Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

Вооруженные силы Великобритании с момента возникновения в середине XVII в. и до начала ХХ в. комплектовались исключительно по найму. Однако в первой половине ХХ в. в связи с обострением международной обстановки и ведением ряда кровопролитных войн в стране периодически проводились массовые призывы на военную службу. Система возникновения и оформления военно-служебных отношений в целом аналогична американской, но имеет  некоторые особенности. Комплектование рядовым составом армии Великобритании осуществляется исключительно за счет вербовки добровольцев по контрактам. Лица, поступающие на военную службу в сухопутные войска и ВВС, заключают контракты сроком от 3 до 22 лет, в ВМС – от 12 до 22 лет. Лицам, заключившим контракты сроком на 22 года, предоставляется право по истечении 6 или 9 лет службы перейти из регулярных частей в резерв, либо по истечении 12 лет службы расторгнуть контракт путем выкупа. Однако, расторжение контракта сопряжено с большими трудностями. Выкуп является не столько правом солдата и матроса, сколько привилегией, которая предоставляется лишь в особых случаях – по семейным обстоятельствам, болезни и т.д. Размер выкупа может меняться командованием в зависимости от обстоятельств и колебаться от 50 до 250 фунтов стерлингов44.

В ФРГ  45% общей численности вооруженных сил составляют военнослужащие по призыву, а 55% – добровольцы по контракту и кадровые военнослужащие. Контракт заключается рядовыми и унтер-офицерами на срок от 2 до 12 лет45. На военную службу по контракту могут поступить граждане в возрасте до 40 лет, как не состоящие на военной службе, так и проходящие ее по призыву. Кадровыми военнослужащими являются офицеры, военная служба которых не ограничена какими-либо сроками, т.е. она избирается в качестве постоянной профессии.  На кадровую военную службу может также поступать рядовой и унтер-офицерский состав46.

Во Франции комплектование вооруженных сил осуществляется на основе призыва и добровольного поступления на военную службу. Военнослужащие, добровольно поступившие на военную службу, по своему правовому положению подразделяются на кадровых военнослужащих и на военнослужащих по контакту. Добровольцы заключают контракт на срок от 3 до 5 лет и в дальнейшем могут продлевать его в течение 15 лет. Контракты могут заключать как лица, отслужившие срок действительной службы по призыву, независимо от продолжительности перерыва в службе, так и военнослужащие срочной службы на срок 16–24 месяца. В этом случае они пользуются рядом льгот по сравнению с лицами, срок службы которых не превышает 12 месяцев47.

Кадровые военнослужащие близки по своему правовому положению к государственным служащим. Кадровыми офицерами и прапорщиками являются те, кто зачислен в ряды вооруженных сил по собственному желанию. В соответствии с этим им присваивается воинское звание и они назначаются на воинскую должность. Их служба регулируется общими положениями, аналогичными положениям, регулирующим службу государственных служащих, с учетом особенностей армии. Поступление на службу в армию в качестве профессионального военнослужащего осуществляется в соответствии с принципами, регулирующими во Франции государственную службу, выбранную в качестве профессии.

Таким образом, прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных федеральных органах, в которых законом предусмотрена военная служба, регламентируется сводом нормативно-правовых актов, являющихся правовой основой данного вида государственной деятельности.

К военнослужащим относятся офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

Граждане, поступающие на военную службу по призыву и лица заключающие контракт о прохождении военной службы, вступают в военно-служебные отношения, т.е. такие общественные отношения, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами складываются между гражданами в связи и по поводу выполнения воинской обязанности. Они при поступлении на военную службу зачисляются в штаты воинских частей (учреждений) и занимают там должности, соответствующие присвоенным им воинским званиям.

Итак, военнослужащие проходят службу на различных должностях и в различных воинских званиях. В течение службы идет служебный рост, происходят организационные изменения, возникают личные обстоятельства и необходимость в перемещении военнослужащих.

Под прохождением военной службы понимается:  изменение служебно-правового положения военнослужащих, а также призванных на учебные сборы военнообязанных, в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения.

К числу таких юридических фактов относятся, например, зачисление лица на действительную военную службу, призыв на учебный сбор, присвоение воинского звания, назначение на должность или освобождение от нее, увольнение с действительной военной службы в запас или в отставку, окончание учебного сбора и т.п.

Законодательством установлены начальный и конечный моменты состояния на действительной военной службе, которые можно рассматривать как юридические факты, вызывающие возникновение или прекращение военно-служебных отношений.

Регулируя порядок прохождения военной службы, военное законодательство устанавливает и определяет:

-  деление  военнослужащих  и  военнообязанных на составы;

-  продолжительность (сроки) службы;

-  систему воинских званий  и правила их присвоения;

-  условия и порядок назначения  и освобождения от должности;

- правила аттестования и порядок  продвижения военнослужащих по  службе;

- условия и порядок перемещений, командировок и предоставления  отпусков военнослужащим;

-  условия и порядок прекращения  военно-служебных отношений;

-  правила прохождения службы  в запасе.

Для назначения на должность военнослужащий обязан удовлетворять общим и специальным условиям.

К общим относятся закрепленные правом требования, которые соблюдаются при назначении на любую должность:

наличие у кандидата необходимых деловых качеств;

соответствие его воинского звания занимаемой должности.

Специальные условия весьма разнообразны. Они устанавливаются применительно к одной должности или к группе должностей. К таким условиям относятся, например, требования специального образования, наличие определенного стажа работы и т.п.

Военно-служебные отношения для военнослужащих прекращаются в форме увольнения в запас (отставку) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо досрочно.

Таким образом, под прохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положения военнослужащих, а также призванных на учебные сборы военнообязанных в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения. К числу таких юридических фактов относятся зачисление гражданина на действительную военную службу, призыв на учебный сбор, присвоение воинского звания, назначение на должность или освобождение от нее, увольнение с действительной военной службы в запас или в отставку, окончание учебного сбора и т.п.

 

 

1.3. Теоретические основы защиты Отечества, как конституционной обязанности в Российской Федерации.

 

Конституция Российской Федерации определяет военную службу по защите Отечества как долг и обязанность гражданина Российской Федерации48.

Являясь разновидностью федеральной государственной службы,   военная служба учреждается на основании федеральных законов, которые являются ее источниками. Под источниками законодательства о военной службе понимаются нормативные правовые акты, регулирующие  организацию  военной службы в Российской Федерации и правовое положение военнослужащих, в том числе условия и порядок  прохождения военной службы, виды поощрений и ответственности военнослужащих, основания прекращения военно-служебных отношений и другие вопросы.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»49 определена система законодательства Российской Федерации о военной службе, т.е. правовая основа военной службы, которой являются Конституция РФ, указанный Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры.   

Эту систему составляют: собственно Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, Положение о порядке прохождения военной службы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных источников законодательства о военной службе вытекает, что законодательство имеет конституционное происхождение. Таким образом, источники законодательства о военной службе можно представить в виде определенной системы:

1. Конституция Российской Федерации  закрепляет обязанность гражданина  защищать свое Отечество. В ст. 59 Конституции определено, что:

 защита Отечества является  долгом и обязанностью гражданина  Российской Федерации;

гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;

гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

2. Конституция РФ закрепляет  основы обороны и безопасности   государства. Так, согласно ст. 71 Основного  Закона в силу особой значимости  к исключительному ведению  Российской  Федерации  отнесены: вопросы войны  и мира; оборона и безопасность; федеральная государственная служба; определение статуса и защита  Государственной границы, территориального  моря, воздушного пространства, исключительной  экономической зоны и т.д.

3. Конституция РФ закрепляет  исходные основы, которые распространяются  на все отношения в сфере  обороны и безопасности: верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории  РФ (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между Российской Федерацией  и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственное  действие (ст. 18); обязанность государства  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина (ст. 2); равный доступ  граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32) и др.

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допустимы только по федеральному закону (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”). Согласно  п. 7 ст. 10 указанного Закона военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной  и  иной творческой деятельности,  если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями,  за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные  обязанности военнослужащего,  а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности,  используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей  военной  службы,  финансовые  средства и имущество воинской части,  а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования  указанного   имущества   за установленную   плату,  в соответствии  с    федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки,  денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и др. вознаграждения),  связанные с исполнением обязанностей военной службы,  за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с  общевоинскими уставами;

принимать без разрешения  Президента  Российской  Федерации награды  иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в  служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых  в  соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов  государственной  власти с соответствующими органами  государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в  интересах  политических  партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.

Военная служба, с одной стороны, является обязанностью граждан Российской Федерации, привлекаемых к ней по призыву, а с другой – правом поступать на нее в добровольном порядке. Однако не каждое лицо может быть привлечено к военной службе или поступить на нее и, следовательно, не у каждого могут возникнуть военно-служебные отношения, поскольку для этого необходимы определенные условия.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы