Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Выводы по первой главе

На основе теоретико–правового анализа научной литературы, российского законодательства и норм международного права мы пришли к заключению о том, что правовой статус военнослужащих–женщин основан на общем правовом статусе военнослужащих. Нами был сделан вывод о наличии в структуре правового статуса военнослужащих–женщин дополнительных прав, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, причем часть из этих прав принадлежит не только женщинам, а такой категории, как лица с семейными обязанностями. Ввиду системного характера правового статуса данные права влияют на все элементы правового статуса военнослужащих–женщин, обуславливая, таким образом, его особенности. Нами было предложено определение правового статуса военнослужащих–женщин. Под правовым статусом военнослужащих–женщин следует понимать систему прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности военнослужащих, специфика которой (системы) обусловлена учетом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства.

Проведенный историко–правовой анализ положения женщин в воинских формированиях на различных исторических этапах за рубежом и в России позволил сделать вывод о том, что участие женщин в воинских формированиях в своем развитии прошло три этапа: эпизодическое, не урегулированное нормами права участие в воинской деятельности; служба преимущественно на должностях в подразделениях обеспечения с закреплением правового статуса данной категории военнослужащих на уровне национального права; служба в качестве полноправных военнослужащих с появлением международно–правового регулирования вопросов защиты прав данной категории военнослужащих. При этом эволюция правового регулирования статуса военнослужащих–женщин характеризуется отказом от дискриминационных ограничений в отношении военнослужащих–женщин: это в первую очередь отмена увольнений с военной службы в связи с рождением ребенка, а также снятие большинства ограничений по перечню военно–учетных специальностей. Правовой статус военнослужащих–женщин изменялся вместе с изменением положения женщин в обществе.

В результате исследования зарубежного опыта правового  регулирования положения женщин на военной службе установлено, что в зарубежных вооруженных силах военнослужащие–женщины имеют равные права и обязанности с мужчинами. Беременность и наличие малолетних детей не являются основаниями для увольнения с военной службы. Военнослужащим–женщинам предоставляется ряд льгот и преимуществ, связанных с беременностью и рождением детей. В целях оптимизации воинской деятельности женщин в ряде зарубежных государств уделяется внимание развитию сети детских учреждений и программ помощи семьям военнослужащих. При этом подчеркивается, что проблемы, связанные с попечением о детях, касаются не только женщин, но и военнослужащих–мужчин. Поэтому особое внимание уделяется поддержке семей, где оба супруга являются военнослужащими, и одиноких родителей независимо от их пола. Было установлено, что основными проблемами, связанными с прохождением женщинами военной службы, являются: проблемы использования по боевым военно–учетным специальностям и определения должностей, на которые нельзя назначать военнослужащих–женщин; наличие фактов сексуальных домогательств по отношению к военнослужащим–женщинам; проблемы, связанные с использованием отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком.

 

ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО  
РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 
ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ  
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 

§ 1. Правовое регулирование прав и  свобод военнослужащих–женщин

 

Права и свободы –  это закрепленные в нормативных  правовых актах возможности совершать  те или иные действия, избирать вид  и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей188.

Принято выделять в особую группу права и свободы, закрепленные в основном законе государства –  конституции. Эти права и свободы  носят название конституционных. В  рамках данной группы права и свободы  можно разделить на права и свободы человека и права и свободы гражданина189. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения190, они проистекают из естественного права191. Права гражданина закрепляются за ним в силу принадлежности к государству. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод человека, которые являются главными в характеристике правового положения личности, составляют его ядро.

Конституционные права  и свободы принято разделять  на три группы: личные, политические, социально–экономические и культурные.

Г.В. Антипова к признакам личных прав гражданина справедливо относит их естественный характер; неотчуждаемость; постоянное состояние пользования ими; их непосредственную реализацию192. Личными правами гражданина являются право на жизнь; право на уважение и защиту чести и достоинства (достоинство личности), право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на судебную защиту и т.д. 193

В отличие от личных прав человека, которые являются естественными  и принадлежат каждому от рождения, политические права и свободы  связаны с обладанием гражданством государства. К данной группе прав и  свобод относятся: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.д. 194

Социально–экономические и культурные права и свободы  касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Данная группа прав призвана обеспечить свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах деятельности195. Эти права, в основном, не имеют связи с гражданством государства и закрепляются за каждым человеком. К ним относятся: право собственности и наследования; право на труд, выбирать профессию и род занятий; право на нормальные условия труда; право на достойное вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы; право на отдых; право на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь; право на социальное обеспечение в случаях, установленных законом (по возрасту, потери кормильца, утраты трудоспособности); право на образование; право на защиту семьи, материнства и детства, а также права детей, инвалидов, умственно отсталых, граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке и т.д.196

В соответствии со ст. 6 Конституции Российской Федерации для каждого гражданина России декларируется одинаковый круг прав и свобод, а в ст. 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равноправия или формального равенства. Однако, как уже отмечалось выше, именно наличие в группе социально–экономических и культурных прав человека права на защиту семьи, материнства и детства позволяет говорить об особенностях правового статуса женщин, обусловленных этим правом. Причем особенности эти касаются только социально–экономических прав женщин, что касается личных и политических прав и свобод женщин, то они не отличаются от аналогичных прав и свобод мужчин.

Отличия правового статуса  военнослужащих–женщин от правового  статуса военнослужащих мужского пола обусловлены положением Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрено, что военнослужащие–женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством об охране семьи, материнства и детства197. Таким образом, различия в статусе, а соответственно, в правах и обязанностях, связанные с предоставлением гарантий законодательством об охране семьи, материнства и детства, обусловлены не только признаком пола, но и обязанностями по воспитанию детей, оставшихся без отца (матери). Сам порядок слов в словосочетании «законодательство об охране семьи, материнства и детства» позволяет сделать вывод о том, что социальные гарантии связаны не столько с половой принадлежностью, а в первую очередь с наличием у индивида семейных обязанностей. Как уже указывалось выше, отсутствие в данном словосочетании термина «отцовство» ни в коей мере не умаляет прав и обязанностей отца по воспитанию детей, а следовательно, и прав на государственную защиту.

Возникает вполне закономерный вопрос: насколько нормы военного права, регламентирующие правовое положение военнослужащих–женщин, соответствуют Конституции Российской Федерации и нормативным правовым актам об охране семьи, материнства и детства? Для решения данного вопроса необходимо будет обратиться к положениям российского законодательства, регламентирующим особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями. Не во всех случаях в военном праве продублированы положения трудового законодательства, но исходя из смысла п. 9 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» это не является основанием для того, чтобы считать нормы трудового права не применяющимися в данной ситуации.

При поступлении на военную  службу кандидат заключает контракт о прохождении военной службы. Типовая форма контракта предусмотрена в Положении о порядке прохождения военной службы198, содержание контракта о прохождении службы в органах федеральной службы безопасности определено приказом ФСБ России № 576 от 1999 г.199 Военным правом не предусмотрены особенности контракта, заключаемого с лицами женского пола. В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации разрабатывается проект новой типовой формы контракта, в которой детально будут регламентированы права и обязанности сторон200. Мы не считаем необходимым разработку отдельного вида контракта для военнослужащих–женщин, а поддерживаем предложение С.И. Журавлева о включении в содержание контракта дополнительных условий, позволяющих индивидуализировать его положения для различных категорий военнослужащих201. Полагаем, что в контракте о прохождении военной службы, заключаемом с лицами женского пола, в дополнительных условиях должна быть зафиксирована обязанность федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, в котором предусмотрена военная служба, соблюдать требования законодательства Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства.

В соответствии с Федеральным  законом «О воинской обязанности  и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы может быть заключен с гражданами женского пола, как состоящими, так и не состоящими на воинском учете202. Важно отметить, что одним из основных условий заключения первого контракта является возраст гражданина, поступающего на военную службу: от 18 до 40 лет – единый для мужчин и женщин. Ранее Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 1993 г. возраст для заключения первого контракта был установлен: для мужчин от 18 до 40 лет, а для женщин от 20 до 40 лет203, что противоречило ч. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации, которая подчеркивает, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации.

При отборе кандидатов для поступления на военную службу по контракту ко всем кандидатам, независимо от их пола, предъявляются одинаковые требования, закрепленные в ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Единственные отличия связаны с прохождением медицинского освидетельствования и сдачей нормативов по физической подготовке. Требования, предъявляемые при поступлении на службу в органы федеральной службы безопасности, конкретизируются в ст. 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» и приказе ФСБ России204.

Граждане, поступающие  на военную службу, перед заключением контракта проходят медицинское освидетельствование205. В настоящее время действует Инструкция о военно–врачебной экспертизе в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках206. Участие в освидетельствовании женщин врача–гинеколога, наряду с другими специалистами, обязательно. В трудовом праве специально оговорен запрет отказывать в заключении трудового договора по причине беременности207. По нормам военного права при наличии у женщины беременности или гинекологических заболеваний, оговоренных в Инструкции о военно–врачебной экспертизе в органах федеральной службы безопасности, женщина признается временно не годной к военной службе и контракт с ней не заключается208. То есть в данном случае основанием для отказа в заключении контракта является несоответствие кандидата медицинским требованиям.

Нормативы физической пригодности граждан к военной  службе по контракту представлены в форме таблиц отдельно для мужчин и для женщин209. При определении уровня физической подготовки военнослужащих принимаются во внимание физиологические особенности женского организма. В первую очередь речь идет о физических возможностях женщин. Как показывают проведенные исследования, формирование и развитие физических качеств у военнослужащих–женщин отличается от мужчин, их абсолютные показатели ниже, чем у мужчин210. Бельгийскими учеными было отмечено, что

женщины уступают в среднем  на 15–20% мужчинам по таким показателям, как сила, выносливость, быстрота211. В Израиле военные медики пришли к заключению, что женщины не могут проходить службу в подразделениях, если выполнение служебных обязанностей в них предусматривает большие физические нагрузки212. Исходя из вышеизложенного, считаем возможными ограничения по использованию военнослужащих–женщин по ряду военно–учетных специальностей, для которых высокий уровень физической подготовки является одним из основных требований.

Помимо проверки соответствия кандидата требованиям физической подготовки, лицо, желающее поступить  на военную службу, должно пройти профессионально–психологический  отбор. Хотя каких–либо особых требований по профессионально–психологической пригодности к женщинам, поступающим на военную службу, не предусмотрено, необходимо также отметить, что женщинам присущи психологические особенности. Сравнительный анализ психологических характеристик военнослужащих мужчин и женщин, проведенный Р.Х. Кузиной, не выявил достоверных различий по уровню интеллектуального развития и личностного потенциала, но, как справедливо отмечает автор, следует определить сферу возможного использования труда военнослужащих–женщин с учетом физиологических особенностей их организма213. То есть речь идет о необходимости учета психологических особенностей женщин при определении круга военно–учетных специальностей, подлежащих замещению военнослужащими–женщинами.

Основания для отказа кандидату, поступающему на военную  службу по контракту, предусмотрены  п. 5 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Следует отметить, что согласно ранее действовавшему законодательству основанием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы могло служить наличие у граждан женского пола или у не состоящих в браке граждан мужского пола ребенка в возрасте до 8 лет214. В действующем законодательстве данное основание отсутствует, т.к. оно явно противоречило бы принципу равноправия, закрепленному в Конституции Российской Федерации.

Следовательно, что касается поступления на военную службу по контракту, то военным правом предусмотрены равные права для кандидатов независимо от их пола. Однако при назначении на воинские должности права женщин несколько ограничены. Военнослужащие–женщины могут назначаться не на любые должности, а лишь на те, которые включены в перечень должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола215. Воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, которые определяются Президентом Российской Федерации216. Кроме того, в Вооруженных Силах утвержден Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено содержать военнослужащих женского пола217. Применительно к пограничным органам должности, которые могут замещаться военнослужащими–женщинами, устанавливаются приказом ФСБ России.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран