Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что  военное командование в США предпринимает  значительные усилия по недопущению  фактов «неуставных» отношений между  военнослужащими разных полов, одной  из проблем, связанных с пребыванием  женщин на военной службе, являются акты сексуальной агрессии со стороны мужчин. При проведении одного из исследований, охватившего около 50 тыс. военнослужащих–женщин, почти половина опрошенных заявили, что в той или иной форме испытывали сексуальные домогательства162. Широкую огласку получил судебный процесс по делу об изнасилованиях в центре подготовки сухопутных войск г. Абердин в 1997 г. (по итогам судебного процесса двое сержантов и командир роты были признаны виновными)163. Для решения данной проблемы Пентагон ввел на всех военных базах и объектах так называемые «горячие линии», по которым любой военнослужащий может анонимно пожаловаться на сексуальные домогательства и притеснения со стороны сослуживцев. В учебные программы введен курс морально–этических отношений.

Еще одной проблемой, связанной  с прохождением военной службы женщинами в США, является беременность военнослужащих–женщин. Количество беременных военнослужащих–женщин практически неизменно и составляет около 5% от общего числа военнослужащих–женщин164. В настоящее время беременность и наличие несовершеннолетних детей не является основанием для увольнения с военной службы. В вооруженных силах США женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам сроком на 10 недель. Кроме того, они могут воспользоваться, как и другие военнослужащие, ежегодным отпуском (до 60 суток), в счет будущей службы (до 45 суток). Но, несмотря на отсутствие в военном законодательстве США ограничений прав женщин по рождению детей, появление на свет ребенка нередко ставит женщину перед выбором: семья или служба.

За последние десятилетия в США накоплен значительный опыт решения проблемы, связанной с попечением о детях военнослужащих. При палате представителей в Конгрессе США действует комитет по делам военнослужащих. Он помимо прочего занимается рассмотрением вопросов, касающихся социальной защиты детей военнослужащих. Так, при военных базах создаются так называемые детские центры. В эти центры принимают детей различных возрастов, около 1/3 детей – в возрасте трех лет и младше. Центры начинают работать за час до начала рабочего дня военнослужащих. В случаях, когда продолжительность рабочего времени родителей превышает обычную, например если проводятся какие–либо учения, тренировки, то центры продолжают работу до окончания этих мероприятий. Предусмотрена возможность оставить ребенка в центре на несколько часов в день, а не на полный день. Часть воспитателей в этих центрах – супруги военнослужащих (до 80%), хотя при подборе кадров принимается во внимание наличие педагогического образования. Таким образом, одновременно решается и проблема трудоустройства жен военнослужащих. Центры на 70% финансируются из бюджета, а также используют внебюджетные средства. Плата за пользование услугами данных центров составляет 75% от оплаты, принятой в «гражданских» детских учреждениях. Оплата также зависит от размеров денежного содержания родителей: младшие по званию платят меньше, чем старшие. Преимущества при устройстве детей в центры имеют одинокие родители или семьи, где оба супруга являются военнослужащими. Кроме того, на американских военных базах создаются так называемые семейные детские сады: супруги военнослужащих, проживающие на территории военной базы, могут получить разрешение на работу с небольшими группами детей (6 человек и меньше). Несмотря на это, в докладах комитета по делам военнослужащих отмечается значительная потребность в увеличении численности детских дошкольных учреждений в целях оптимизации воинской деятельности военнослужащих, имеющих детей165. Полагаем, что опыт США в решении проблем, связанных с попечением о детях военнослужащих, имеет определенную ценность и может быть применен в Российской Федерации. Ведь детские центры, по сути, являются аналогом ведомственных детских дошкольных учреждений, существовавших ранее в СССР. К сожалению, в современной России система ведомственных детских учреждений практически не действует.

На большинстве военных  баз действуют центры помощи семье166. Данные центры собирают информацию о возникающих проблемах и принимают решения по различным вопросам, в том числе о трудоустройстве жен военнослужащих, помощи одиноким родителям и т.д. В их работе участвуют специалисты в области семейных отношений, включая капелланов. Задачей центров является оказание поддержки семьям военнослужащих, так как от состояния дел в семье во многом зависит и качество службы. Крепкие семьи способствуют поддержанию боеготовности в вооруженных силах – так считают многие представители американского командования.

С 1951 года при Министерстве обороны США действует консультативный комитет по проблемам женщин в вооруженных силах (DACOWITS), главной задачей которого является помощь Министру обороны в разрешении проблем, связанных с прохождением военной службы женщинами. Членами данного комитета являются 50 женщин, из числа известных и уважаемых деятелей культуры, образования, ученых и предпринимателей. Первоначальной целью комитета являлось повысить привлекательность военной службы для женщин и привлечь новых кандидатов для заключения контрактов. В дальнейшем функции комитета были расширены, за более чем 50 лет работы комитет помог Министерству обороны в решении ряда острых проблем, связанных с прохождением женщинами военной службы. Во многом благодаря его деятельности военнослужащие–женщины в США добились равного правового статуса с военнослужащими–мужчинами167. Комитет, аналогичный американскому DACOWITS, действует при штаб–квартире НАТО. В России аналогом центров помощи семьям военнослужащих и DACOWITS являются женсоветы воинских частей, гарнизонов, общественные женские организации, например, общероссийская женская организация «Союз женщин границы»168. Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует о важности деятельности подобных организаций и подтверждает необходимость их поддержки и развития.

Из рассмотренных нами материалов следует, что военное  право США в части, касающейся прохождения военной службы женщинами, в ХХ в. претерпело существенные изменения: была отменена политика «двойных стандартов» в отношении военнослужащих–женщин, беременность и наличие малолетних детей перестали быть основаниями для увольнения с военной службы. При этом, пытаясь разрешить противоречия между служебной и семейно–бытовой функциями военнослужащих–женщин, военное руководство США пошло по пути развития сети детских учреждений, а не по пути установления длительных отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком.

В настоящее  время французские вооруженные силы являются одними из наиболее феминизированных в мире: численность женщин во французской армии составляет 13% от общей численности личного состава, при этом отмечается тенденция к увеличению числа женщин на военной службе169.

К 2002 г. во Франции завершен переход к  комплектованию вооруженных сил  на контрактной основе. Декрет Правительства  № 98–86 отменил ограничения, связанные  с прохождением военной службы женщинами. Женщины имеют право проходить  военную службу на любых должностях, за исключением должностей, которые предусматривают участие в боевых действиях в условиях непосредственного соприкосновения с противником, и должностей, исполняемых в особых условиях, связанных со сложностью совместного проживания. Перечень таких должностей установлен директивой Министерства обороны Франции.

В военном праве  Франции тщательно проработан статус военнослужащих–женщин. Эти вопросы регламентированы «Положением о прохождении службы женщинами–офицерами и унтер–офицерами» (1992 г.) и правительственным актом «Тридцать мер для женщин–военнослужащих»170.

Военнослужащим–женщинам во Франции предоставляется отпуск по беременности и родам и послеродовой отпуск продолжительностью до двух лет. В военном законодательстве Франции существует положение, по которому военнослужащие могут прерывать военную службу (считаться «временно уволенными»), в частности, «временно уволенными» считаются военнослужащие–женщины при использовании послеродового отпуска. Период нахождения в этом отпуске не учитывается при назначении пенсии, но в этот период сохраняется право на продвижение по службе. Отпуск оплачивается в размере 15% денежного содержания. По окончании отпуска военнослужащая–женщина может продолжить прохождение военной службы в части, расположенной недалеко от места жительства, для чего необходимо подать соответствующий рапорт. Данным отпуском имеет право воспользоваться и отец ребенка, если мать отказывается от отпуска или не может его использовать по тем или иным причинам171.

В связи с  увеличением численности военнослужащих–женщин, а также числа семей, где оба супруга проходят военную службу, Правительство Франции прилагает значительные усилия, направленные на совершенствование системы социальной защиты семей военнослужащих. Меры социальной защиты включают: увеличение количества мест в детских садах и яслях, принадлежащих Министерству обороны; заключение соглашения с Министерством образования об увеличении числа зарезервированных мест для детей военнослужащих в дошкольных учреждениях гражданского сектора; выплата частичной денежной компенсации расходов на услуги по уходу за детьми в возрасте от 3 до 6 лет; помощь в получении среднего образования детям военнослужащих при переводе к новому месту службы, в том числе – оплата индивидуальных занятий. Предусмотрены дотации Институту социального управления Министерства обороны на содержание учреждений для детей старше 6 лет. Несмотря на предпринимаемые Правительством Франции меры, женщины–военнослужащие испытывают трудности, связанные с необходимостью сочетать служебные и личные интересы. В первую очередь это касается женщин, имеющих детей. Количество учреждений, обеспечи

 

вающих присмотр за детьми дошкольного возраста (особенно в ночное время) при нахождении матери на службе, недостаточно. Кроме того, регламент служебного времени в вооруженных силах зачастую не согласуется со временем работы таких учреждений172.

Законодательство  Франции, на наш взгляд, позволяет  военнослужащим, насколько возможно, сочетать семейные интересы и служебные  обязанности. Институт временного увольнения, предусмотренный французским военным правом, с одной стороны, не ущемляет права военнослужащих, имеющих детей, а с другой – дает возможность решить проблему замещения воинских должностей на период нахождения военнослужащих в отпуске по уходу за ребенком.

История службы женщин в  вооруженных силах Великобритании насчитывает более 300 лет. В настоящее время основным документом, определяющим порядок прохождения военной службы женщинами в вооруженных силах Великобритании, является закон «Об армии» от 1975 г. Существует также ряд дополняющих его нормативных правовых актов: «О запрещении дискриминации по признаку пола» (1975 г.), «О расовых взаимоотношениях» (1976 г.) и инструкция Министерства обороны «Управление персоналом вооруженных сил завтрашнего дня» (1995 г.). В целях обеспечения соблюдения принципа равенства полов в стране созданы Комиссии по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин173.

В настоящее время  женщины составляют около 8% от общего числа военнослужащих вооруженных сил Великобритании. При этом существует ряд ограничений по прохождению ими службы на некоторых должностях. Так, женщины не имеют права служить в подразделениях, которые предназначены для ведения боевых действий в непосредственном соприкосновении с противником, а также на подводных лодках. В сухопутных войсках женщины используются по 40 специальностям, в ВВС – по 18 и на флоте – по 17 спе

циальностям для офицеров и 23 для унтер–офицеров. В национальной военной академии для военнослужащих–женщин ежегодно резервируется 28 мест174.

Законодательство Великобритании не предусматривает каких–либо серьезных различий в правовом регулировании прохождения военной службы в зависимости от пола. Однако военнослужащие–женщины все же имеют ряд преимуществ. Например, в соответствии с законодательством Великобритании при досрочном увольнении с военной службы военнослужащие обязаны выплатить денежную компенсацию государству, своего рода неустойку. Военнослужащие–женщины имеют право на досрочное увольнение без выплаты этой неустойки в связи с вступлением в брак. С целью сокращения случаев досрочного увольнения с военной службы женщин по причине замужества в вооруженных силах Великобритании поощряется практика совместного прохождения службы супругами–военнослужащими. При этом согласование регламента служебного времени не гарантируется. Беременность не является основанием для увольнения с военной службы. Предусмотрены единовременные пособия по беременности и родам и уходу за ребенком, средний размер которых составляет 11 тыс. фунтов стерлингов. Следует отметить, что наличие у военнослужащей–женщины детей не является основанием для ее освобождения от служебных обязанностей.

 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что льготы и преимущества, предусмотренные военным правом Великобритании для военнослужащих–женщин, связаны исключительно с их репродуктивной функцией.

В соответствии с законодательством Германии женщины получили право поступать на военную службу только в 1975 г. и только на должности в медицинских подразделениях и военных оркестрах. В связи с сокращением военного бюджета и падением престижа военной службы обострилась проблема комплектования вооруженных сил ФРГ, что способствовало принятию в 2001 г. руководством Министерства обороны ФРГ решения о приеме женщин на службу в некоторые боевые подразделения бундесвера. Следует отметить, что одной

 

из причин, по которой женщин допустили к  новым военно–учетным специальностям, послужило обращение женщин ФРГ в Европейскую судебную палату с иском к бундесверу по факту профессиональной дискриминации по половому признаку. После выигранного судебного процесса женщины получили право проходить службу практически по всем военно–учетным специальностям. На начало 2001 г. 176 военнослужащих–женщин проходили подготовку для службы в боевых частях сухопутных войск, 69 – в ВВС, 18 – в ВМС175.

Военное право  ФРГ отличается от законодательства других стран тщательной проработкой вопроса о правах женщин военнослужащих. Так, принятое в сентябре 1991 г. «Положение об охране материнства женщин–военнослужащих» гарантирует им, по сравнению с аналогичными нормативными правовыми актами в других странах, большое количество льгот и более высокую степень социальной защищенности. На время пребывания в отпуске по беременности и родам (не менее 14 недель) за ними сохраняется денежное содержание, включая все дополнительные выплаты, устанавливается денежная надбавка за каждый день совмещенного отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком. Военнослужащие–женщины имеют право взять дополнительный отпуск по уходу за ребенком до 3 лет (без оплаты), а также отпуск по воспитанию ребенка до достижения им 13–летнего возраста (тоже неоплачиваемый). При нахождении в этих отпусках за военнослужащими сохраняется право на бесплатное пользование услугами военно–медицинских учреждений176.

Вместе с тем командование бундесвера указывает на наличие  ряда проблем, связанных с формированием здорового морально–психологического климата в подразделениях, где служат военнослужащие–женщины. По результатам опроса, проведенного сотрудниками Института социальных проблем бундесвера, около 75% опрошенных военнослужащих–мужчин отрицательно относятся к совместной службе с женщинами. Прогнозируется снижение уровня боеспособности подразделений, укомплектованных по смешанному принципу177. Также возникли трудности, связанные с материально–бытовым обеспечением военнослужащих–женщин и с их размещением.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран