Правовой статус журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:13, реферат

Краткое описание

Статус журналиста производен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ - доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста главное - право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. Кроме того, в статусе журналиста реализуются профессиональные особые интересы, которые в своей совокупности отличают журналистику от других профессий, это и творческий характер и элемент публичной службы. Отсюда следует обязанность установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а так же, обеспечить ему повышенную правовую защиту.

Вложенные файлы: 1 файл

правовой статус журналиста.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Институт Урбанистики, факультет Прикладная информатика,

заочное отделение

 

 

 

 

 

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАСС-МЕДИА

 

«Правовой статус журналиста»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Казанцева Е. Ю., гр. ЗПИ-442/08

Проверил:  Гуряева Г. А.

 

 

 

г. Екатеринбург 2012 год

Статус журналиста производен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ - доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста главное - право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. Кроме того, в статусе журналиста реализуются профессиональные особые интересы, которые в своей совокупности отличают журналистику от других профессий, это и творческий характер и элемент публичной службы. Отсюда следует обязанность установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а так же, обеспечить ему повышенную правовую защиту.

Именно журналист, непосредственно собирающий информацию и подготавливающий сообщения для последующего распространения, представляет собой ключевую фигуру в СМИ. Деятельность его основана, как правило, на договорных отношениях с редакциями СМИ.

Можно выделить следующие общие права журналиста: искать, получать и распространять информацию, посещать с этой целью государственные органы и учреждения, органы и учреждения общественных объединений или их пресс-бюро, получать доступ к документам и материалам, за установленными законом исключениями, копировать документы и материалы, производить записи, посещать специально охраняемые места стихийных и технологических бедствий, боевых действий, массовых мероприятий и т.п., публиковать свои личные оценки и суждения, распространять подготовленный материал под своим именем или псевдонимом либо анонимно.

К обязанностям журналиста можно отнести: проверять достоверность сообщаемой информации; сохранять конфиденциальность информации и ее источника, если иное не установлено законом; получать согласие лица или его законных представителей на распространение сведений о его личной жизни; ставить в известность лицо, дающее информацию, об использовании для ее фиксирования технических средств; предъявлять по требованию редакционное удостоверение; уважать права, законные интересы, честь и достоинство лиц и организаций.

Злоупотребление правами и нарушение обязанностей со стороны журналиста влечет применение различных санкций, в том числе и запрещение заниматься журналистской деятельностью.

Во многих странах журналисты основывают свою деятельность на соблюдении кодекса профессиональной этики, который, в частности, требует распространять только точные и сбалансированные сообщения, исправлять неправильную информацию, проводить четкое различие между распространяемой информацией и собственными комментариями, не допускать распространения клеветнических утверждений, уважать право на личную жизнь, а также право на справедливое судебное разбирательство.

Права и обязанности журналиста определяются нормами главы V Закона о СМИ, а также отдельными положениями, содержащимися в различных нормативных актах и касающимися вопросов допуска представителей СМИ к информации. В Законе формулируются конкретные специальные правомочия журналистов, вытекающие из конституционного права граждан на информацию, в других же - конкретные ограничения этих правомочий, предопределенные особенностями соответствующего предмета регулирования. Например, закрепленному в части первой статьи 47 Закона о СМИ праву журналиста "искать, запрашивать, получать и распространять информацию" в Законе РФ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (статья 29) корреспондирует следующее правило: "В интересах обеспечения безопасности военнослужащих и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о местах дислокации (передислокации) воинских частей, прохождения службы и жительства военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в столкновениях с вооруженными преступными группами. Информация о служебно-боевой деятельности внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира воинской части, начальника учреждения или военно-учебного заведения внутренних войск".

В данном случае несоответствие нормы положениям Конституции РФ, которая недвусмысленно в пункте четвертом статьи 29 увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну.

Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. Использование средства массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны может быть основанием для направления редакции СМИ предупреждения, а в случае неоднократности - для прекращения деятельности СМИ по решению суда. Если, например, разглашение государственной тайны в СМИ стало результатом действий постороннего лица, то именно это лицо (при наличии предусмотренных законом условий) должно быть привлечено к уголовной ответственности. В то же время основания для признания в деятельности СМИ злоупотребления свободой массовой информации отсутствуют.

В то же время, по общему правилу, журналист не может быть привлечен к ответственности за разглашение тайны: уголовная ответственность наступает только в том случае, если тайна была виновному лицу доверена либо стала известна по службе или работе (статья 283 УК РФ). Разумеется, возможны ситуации, когда государственная тайна доверяется журналисту по службе или работе, например, если он является сотрудником армейской газеты. При этом должны быть соблюдены установленные законом процедуры допуска. Уголовно наказуемое разглашение государственной тайны будет в том случае, если секретная информация стала известна журналисту по службе или работе.

В отличие от государственных тайн, все прочие конфиденциальные сведения имеют иной режим охраны и защиты. Например разглашение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, будет наказуемо, если они добыты незаконным способом (например, путем похищения документов), либо виновное лицо преследовало корыстные цели (статья 183 УК РФ). Для того, чтобы признать незаконным собирание и распространение сведений о частной жизни лица, необходимо установить, что эти действия были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (например, из мести) и причинили вред правам и законным интересам граждан (статья 137 УК РФ).В настоящее время в России имеется довольно развитое законодательство о защите информации. Его основные положения были впервые сформулированы в Указе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. № 2334.

Особую категорию составляют персональные данные, т. е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Их Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" относит к категории конфиденциальной информации. В соответствии с Конституцией он запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. В то же время закон (часть четвертая статьи 11) вводит обязательное лицензирование деятельности негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению пользователям персональных данных, но на профессиональную работу журналистов это не распространяется.

Еще одна категория конфиденциальной информации - коммерческая тайна -­ это режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»). Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная.

Закон о СМИ, понимая, что у средств массовой информации тоже могут быть коммерческие тайны, признает за редакциями право объявлять таковыми отдельные сведения, содержащиеся в редакционных уставах или заменяющих их договорах (часть пятая статьи 20).

Если журналист не нарушил закон, получая информацию, то за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, он ответственности не несет. Согласно части первой статьи 47 Закона о СМИ журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

На каждом предприятии перечень сведений, не подлежащих разглашению индивидуален. Их состав определяется руководителем. Существуют сведения, которые не могут быть закрытыми. Их перечень содержится в Постановлении правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35, а также в ст.5 98-ФЗ. Так, нельзя скрывать учредительные документы, данные лицензий и т.д. При этом любая другая информация, исходя из интересов конкретной организации может быть отнесена к коммерческой тайне. Это могут быть сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства, планы закупок, продаж, партнеры и т.д.

Закон о коммерческой тайне прописывает процедуру превращения общедоступной информации в коммерческую тайну, а также меры по охране конфиденциальности информации (ст.10 Закона № 98-ФЗ):

- необходимо определить перечень информации, которую надо засекретить и отразить на бумаге. Данный перечень принимается как отдельный документ, а может быть составной частью другого документа, его утверждение и введение в действие осуществляется приказом, распоряжением руководителя. С этим перечнем необходимо под роспись ознакомить всех сотрудников, а также указать места хранения носителей секретных данных, список секретосодержащих документов и работников, имеющих доступ к тайным сведениям;

1) производится ограничение доступа к материалам, составляющим коммерческую тайну путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением. Функция контроля обычно возлагается на службу безопасности, либо на службу информационных технологий, либо на руководителей всех подразделений.

2) организовать учет лиц, имеющих доступ к тайной информации. Утверждается должностной список с указанием, какие должности в штате связаны с доступом к коммерческой тайне. Он должен четко указывать на то, работники на каких должностях и к каким именно сведениям имеют доступ. Все эти группы должны обладать разными объемами информации. Руководители предприятия в целом должны иметь доступ к любой информации, касающейся деятельности предприятия, руководители подразделений - информации, касающейся работы вверенного им подразделения, специалист - должны иметь доступ к такому объему информации, который им необходим для профессионального и добросовестного выполнения своих обязанностей, технических персонал - должен иметь минимум доступа к конфиденциальной информации. При допуске рабочего персонала к конфиденциальной информации необходимо помнить золотое правило: «Чем меньше человек о чем-то знает, тем меньше он может об этом рассказать».

3) урегулировать отношения по использованию тайной информации с работниками на основании трудовых договоров, так он является основным документом, где устанавливаются трудовые обязанности сотрудника, приказов, соглашений; а с контрагентами - на основании гражданско-правовых договоров.

Грамотно составленный трудовой договор также поможет избежать проблем с утечкой информации и привлечения к ответственности. Трудовой Кодекс предоставляет работодателю возможность включить в договор условие о неразглашении коммерческой тайны (ст.57 ТК РФ).

Но если все меры предосторожности были напрасны и нерадивый сотрудник все-таки «унес» информацию, фирма вправе расторгнуть с ним ТД по причине «разглашения работником охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей ему известной в связи с исполнением трудовых обязанностей (п.6 ст.81 ТК РФ). Если уволенный работник захочет оспорить это основание в суде, то фирма-работодатель должна будет представить в суд доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, относятся к коммерческой тайне в соответствии с действующим законодательством, и данные сведения стали известны ему в рамках исполнения им трудовых обязанностей

4) нанесение на материальные носители (документы), содержащие коммерчески ценную информацию грифа «Коммерческая тайна» с указанием полного наименования и места нахождения компании-владельца (для юридических лиц).

Организация должна обеспечить меры по сохранению коммерческой тайны, следуя букве закона. В противном случае будет проблематично привлечь к ответственности человека, который ее разгласил, поскольку ни суд, ни правоохранительные органы не поддержат компанию, сославшись на нарушение правил.

Информация о работе Правовой статус журналиста