Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Как следует из вышеизложенного, признак пола, а также наличие у лица семейных обязанностей влияют на объем прав и обязанностей личности, наделяя женщин и лиц с семейными обязанностями дополнительными правами и обеспечивая им дополнительную защиту, таким образом определяя специфику правового статуса данной категории лиц. В структуре социально–экономических прав выделяют право на защиту семьи, материнства и детства90.

Применительно к структуре  статуса военнослужащих право на защиту семьи, материнства, детства  входит в состав общегражданских прав. В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие–женщины пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством об охране семьи, материнства и детства. Принимая во внимание, что правовой статус является системой, то есть все его элементы взаимосвязаны, мы можем заключить, что это право влияет на правовой статус военнослужащих–женщин в целом. То есть законодательство об охране семьи, материнства и детства наделяет военнослужащих–женщин дополнительными общегражданскими правами, что в свою очередь влияет на военно–служебные обязанности, например, на возможность привлечения к несению гарнизонной и караульной службы, назначения на работы, связанные с перемещением тяжестей и т.п. Установление дополнительных требований к обеспечению здоровых и безопасных условий труда женщин влияет на возможность назначения военнослужащих–женщин на воинские должности, а следовательно, и на должностные обязанности данной категории военнослужащих. Изменение же объема военно–служебных обязанностей неизбежно влечет за собой и изменение военно–служебных прав, так как военнослужащие наделяются военно–служебными правами именно для надлежащего исполнения обязанностей военной службы. Подробнее особенности правового регулирования отдельных элементов правового статуса военнослужащих–женщин будут рассмотрены нами во второй главе исследования.

Наше исследование будет неполным, если мы не затронем тему ограничений прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Анализ содержания федеральных  законов «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне»91, «О федеральной службе безопасности»92, законов Российской Федерации «О безопасности»93, «О государственной тайне»94, Семейного кодекса Российской Федерации показывает, что этими федеральными законами права военнослужащих как родителей не ограничены. В п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено следующее положение: никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом. Более того, воспитание детей – не только право, а еще и обязанность родителей. Возможность освобождения от данной обязанности вообще не предусмотрена, не считая случаев лишения родительских прав. Следовательно, как справедливо отмечает А.Г. Тищенко, права родителей, установленные Конституцией Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации, в полном объеме распространяются на военнослужащих95.

Вопрос возможности  ограничения прав военнослужащих–женщин, предусмотренных международными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, поднимался и на Х международном конгрессе по военному праву. Из участников конгресса, только представитель Ирландии высказался за необходимость такого ограничения, указав, что в национальное законодательство следует ввести положение о том, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин не распространяет свое действие на вооруженные силы, что связано с их уникальной структурой и функциями. Представители остальных стран высказались за необходимость распространения действия международных правовых актов об охране семьи, материнства и детства на военное право96.

Таким образом, мы можем  говорить о наличии в структуре  статуса военнослужащих–женщин особых прав, предусмотренных нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. Данные особые права оказывают влияние в целом на правовой статус военнослужащих–женщин.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение  правового статуса военнослужащих–женщин: под правовым статусом военнослужащих–женщин следует понимать систему прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности военнослужащих, специфика которой (системы) обусловлена учетом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства.

Предложенное нами определение  относится к военнослужащим–женщинам  в целом, без учета принадлежности их к тому или иному ведомству. Безусловно, реализация статуса военнослужащих–женщин в пограничных органах имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой деятельности данных органов. Подробнее данный вопрос будет рассмотрен нами во второй главе нашего исследования.

 

§2. Эволюция правового положения  женщин на военной службе 
за рубежом и в России

 

Современное состояние  правого регулирования положения женщин на военной службе – это результат длительного исторического развития. Изучение истории всегда помогает лучше понять настоящее. В связи с этим рассмотрение того, как развивалось законодательство, регламентирующее положение женщин на военной службе, приобретает особое значение.

Служба женщин в армии  не является феноменом XX века. Проведенное  Э.А. Понуждаевым социально–философское  исследование показало, что участие женщин в воинских формированиях эволюционировало в ходе нескольких исторических этапов, пройдя путь от гетеризма в рабовладельческом обществе, материально–бытового обеспечения воинов в феодальном обществе, частичного участия женщин в профессиональной воинской деятельности в ходе индустриального (капиталистического) этапа к полноправному участию женщин в воинской деятельности в настоящее время97.

С.Л. Рыков выделяет три  этапа в развитии теории и практики профессионального воспитания военнослужащих–женщин: на первом этапе женщины непосредственно участвуют в боевых походах наравне с мужчинами; на втором этапе женщины играют роль обеспечивающего персонала воинских формирований; на третьем этапе женщины становятся полноправными штатными военнослужащими со всей полнотой прав и обязанностей98. Периодизацию, предложенную С.Л. Рыковым, можно использовать при рассмотрении зарождения и развития правового статуса военнослужащих–женщин, так как она основывается на эволюции их военно–профессионального статуса. Следует отметить, что эта периодизация достаточно условна и временные рамки каждого этапа размыты.

В соответствии с предложенной С.Л. Рыковым периодизацией, первый этап относится к периоду с IV в. до н.э. по XVI в. н.э. Как свидетельствуют исторические документы, женщины входили в состав воинских формирований не только в средние века, но и в древности. Так, в Древней Греции существовал культ богини–воительницы Афины Паллады, а в Древнем Риме – Минервы. Применительно к армиям государств, расположенных в границах современной Европы, начальный период участия женщин в военных походах относится к временам Пелопонесской (431–404 гг.) и Коринфской (395–387 гг.) войн. Упоминания о легендарных амазонках встречаются у древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) при описании войн женских племен с эллинами, а также в древнегреческих мифах. В письменных источниках древних цивилизаций Греции, Рима, Индии упоминается о том, что женщины в древних армиях выполняли не только материально–бытовые функции и оказывали сексуальные услуги, но и непосредственно участвовали в боевых действиях, некоторые из них даже возглавляли воинские формирования99. Следует отметить, что на данном этапе участие женщин в воинских формированиях не было урегулировано нормами права и являлось скорее исключением, чем правилом. Хотя у некоторых народов обязанность женщин участвовать в сражениях была закреплена в обычаях. Например, по обычаям сарматов, населявших Центральную Азию с V в. до н.э. по II – IV в. н.э., девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет в бою врага.

 

Отношение к  участию женщин в военных походах уже в то время было неоднозначным. Так, в «Илиаде» Гомера отражается негативное мнение общества по этому вопросу: «Шествуй любезная в дом, озаботься своими делами: тканьем, пряжей займися, а война мужей озаботит»100. Однако были и сторонники участия женщин в войне. Древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н.э.) указывал на необходимость учитывать в общественно–полезной деятельности природные задатки человека независимо от его пола: «А разве иная женщина не имеет способностей к …военному делу, тогда как другая совсем не воинственна? Пусть же такие жены стражей... принимают участие в войне и прочей защите государства... Это возможно и полезно»101. Таким образом, хотя положение женщин в воинских формированиях на данном этапе еще не было урегулировано нормами права, можно говорить о зарождении эгалитарного102 подхода к его определению, предполагающего помимо прочего равенство прав военнослужащих обоих полов.

Второй  этап истории военно–профессиональной деятельности женщин начался в XVI веке. На данном этапе женщины представлены на военной службе в качестве обслуживающего персонала. Сфера участия женщин в вооруженных силах значительно расширилась, и именно на данном этапе они получили правовой статус. При поступлении на военную службу с женщинами заключался своего рода контракт, в котором излагались их обязанности и определялся размер денежного содержания103. Изменение способов вооруженной борьбы заставило военное командование пересмотреть количество женщин, участвующих в боевых действиях, появились первые квоты: например, согласно английскому законодательству в каждой роте было предписано иметь не более 6 женщин104. Подобные нормативы появились во французской и других европейских армиях. В конце XVIII – начале XIX вв. во французской, английской и итальянской армиях для маркитанток и буфетчиц была создана специальная униформа105.

Родиной феминизированной армии считается Англия – именно здесь в 1653 г. появились военные  госпитали, персонал которых состоял  из жен солдат. В годы Первой мировой войны в стране началось формирование отдельных женских подразделений: Королевских женских военно–воздушных сил, Королевского вспомогательного корпуса и женского легиона автотранспорта106.

Во Франции в действующей  армии женщины появились в  качестве сестер милосердия в Крымскую войну (1853–1856 гг.), а затем принимали участие и во франко–прусской войне (1870–1871 гг.). Однако массовые военизированные женские формирования появились в период Первой мировой войны: на фронт в качестве вольнонаемных отправились 686 тыс. француженок. Они исполняли обязанности врачей, медсестер, водителей, связистов, работали на военных заводах и арсеналах. Накануне Второй мировой войны был принят закон Поля–Бонкура, согласно которому с началом военных действий разрешалось привлекать в армию женщин в качестве вольнонаемных. В июне 1940 г. в состав вооруженных сил «свободной Франции» был введен Женский вспомогательный корпус. Военнослужащие этого корпуса носили военную форму, имели чины и знаки различия107.

В США женщины  не имели право поступать на военную  службу вплоть до 1901 г., хотя известны случаи, когда женщины принимали участие в боевых действиях еще во времена гражданской и испано–американской войн. В 1901 г. конгресс США учредил корпус медицинских сестер как вспомогательный компонент армии. В годы Первой мировой войны около 10 тыс. медицинских сестер служили в американских экспедиционных силах за пределами США. Примечательно, что американки получили право служить в армии на двадцать лет раньше, чем избирательные права. В годы Второй мировой войны женщины активно привлекались на военную службу. В 1942 г. конгресс США санкционировал создание женской вспомогательной службы сухопутных войск как временного компонента вооруженных сил. Таким образом, помимо медицинских сестер в войсках появились военнослужащие–женщины других военно–учетных специальностей. Основной задачей привлечения женщин на военную службу было высвобождение для участия в боевых действиях военнослужащих–мужчин108.

Вторая мировая война  вызвала не только увеличение численности  военнослужащих–женщин, но и изменение их качественного состава. В английской армии насчитывалось до 225 тыс. женщин, в американской – 450–500 тыс., в немецкой – около 500 тыс.109, более 800 тыс. – в советской, в том числе – 80 тыс. офицеров110.

Несмотря  на рост числа военнослужащих–женщин, их правовой статус существенно отличался от правового статуса военнослужащих–мужчин. Наиболее показательным является пример США. Как уже было выше указано, женские подразделения в период Второй мировой войны были вспомогательными элементами вооруженных сил США. Только в 1948 г. был принят закон «Об интеграции», согласно которому женская служба стала постоянным элементом регулярных сил. Однако данным законом была ограничена численность военнослужащих–женщин (не более 2% от всего личного состава), а также введен ряд других ограничений. В 1951 г. был подписан приказ Министра обороны № 10240, позволивший увольнять женщин с военной службы, несмотря на их звание, должность, продолжительность службы (как из регулярных частей, так и из резерва) в случаях, если женщина являлась матерью (родной или приемной) ребенка в возрасте до 18 лет, наступления беременности или рождения (усыновления) ребенка. В отношении женщин проводилась политика «двойных стандартов», то есть при поступлении на военную службу к ним предъявлялись более высокие требования, чем к мужчинам, женщины не имели права на ряд льгот, которыми пользовались их коллеги мужского пола, при прочих равных условиях не имели права на статус ветерана111.

Анализ  изученных материалов позволяет  сделать вывод, что о зарождении правового статуса военнослужащих–женщин можно говорить именно в рамках второго этапа истории военно–профессиональной деятельности женщин, когда произошло нормативное закрепление прав и обязанностей женщин на военной службе на уровне национального (внутригосударственного) права. Данный этап характеризуется различием в правовом регулировании прохождения военной службы мужчинами и женщинами, обусловленным политикой «двойных стандартов» по отношению к военнослужащим–женщинам.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран