Правовой статус главных органов ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Объект - право международных организаций как отрасли международного права.
Предмет - юридическая природа деятельности международных организаций.
Основными методами исследования в курсовой работе являются формально - юридический и конкретно - социологический.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть юридическую природу международных организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРАВОВЙ ФЕНОМЕН 5
1.1.Понятие международных организаций 5
1.2. Порядок создания международных организаций 8
1.3. Классификация международных организаций 11
ГЛАВА 2 .ПРАОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЪЕДЕННЫХ НАЦИЙ 19
2.1. Правовой статус главных органов ООН 19
2.2.Специализированные органы ООН 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

    

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРАВОВЙ ФЕНОМЕН                                                                                                            5

1.1.Понятие международных  организаций                                                        5

1.2. Порядок создания международных  организаций                                       8

1.3. Классификация международных  организаций                                          11

ГЛАВА 2 .ПРАОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЪЕДЕННЫХ НАЦИЙ                                                                                                                 19

2.1. Правовой статус главных  органов ООН                                                    19

2.2.Специализированные органы  ООН                                                              26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ            35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей курсовой работы «Юридическая природа международных организаций» является очень актуальной на сегодняшний день, так как на сегодня в современном мире увеличивается влияние межгосударственных международных организаций, количество которых непрерывно возрастает, в связи с чем вновь на повестке дня встает вопрос о правовой природе международных организаций.

На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные организации.

В процессе глобализации должны занять достойное место такие организации, как ООН и ее специализированные учреждения.

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.

Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества.

Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса международных организаций.

Объект - право международных организаций как отрасли международного права.

Предмет - юридическая природа деятельности международных организаций.

Основными методами исследования в курсовой работе являются формально - юридический и конкретно - социологический.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть юридическую природу международных организаций.

Задачи исследования определяется целью исследования, и состоят в определении механизмов образования, существования и деятельности международных организаций.

Теоретическую базу исследования составили труды и публикации : И.И. Лукашук, А.И. Микульшина, Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова, К.А. Бекяшева, В.В. Пустогаров, В.М. Баранов, Д.И.Фельдман, М.В. Филиминова, С.В. Черниченко, Л.Н. Шестаков, В.М. Шуршалов.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН

1.1.Понятие международных  организаций

 

Международная организация — учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями. Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется «Объединенные Нации». Все это не влияет на статус организаций.

Характерные черты организации: создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут); система постоянно действующих органов; автономный статус и соответствующие функции.

Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.

Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации. Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.

Наднациональными полномочиями обладает Европейский союз. При этом наднациональные полномочия ограничены определенными областями. Распространение этих полномочий на все сферы жизни государств означало бы преобразование наднациональной организации в федеративное государство. Некоторыми чертами наднациональной организации обладают специализированные организации, хотя, в общем, таковыми не являются. Довольно жестко обеспечивают соблюдение своих норм такие организации, как Международный союз электросвязи (МСЭ) или Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (Россия участвует в обеих организациях). Нарушение правил, выработанных этими организациями, практически означает невозможность ведения соответствующей деятельности в международном масштабе1.

Учредительный акт организации является международным договором. В силу этого к нему применяется право международных договоров. Вместе с тем устав — это договор особого рода. Согласно Венским конвенциям о праве договоров 1969г. и 1986г. их положения применяются к договору, являющемуся учредительным актом организации, без ущерба для любых соответствующих правил данной организации.

Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации.Специфика устава как договора относится, прежде всего, к порядку участия и прекращению участия.

Совершенно особое положение в международном праве занимает Устав ООН, который рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Согласно Уставу в случае противоречия ему других обязательств государств-членов преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии2.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций — Всемирного телеграфного союза (1865г.) и Всемирного почтового союза (1874г.), которые имели постоянную структуру.

Для современных международных организаций характерны дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 — межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.).

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Впервые термин «международная межправительственная организация» был употреблен в п.1 ст.2 Устава Международного института унификации частного права (УНИДРУА).

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

 

1.2.Порядок создания международных  организаций

 

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария; при ОАГ — 30 государств, в том числе Россия.

Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства — участники Варшавского договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первоначальных участника Варшавского договора вышли из него раньше: Албания в 1968г., ГДР в 1990г. в связи с объединением Германии) — подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955г. и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985г. Протокол о роспуске. ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц. Он был ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992г. Протокол вступил в силу 18 февраля 1993г.

Информация о работе Правовой статус главных органов ООН