Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

До тех  пор, пока при ведении боевых действий решающую роль играла физическая сила, приоритет мужчин на военной службе оставался незыблемым. Ситуация изменилась с началом внедрения в военное противоборство новых информационных технологий, развитием широкой сети обеспечивающих воинскую деятельность служб. В связи с этими изменениями возросли требования к интеллектуальному потенциалу военнослужащих, а их физические возможности перестали быть решающим фактором при ведении боевых действий. Появились целые отрасли, где женщины могли не только успешно конкурировать с мужчинами, но и заменить их по целому ряду воинских специальностей без ущерба для боевой готовности: войска связи, интендантская, фельдъегерская и диспетчерская службы, медицинские учреждения, техническое обслуживание аппаратуры и т.д. Именно в ХХ веке стали изменяться стереотипы о мужчинах и женщинах как о преимущественно биологических носителях определенных социальных ролей: воина, защитника (мужчины), и матери, хранительницы домашнего очага (женщины). В ХХ веке в военно–профессиональной сфере стал применяться эгалитарный подход, предполагающий равенство возможностей мужчины и женщины при выборе специальности и профессиональной самореализации.

Именно с  применением данного подхода  связывается начало третьего этапа в истории женщин на военной службе. Этот этап характеризуется полноправным участием женщин в воинской деятельности. Годом начала данного этапа можно считать 1895 г., когда в Канаде было разрешено принимать женщин на военную службу в мирное время не только в службы обеспечения, но и в боевые части как штатных военнослужащих. Женщины получили равный правовой статус с мужчинами. Хотя следует оговориться, что во многих других государствах переход к третьему этапу произошел только после Второй мировой войны, во второй половине ХХ в.112

Еще одной отличительной  чертой третьего этапа является то, что прохождение военной службы женщинами и правовой статус военнослужащих–женщин перестали быть вопросом только национального права, а получили еще и международно–правовую регламентацию. Мы имеем в виду появление в международных документах такого понятия, как «военнослужащие–женщины», и закрепление ряда дополнительных гарантий для данной категории военнослужащих. Речь идет в первую очередь о международно–правовой защите прав военнослужащих–женщин. Действительно, если обратиться к нормам международного права, а точнее к такой его отрасли, как международное гуманитарное право, то можно отметить, что первое упоминание о военнослужащих–женщинах появляется в международных правовых актах лишь после Второй мировой войны. Так, в Женевской Конвенции об обращении с военнопленными113 (далее – Конвенции) помимо общих правил, касающихся обращения с военнопленными, содержатся особые правила, касающиеся только военнослужащих–женщин. Анализ данного документа позволяет выявить следующие особенности в обращении с пленными военнослужащими–женщинами: размещение данных военнослужащих отдельно от военнослужащих–мужчин (ст. 26, 97 Конвенции), оборудование отдельных санитарных установок (ст. 29 Конвенции), недопущение обращения, худшего, чем с военнослужащими мужского пола, и применения к военнослужащим–женщинам более суровых наказаний (ст. 14, 89 Конвенции), право беременных женщин–военнослужащих, а также женщин с грудными детьми на госпитализацию в нейтральной стране (Протокол 1 к Конвенции). Исходя из предусмотренных вышеперечисленных особенностей в обращении с военнослужащими–женщинами, попавшими в плен, можно заключить, что основной целью данных норм является недопущение худшего, по сравнению с военнослужащими мужского пола, обращения с пленными военнослужащими–женщинами, а также защита детей (в том числе еще до родов, при нахождении в утробе матери).

Таким образом, третий этап истории военно–профессиональной  деятельности женщин характеризуется, во–первых, расширением круга военно–учетных специальностей, к которым получили доступ военнослужащие–женщины, во–вторых, применением эгалитарного подхода при определении правового статуса данной категории военнослужащих, и наконец, в–третьих, закреплением в международном праве норм, регламентирующих правовое положение военнослужащих–женщин.

Что касается периодизации отечественной истории участия  женщин в воинских формированиях, то она несколько отличается от выше приведенной, связано это различие с событиями октября 1917 г.

Первый этап берет начало в древности. Еще в Древней Руси женщины принимали непосредственное участие в воинской деятельности. Например, княгиня Ольга имела в Киеве свою дружину и успешно осуществляла военные походы против соседей114. На данном этапе участие женщин в ратных делах было эпизодическим, в правовом плане урегулировано не было.

В рамках второго этапа развития военно–профессионального статуса военнослужащих–женщин мы предлагаем выделить три части, учитывая различия в правовом регулировании положения военнослужащих–женщин. Начало данного этапа связано с именем Петра Великого, именно при нем юридически была закреплена возможность прохождения женщинами службы в военных госпиталях. В Воинском уставе (1716 г.) в главе 34 было указано: «… Потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют, и платье на них мыть…»115 В 1869 г. было утверждено положение о военных госпиталях, которым было определено, что «… для ухода за больными воинскими чинами … назначаются сестры милосердия по согласованию с обществами, при которых они состоят. Их права и обязанности определяются особым Положением»116. Сестры, состоящие в штатах военных госпиталей, приравнивались к офицерскому составу в правах по пользованию помещениями, бытовыми услугами и получению питания117.

Следует отметить, что  до середины ХIX в. женщины в русской армии не принимали активного участия в боевых действиях и не носили оружия. Единственным исключением стала «амазонская конная рота благородных жен и дочерей господ офицеров в числе 100 особ», сформированная по приказу светлейшего князя Г. Потемкина в 1787 г. к визиту Екатерины II в Таврию. Однако данная рота имела скорее увеселительное, чем военное назначение118.

Непосредственное участие  в боевых действиях женщины стали принимать в период Отечественной войны 1812 г. В период русско–японской войны 1904–1905 гг. на военно–медицинской службе состояло более 3 тыс. женщин, из них 52% – в качестве врачей119.

Масштаб боевых действий в годы Первой мировой войны вызвал нехватку людских ресурсов и, как следствие этого, приток женщин на военную службу. Участие женщин в войне уже не ограничивалось только оказанием помощи раненым и больным. Женщины служили и непосредственно в боевых частях: в кавалерии, пехоте, разведке. Главное управление Генерального штаба Российской армии даже направило ходатайство в военный совет о формировании воинских частей из женщин–добровольцев120. Принимались отдельные нормативные акты, регламентирующие положение таких воинских формирований. Например, Положение о минской отдельной караульной дружине из женщин–доброволиц121 (далее – Положение). Данный документ представляет интерес не только для историков, но и для юристов, так как в нем фактически закреплены правовые основы прохождения военной службы женщинами, поэтому остановимся на нем подробнее.

Положением определялось, что целью формирования войсковых  дружин из женщин–добровольцев является несение караульной службы в тылу и освобождение части здоровых солдат для выполнения боевых задач на фронте. Устанавливался возраст, с которого женщины принимались в дружину: 19 лет. Обязательным условием было отсутствие судимости, внепартийность и безупречная нравственность. Увольнение допускалось только по болезни, несоответствию и по решению суда. Особо подчеркивалось, что в дружине устанавливается строгая дисциплина, приказания начальствующих лиц не обсуждаются и подлежат точному исполнению, в дружине поддерживается внутренний порядок. За нарушение караульной службы и другие воинские преступления чины дружины несли такую же ответственность, как и иные военнослужащие, то есть на общих основаниях. Командные должности в дружине должны были занимать только женщины, однако, до подготовки начальников из числа женщин–добровольцев, к дружине прикомандировывались офицеры–инструктора мужского пола. Женщины–добровольцы вооружались карабинами.

В июне 1917 г. был создан Первый Петербургский женский «батальон  смерти» под командованием полного  Георгиевского кавалера Марии Бочкаревой122. Отношение к таким женским подразделениям было неоднозначным. Любопытен в связи с этим приказ, подписанный генералом В. Марушевским. В нем, в частности, говорится: «… Полагаю, что привлечение женщин к военным обязанностям, не свойственным их полу, лежало бы тяжким укором и позорным клеймом на всем населении…»123

В 1917 г. в Александровском  военном училище впервые в  истории России начали обучение 25 женщин, которые должны были стать первыми русскими кадровыми офицерами–женщинами. Но Великая Октябрьская революция внесла свои коррективы. 19 ноября 1917 г. Военный совет одобрил предложение о расформировании всех женских воинских подразделений, как не влияющих на боевую обстановку124.

Таким образом, первая часть  данного этапа в истории военно–профессиональной деятельности женщин в России характеризуется закреплением правового положения военнослужащих–женщин и появлением отдельных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности данной категории военнослужащих.

Вторая часть  данного этапа (с 1917 по 1945 гг.) характеризуется тем, что к военной службе на профессиональной основе привлекалось значительное число женщин. В это время происходило большое количество вооруженных конфликтов, это Гражданская война, конфликты на р. Халхин–Гол и оз. Хасан, советско–финляндская война 1939–1940 гг., Вторая мировая война 1939–1945 гг. С одной стороны, увеличение количества женщин в вооруженных силах было обусловлено социальным заказом общества, а с другой – стремлением самих женщин реализовать свой личностный и профессиональный потенциал. Интеграции женщин в силовые ведомства придавалось большое значение. В 1919 г. женщин допустили на службу в органы милиции125. «С призывом женщин в войска окончательно закрепляется представление о ней как о равноправном и равноценном члене государства126», – подчеркивала А.М. Коллонтай, которая в годы гражданской войны была начальником политотдела Крымской армии. К концу Гражданской войны в вооруженных силах Советской России находилось 66 тыс. женщин (2% от общей численности личного состава), в основном на должностях административного и медицинского персонала127. В ст. 11 Закона СССР «Об обязательной военной службе»128 от 1925 г. за Советом Народных Комиссаров закреплялось право привлечения женщин на военную службу в военное время. В мирное время на добровольных началах на военную службу принимались трудящиеся женщины в возрасте от 18 до 34 лет. Аналогичное положение содержалось в ст. 23 Закона СССР «Об обязательной военной службе»129 от 1930 г.

Несмотря  на широкое представительство женщин в Красной Армии, не все ученые относились к этому явлению положительно. В связи с этим интересна точка зрения И.И. Вацетиса. В своей работе «О военной доктрине будущего» И.И. Вацетис отмечает, что «… современная цивилизация не допускает возможности требовать от женщины непосредственного участия в боевых действиях … Вводить в боевую практику женщину с оружием в руках нелогично …, ибо этим расширяется социальная база воинской повинности …»130

Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности»131 от 1939 г. возможность поступления женщин на военную службу была значительно сужена: в соответствии со ст. 13 данного закона ставились на учет и принимались на военную службу женщины, имеющие медицинскую, ветеринарную и специальную техническую подготовку. В военное время указанные женщины могли быть призваны на военную службу. Тем не менее, женщины получили широкий доступ к военным специальностям и даже имели право обучаться в военных академиях. Перед второй мировой войной более 250 женщин закончили различные военные академии132.

В период Великой  Отечественной войны 1941–1945 гг. на военной  службе было более 800 тыс. женщин, которые  были допущены к двадцати трем воинским специальностям. Приказами народного  комиссара обороны СССР в Вооруженные  Силы проводилась мобилизация женщин для замены красноармейцев (например, приказы народного комиссара обороны СССР № 0276, № 0284, № 0297, № 0459133). Мобилизованные женщины обеспечивались всеми видами довольствия наравне с мужчинами–военнослужащими. Высвобождавшиеся красноармейцы направлялись для укомплектования боевых частей. В годы войны многие женщины командовали воинскими подразделениями. За мужество и героизм в годы войны 150 тыс. советских женщин награждены боевыми орденами и медалями134.

Привлечение значительного  количества женщин на военную службу поставило перед командованием Красной Армии ряд проблем, связанных с военной подготовкой, обеспечением психологической совместимости (прежде всего, в смешанных подразделениях), организацией материально–бытового и медицинского обеспечения данной категории военнослужащих. Недостатки организации быта военнослужащих–женщин приводили к существенным трудовым потерям и снижению боеспособности женских воинских коллективов. Несмотря на трудности военного времени, командованием частей и службами тыла Красной армии была проведена большая работа по организации материально–бытового обеспечения военнослужащих–женщин, а медицинской службой – по оказанию им лечебно–профилактической и гинекологической помощи, что позволяло большей части раненых и больных военнослужащих–женщин после излечения возвращаться в строй135.

Период с 1917 по 1945 гг. характеризуется широким  вовлечением женщин в военно–профессиональную  деятельность. В начале данного периода привлечение женщин на военную службу рассматривалось как еще одно подтверждение тезиса о равенстве мужчин и женщин и фактически возводилось в ранг государственной политики. После начала Второй мировой войны мобилизация женщин в войска была вызвана необходимостью пополнения людских ресурсов.

После окончания Второй мировой войны наступает третья часть второго этапа в истории военно–профессиональной деятельности женщин (1945–1993 гг.). Для данного периода характерно снижение общей численности военнослужащих–женщин вследствие их демобилизации, а также сужение сферы их военно–профессиональной самореализации. Значительно сократилось количество женщин–офицеров, в основном женщины занимали должности рядового и сержантского состава. Под различными предлогами женщинам отказывали в обучении в военных академиях и выдвижении на вышестоящие должности136. Как справедливо отмечает А.Г. Харчев, низкий профессиональный статус женщин зачастую был обусловлен не ограниченностью их интеллектуальных и физических возможностей, а сознательным ограничением их профессиональной мобильности137.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран