Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Целью работы является:
- изучение вопроса об административно-правовых отношениях;
- выделение их отличий от других правовых отношений;
- обозначение роли административно-правовых отношений в социальной жизни общества, а так же в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования.
- изучения критериев классификаций и видов административно-правовых отношений.

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых отношений
2. Структура административно-правовых отношений
3. Юридические факты в административных правоотношениях
4. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие и особенности административно-правовых отношений

2. Структура административно-правовых отношений

3. Юридические факты в административных правоотношениях

4. Виды административно-правовых отношений

Заключение 

Список литературы

 

 

 

Введение

 

Административно-правовые отношения, являются важнейшими в современной жизни человека. В общей характеристике административно-правовых отношений следует выделить некоторые стороны, которые являются основой для выделения административно-правовых отношений от других видов правоотношений и являются существенными, потому что на их природу оказывают большое влияние:

- сфера их  появления;

- специфика административно-правового регулирования;

- содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы.

Важными являются предмет и метод административного права, которые представляют необходимую основу для проведения видовых отличий между различными правовыми отношениями. Таким образом, следует отметить, что целью работы является:

- изучение вопроса об административно-правовых отношениях;

- выделение их отличий от других правовых отношений;

- обозначение роли административно-правовых отношений в социальной жизни общества, а так же в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования.

- изучения критериев классификаций и видов административно-правовых отношений.

Административное  право это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

 

1. Понятие и особенности административно-правовых отношений

 

Административно-правовые отношения это разновидность правовых отношений, отличающихся юридическому содержанию, по характеру, по их участникам. Обладают признаками любого правового отношения:

- первичность правовых норм;

- регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;

- установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.

Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Имеются две концепции признаков административно-правовых отношений. Согласно одной из концепций административно-правовые отношения возникают в процессе государственного управления, имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления и являются отношениями власти-подчинения характеризуясь юридическим неравенством сторон.

Вторая концепция предполагает возникновение в сфере государственного управления, могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании, а так же делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы.

Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:

1. Административно-правовые отношения в отличие от всех других (особенно - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть – подчинение». Именно этот их признак является главным, поскольку предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности;

2. Сущность государственно-управленческой  деятельности, как и любого другого  вида социального управления, определяет необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля) всегда налицо. Поэтому его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как «команда»; это – переходный мостик к формуле «власть – подчинение»;

3. Административные  правоотношения, как и все другие  правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными  чертами государственно-управленческой  деятельности, всегда предполагающими  соподчиненность воль. Воля всех  участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой управляющей воле. Так образуется властный характер этих отношений, а власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах принимают участие люди, наделенные волей и сознанием; они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них. Соответственно объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти;

4. Административно-правовые  отношения (по своей сути управленческие) имеют широкую сферу для своего  возникновения, изменения или  прекращения. Это - сфера государственного  управления - понятие, границы которого в течение всей истории определялись объемом и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти. Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы огромное количество различного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, тысячи граждан;

5. Сфера государственного  управления - поле практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц, действующих от имени этих органов. Из этого утверждения можно сделать вывод, что в границах названной сферы нередко возникают правоотношения иного рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские и даже гражданско-правовые). Это давно подтвердила практика.

Административным правоотношениям свойственна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету других отраслей российского права;

6. Сфера государственного  управления является той областью  деятельности государства, в которой  действуют особого рода субъекты. Обобщенно их называют или органами государственного управления, или органами исполнительной власти. Таким образом, в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не ограничивается только взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов;

7. Для возникновения  административно-правовых отношений необходимы особые условия, которые:

- возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Например, заключение имущественных сделок не является проявлением исполнительной власти, а потому, совершая подобного рода действия, исполнительный орган не выступает в роли субъекта управления. Механизм реализации исполнительной власти не находит своего выражения в этих действиях;

- возникают также непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами не любых функций, а только управленческих. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий. Без них исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти;

8. Административно-правовые  отношения по своей сути являются  организационными. Они имеют прямую  связь с реализацией функций  исполнительной власти, которые  по своему содержанию направлены  на организацию процесса правоисполнения.  Административно-правовые отношения несут на себе организационную нагрузку в двух основных аспектах:

«самоорганизация» - организация собственной работы всего исполнительного аппарата, осуществляемая в рамках административно-правовых отношений между разными звеньями системы исполнительных органов;

организация, выходящая  за рамки ее первого варианта и  реализуемая в административно-правовых отношениях с участием иных коллективов  и людей, соприкасающихся со сферой государственного управления.

По этим основным направлениям через административно-правовые отношения исполнительная власть может оказывать повседневное регулирующее и организующее воздействие на поведение управляемых;

9. Административно-правовые  отношения «не закрыты» для  кого-либо из возможных участников  правовых отношений.. Наличие правомочий, представляемых административно-правовой нормой, либо возложение ею определенных обязанностей - единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере государственного управления или заинтересован в ее нормальном функционировании, может быть инициатором их возникновения либо прекращения. Таким образом, административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан.

Все же согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Административно-правовые отношения могут возникать и  вопреки желанию второй стороны  или ее согласию. Этот признак в  наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений;

10. Между сторонами  административно-правовых отношений  возможны споры. Так, гражданин  может быть не согласен с  правомерностью принятых в его  адрес действий исполнительного  органа (должностного лица).

Это его несогласие, хоть и не влияет на возникновение правоотношения, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор. Для разрешения гражданско-правовых споров установлен специальный процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения возможных административно-правовых споров. Обычно такого рода споры разрешаются во внесудебном порядке. Но нередко законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. В настоящее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом;

11. Для гражданско-правовых  отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае несоблюдения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица).

Возможна и  ответственность одной стороны  административно-правового отношения  перед другой, но в ограниченных случаях и пределах.

 

 

2. Структура административного правоотношения

 

Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические  факты.

Субъектом административно  правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:

- граждане России;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- государственные органы, предприятия, учреждения, организации;

- служащие государственных органов и организаций;

- представители общественных объединений;

- органы местного самоуправления

Различают следующие  виды субъектов административного  права - индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а  также лица, хотя и имеющие специальный  административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют право выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). Определяющим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности). В данном случае речь идет о двух таких категориях:

- административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);

- административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Административная  правосубъектность у граждан  России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц - с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность. Общим объектом регулирования административно правовых норм, как и иных правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно правовом отношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом.

Информация о работе Административное право