Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что  в Германии женщины получили широкий  доступ к военно–профессиональной сфере самореализации сравнительно недавно, можно предположить, что немецкое законодательство, регламентирующее правовое положение данной категории военнослужащих, в будущем претерпит изменения. Однако не вызывает сомнения, что существующий уровень социальной защищенности данной категории военнослужащих не будет снижен.

В вооруженных силах Нидерландов женщины могут проходить военную службу на любых должностях, кроме должностей на подводных лодках и в морской пехоте. Условия прохождения военной службы практически одинаковы для обоих полов. Однако прохождение военной службы женщинами все же имеет ряд особенностей.

Во–первых, только для  военнослужащих–женщин предусмотрена  возможность заключения краткосрочных контрактов (на 2–3 года). Целью данных контрактов является ознакомление женщин с условиями военной службы. Ведь мужчины, как правило, заключают контракт после прохождения военной службы по призыву. Женщины же призыву на военную службу не подлежат, поэтому кандидаты на заключение контракта из числа женщин не всегда осознают, что ждет их в вооруженных силах.

Во–вторых, военное  руководство Нидерландов прилагает все усилия, чтобы привлечь женщин на военную службу. При прочих равных условиях женщины имеют преимущество при поступлении на военную службу по сравнению с мужчинами. Поощряется возвращение женщин на военную службу после перерыва, сроком не более 6 лет, связанного с рождением ребенка.

В–третьих, военнослужащим женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск по беременности и родам продолжительностью 12 недель. Женщина 

должна уйти в этот отпуск не позднее, чем за две недели до предполагаемой даты родов, в остальном она имеет право распоряжаться отпуском по беременности и родам по своему усмотрению. Что касается отпуска по уходу за ребенком, то им может воспользоваться любой член семьи, не обязательно это должна быть мать ребенка. Предусмотрена возможность в течение 6 месяцев работать на условиях неполной рабочей недели: с общей продолжительностью рабочего времени 19 часов в неделю, вместо 38, но и денежное содержание при этом вдвое уменьшается.

Таким образом, целями кадровой политики в вооруженных силах Нидерландов в отношении женщин является: привлечь, а затем и удержать на военной службе больше военнослужащих–женщин; увеличить количество военнослужащих–женщин, занимающих высшие позиции в служебной иерархии. Основной проблемой, с которой сталкивается военное руководство при достижении данных целей, является укоренившееся в обществе представление о военной службе как о традиционно мужской сфере деятельности178.

В соответствии с законодательством Бельгии женщины имеют право поступать на военную службу по контракту и замещать любые должности без каких–либо ограничений. То есть военнослужащие–женщины могут быть назначены на любые должности, единственным условием является соответствие квалификационным требованиям. При этом во внимание не принимается то, что женщины от природы обладают более низкими физическими возможностями, чем мужчины, никаких различий в требованиях к кандидатам на поступление на военную службу не существует. Разъясняя данную позицию, военный прокурор Бельгии на семинаре по военному уголовному праву и праву вооруженных конфликтов, проходившем в апреле 1983 г., отметил, что, поступив на военную службу, женщина становится потенциальным участником боевых действий. Поэтому она должна соответствовать требованиям, которые ранее предъявлялись к военнослужащим мужского пола, и доказать таким образом, что она в состоянии выполнять боевую задачу179.

 

Однако бельгийское  законодательство все же содержит некоторые  ограничения, касающиеся использования  женщин на военной службе, вызванные необходимостью охраны здоровья женщин. Закон от 1976 г., регламентирующий правовое положение офицеров и иных категорий военнослужащих, гласит, что король Бельгии может запретить военнослужащим–женщинам выполнение работ, опасных для жизни и здоровья. В соответствии со сложившейся практикой бельгийских военнослужащих–женщин не допускают к работам, связанным с перемещением вручную тяжестей (при разовом перемещении разрешается масса груза до 27 кг, при постоянном – до 15 кг), с покраской материалами, содержащими свинец, к землеройным работам, осуществляемым вручную, а также к работам в барокамерах180.

Таким образом, военное право Бельгии характеризуется  отсутствием существенных различий в правовом регулировании статуса  военнослужащих–мужчин и военнослужащих–женщин. Различия сводятся только к установлению ограничений по допуску военнослужащих–женщин к работам, которые могут отрицательно сказаться на их здоровье, а следовательно, и на репродуктивной функции.

Из всех стран–участниц НАТО сильнее всего принцип равенства полов повлиял на военное право Швеции. В Швеции женщины получили право поступать на военную службу по контракту в 1980 г., когда был принят закон «О службе женщин в вооруженных силах». Данный нормативный правовой акт гарантировал женщинам равные с мужчинами права по занятию любых должностей и по получению образования в военно–учебных заведениях. Единственным исключением был запрет занимать должности, связанные с большими физическими нагрузками. Однако женщины усмотрели в этом нарушение принципа равноправия, и в 1989 г. под давлением общественности данный запрет был снят. Интересно отметить, что при приеме на военную службу к женщинам предъявляются те же требования, что и к мужчинам, в том числе и по физической подготовке. Принятые на службу в вооруженные

силы женщины проходят подготовку в составе учебных подразделений совместно с мужчинами и обязаны наравне с ними выполнять все нормативы. Материальное обеспечение, бытовые условия и порядок прохождения службы одинаковы для всех военнослужащих181.

Нами были рассмотрены примеры правового регулирования прохождения военной службы женщинами в ряде стран–участниц НАТО. Анализ норм военного права данных государств позволяет говорить о применении эгалитарного подхода к определению правового положения военнослужащих–женщин в рассмотренных странах. При этом равенство прав и обязанностей военнослужащих независимо от их пола не исключает наличие преимуществ для военнослужащих–женщин, обусловленных их репродуктивной функцией. Можно также сделать вывод о том, что ряд привилегий предоставляется военнослужащим с семейными обязанностями. В ряде источников подчеркивается, что проблема ухода за малолетними детьми касается не только женщин, но и мужчин, особенно воспитывающих детей без матери182. В докладе на Х международном конгрессе по военному праву в Брюсселе (1985 г.) проблемы, связанные с рождением детей, вынесены в параграф, озаглавленный «Семейные проблемы»183.

Рассмотрение зарубежного  опыта правового регулирования  положения военнослужащих–женщин  было бы неполным без изучения особенностей прохождения женщинами военной службы в вооруженных силах Израиля. Израиль – это единственное в мире государство, в котором женщины подлежат призыву на военную службу наравне с мужчинами. В вооруженных силах Израиля в качестве солдат и офицеров проходят службу свыше 36 тыс. женщин, что составляет приблизительно 20% от общей численности личного состава184. Закон «О всеобщей воинской повинности» не предусматривает каких–либо исключений для женщин при подготовке к защите страны. Это объясняется сравнительно небольшой численностью населения Израиля и теми многочисленными войнами и вооруженными конфликтами, в которых Израиль участвует с самого начала своего существования. Призыву в вооруженные силы Израиля подлежат все граждане, достигшие возраста 18 лет. Мужчины подлежат призыву до 29 лет, женщины – до достижения 24 лет. При этом замужние женщины от призыва освобождаются. Существуют также различия в сроках службы: мужчины обязаны прослужить 36 месяцев, а женщины – 21 месяц. Все граждане Израиля, прошедшие военную службу, после увольнения с нее направляются в резерв. Мужчины находятся в резерве до достижения ими возраста 55 лет, женщины – до 38 лет.

Во главе женского корпуса «Хейл нашим» стоит женщина  в звании бригадного генерала, которая  одновременно является помощником министра обороны по вопросам военной службы женщин. Организационно женские подразделения входят в состав практически всех частей сухопутных войск, ВВС и ВМС, а также войск гражданской обороны. Женщины имеют доступ к 516 военно–учетным специальностям из 775 существующих. Половина из этих специальностей – административные. Законодательством Израиля запрещено включение женщин в состав войск, ведущих боевые действия. Если же части поставлена боевая задача, то женщины выводятся из ее состава и направляются в тыл. Это объясняется тем, что, по мнению израильских военных психологов, попадание женщин в плен или их ранение могут деморализовать военнослужащих–мужчин.

Специфику имеет дисциплинарная практика в отношении военнослужащих–женщин. При совершении женщиной дисциплинарного проступка назначенное за него наказание считается законным только в том случае, если в состав вынесшего решение органа (дисциплинарная комиссия или суд) входила женщина–офицер.

Высшее руководство  Израиля считает целесообразным дальнейшее расширение сферы привлечения женщин к военной службе. Это позволит высвободить мужчин для боевых специальностей и в полной мере использовать мобилизационные возможности страны в условиях неблагоприятной военно–политической ситуации185.

Таким образом, в большинстве зарубежных стран женщины имеют право поступать на военную службу по контракту. Вторая половина ХХ в. характеризуется увеличением количества женщин на военной службе. Даже в мусульманских странах в последние десятилетия происходят кардинальные изменения статуса женщин в вооруженных силах. Так, в Иране женские подразделения в составе сил самообороны составляют до 40% всей численности186. В большинстве стран женщины проходят службу в «смешанных» подразделениях, наравне с мужчинами. Женщинам доступно большинство должностей, исключение составляют должности, связанные с трудностями совместного проживания. Также остаются закрытыми подразделения, которые могут действовать в условиях непосредственного соприкосновения с противником.

Среди наиболее значительных достижений в области преодоления дискриминации военнослужащих–женщин можно назвать право женщин занимать командные должности в подразделениях и частях, право поступать в высшие военные учебные заведения, а также расширение возможностей получения военных специальностей, ранее закрытых для женщин, введение единых требований при поступлении на военную службу для лиц обоего пола. Кроме того, женщины получили право на равное с мужчинами денежное и вещевое довольствие. Беременные женщины и женщины с малолетними детьми получили право продолжать службу.

Ряд исследователей обосновывают необходимость привлечения женщин на военную службу финансово–экономическими показателями. М. Бинкин и Ш. Бах утверждают, что привлечение женщин на военную службу экономически более выгодно, так как у военнослужащих–женщин меньше по сравнению с мужчинами зависимых от них в финансовом отношении членов семьи, а поэтому меньше и расходы на оплату жилья, на переезд к новому месту службы и т.д. Среди военнослужащих–женщин меньше «отсев», они допускают меньше самовольных отлучек и случаев дезертирства, у них меньше потерь служебного времени по дисциплинарным причинам. К тому же, что немаловажно, женщины менее склонны к употреблению алкоголя и наркотиков187.

Однако с  поступлением на военную службу женщин возникает ряд проблем.

Во–первых, это возможность  использования женщин по боевым военно–учетным специальностям. Служба в боевых частях многие годы была для женщин закрыта, хотя некоторые страны, например Франция, допускали их участие в военных операциях – в Тунисе, Индокитае, Северной Африке. После проведения экспериментов по изучению возможности участия женщин в боевых действиях многие страны сняли ограничения на военную службу женщин в боевых подразделениях. Сохраняется лишь запрет на прохождение службы в подразделениях, которые могут оказаться в условиях непосредственного соприкосновения с противником. При этом имеется в виду непосредственный физический контакт. Подобные запреты вызваны несколькими причинами: соображениями этического характера; опасениями, что женщины, попав в плен, будут подвергаться большей опасности, чем мужчины; более низкими физическими возможностями женщин.

Во–вторых, серьезную  проблему составляют факты сексуальных  домогательств по отношению к женщинам. Женщины в вооруженных силах зачастую становятся объектом различных действий сексуального характера. Это является одним из аргументов для сторонников формирования отдельных женских подразделений. Для предотвращения подобных инцидентов во многих странах в программу обучения включается специальный курс морально–этических отношений, вводятся строгие наказания за «неуставные взаимоотношения» подобного рода.

И, наконец, в–третьих, наиболее острой проблемой является беременность военнослужащих–женщин и необходимость ухода за детьми. Следует отметить, что все льготы и преимущества, предоставляемые военнослужащим–женщинам, связаны с беременностью и рождением детей. При этом следует подчеркнуть, что беременность не является основанием для увольнения женщин с военной службы, а наличие детей не освобождает их от исполнения служебных обязанностей. Все преимущества сводятся к возможности использовать отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком. При этом отпуск по уходу за ребенком может взять и военнослужащий мужского пола. Для того чтобы уменьшить отрыв от службы, во многих странах делается упор на развитие сети детских учреждений и программ помощи семьям военнослужащих. В целях охраны здоровья военнослужащих–женщин, так как здоровье женщины – это, по сути, здоровье ее детей, предусмотрен ряд ограничений по использованию женщин на работах с опасными и вредными условиями.

Конечно, правовое положение военнослужащих–женщин  в каждом государстве имеет свои особенности, обусловленные целым  рядом причин, и простое заимствование  зарубежного опыта для решения вопросов, связанных с привлечением женщин на военную службу в России, не принесет положительных результатов. Однако изучение материалов, касающихся прохождения женщинами военной службы за рубежом, во–первых, позволило нам определить особенности в правовом положении данной категории военнослужащих, а во–вторых, – выявить наиболее характерные проблемы, связанные с привлечением женщин на военную службу, и пути их решения.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран