вынуждены отказаться от призыва на военную службу. С переходом к комплектованию вооруженных сил на добровольной основе возникла проблема нехватки личного состава. В связи с этим военное руководство США было вынуждено пересмотреть отношение к военнослужащим–женщинам, и в конце 70–х гг. дискриминационные ограничения были сняты. Женские подразделения как отдельный элемент регулярных сил были упразднены, военнослужащие–женщины стали проходить военную службу в одних подразделениях с мужчинами и были уравнены с ними в правах.

В настоящее  время женщины составляют 14,4% офицерского и 14,7% рядового  и унтер–офицерского состава вооруженных сил США,  причем

женщин–офицеров в войсках  больше, чем чернокожих офицеров–мужчин159. Женщины получили право поступать в военные академии США в 1975 г.

Минимальный срок, на который  заключается контракт с женщинами на прохождение военной службы, составляет два года, в дальнейшем контракт может быть продлен по желанию военнослужащей–женщины. При приеме на военную службу учитываются физиологические особенности женщин, для них установлены более низкие по сравнению с мужчинами нормативы по физической подготовке. При обучении в военно–учебных заведениях для женщин на занятиях по физической подготовке бокс заменен на каратэ и дзюдо. Женщины проходят службу в одних подразделениях с мужчинами и обеспечиваются теми же видами довольствия. Проживание организовано в одних казармах с мужчинами, для женщин лишь предусмотрены отдельные спальные помещения и туалетные комнаты.

Несмотря  на принятый в 1991 г. закон, который открыл для военнослужащих–женщин доступ к ряду должностей, ранее относившихся к так называемым «боевым», все же около 30% должностей остаются недоступными для представительниц слабого пола. Женщины не могут проходить военную службу в пехоте, танковых подразделениях, на подводных лодках, а также в иных подразделениях, которые ведут боевые действия в условиях непосредственного контакта с противником. Одной из причин такого запрета является повышенная степень риска, которой женщина может быть подвергнута при попадании в плен. За время войны в Ираке в плен попали всего две женщины. Однако это дало повод ряду противников службы женщин в боевых подразделениях требовать отмены закона 1991 г. Несмотря на это, как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного службой Гэллапа, в целом американское общество положительно относится к допуску женщин на военную службу. Более 70% из опрошенных американцев считает необходимым разрешить женщинам управлять боевыми самолетами, 73% американцев выступили за допуск женщин на подводные лодки, а 60% считают возможным участие женщин в деятельности спецподразделений160.

Что касается мнения самих  военнослужащих–женщин относительно возможности их использования по боевым военно–учетным специальностям, то среди опрошенных, имеющих воинское звание «рядовой», сторонников и противников такого использования оказалось примерно равное количество. Половина опрошенных офицеров–женщин высказалась за учет принципа оптимальности и добровольности при использовании по боевым специальностям, а остальные – за обязательность такого использования161.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран