Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

Исследуя теоретико-правовые основы государственной службы в Российской Федерации Ю.Н. Старилов говорит о принадлежности военной службы к государственной службе, но не указывает  место военной службы в системе государственной службы131. 

А.Ф. Ноздрачев, в свою очередь относит военную службу к разновидности специальной государственной службы, являющейся видом государственной службы наряду с федеральной государственной службой и государственной службой субъектов Российской Федерации132.

 Военная служба, как  и другие «специальные» виды  государственной службы (таможенная, дипломатическая и др.), решает  задачи, относящиеся к исключительному  ведению Российской Федерации  и, следовательно, она является разновидностью  федеральной государственной службы.

Определяя место военной службы в системе федеральной государственной службы необходимо выделить следующие ее признаки:

исполнение ее в целях государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения иных государственно-значимых функций, отнесенных к исключительному ведению   Российской Федерации;

финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;

правовое регулирование военной службы только федеральным законодательством.

 Анализируя нормативно-правовую  базу, регулирующую военно-правовые  отношения, необходимо сделать вывод, что статус военной службы определяется только федеральным законодательством, возможность ее введения  в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации исключается.   

Г.В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т.е. единой государственной службой с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специализированную государственную службу (в административных органах)133.  Это находит свое подтверждение в современных нормативно-правовых актах, регламентирующих государственную службу. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ч. 1 ст. 2) система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Военная служба обеспечивает независимость, государственный суверенитет134  и целостность государства. Она осуществляет реализацию этих целей специфическими военными  методами. Для осуществления функций государства в сфере обороны и безопасности государства, возложенных на конкретные организации и органы, необходим определенный порядок реализации их компетенции. По мнению Н.М. Казанцева, в гражданских («невоенных») сферах данный порядок осуществляется посредством государственной службы как формы административно-правовой деятельности государственных органов135.

 Указанный подход в целом  применим и к военной службе. Посредством исполнения военной  службы реализуются функции отдельных  государственных органов и организаций, создаваемых в целях обеспечения  государственного суверенитета  и целостности Российской Федерации.

Ю.Н. Старилов отмечает, что «главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных  законах…»136. 

Таким образом, основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса  в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ и  федеральных законах.

Задачи и функции военной службы – понятия соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие.  А.В. Кудашкин считает, что задачи военной службы имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции военной службы представляют собой средство реализации, выполнения ее задач. Задачи военной службы реализуются посредством осуществления ее функций137.

Как правило, в законодательстве определены задачи государственных организаций и органов и их полномочия, а функции определяются на уровне подзаконного правового регулирования. 

Военная служба выполняет  собственно государственные функции – обеспечение его суверенитета и территориальной целостности: оборона, безопасность, охрана границ, общественный порядок и т.д.138. Функции государственной службы исчерпывающим образом реализуют Конституцию и законы, обеспечивая интересы политики и единства государственной власти Российской Федерации139.

Статьи 3 и 4 Конституции РФ устанавливают для государственной службы функции в части распространения суверенитета Российской Федерации на всю территорию, обеспечения целостности и неприкосновенности территории России, верховенства Конституции России и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Названные функции, включая также функции противодействия присвоению и захвату власти в Российской Федерации либо присвоению властных полномочий и обеспечения законного преследования, совершивших такие деяния, можно отнести к конституционно-охранительным функциям (или функция защиты конституционного строя) государственной службы, которая в каждой разновидности государственной  службы (например, военной) реализуется в особой форме140.  

Рассматривая военную организацию государства, видно, что кроме государственных органов военная служба предусмотрена в специально создаваемых государством организациях –  войсках и воинских формированиях, которые также являются частью государственного аппарата, призваны решать специальные задачи и реализовывать значимые для государства функции в сфере военной безопасности.

Анализ функций военной службы имеет исключительное значение, поскольку позволяет оценить ее роль и назначение в государственно-служебной деятельности и место в государственно-социальном механизме, определить ее эффективность, полезность и значимость.

Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Функции государства по обеспечению целостности и государственного суверенитета  возлагаются как на государственные органы, так и на  государственные организации, в которых предусматривается военная служба: Вооруженные Силы, другие войска,  воинские формирования и некоторые государственные органы141. Указанные функции нашли свое закрепление в предметах исключительного ведения Российской Федерации, перечисленных в ст. 71 Конституции РФ, и соответствующих им функциях государственных организаций и органов, на которые возложена реализация предметов ведения:

федеративное устройство и территория Российской Федерации (подп. «б» ст. 71), отражены в функциях Вооруженных Сил, внутренних войск, пограничных войск и органов Федеральной службы безопасности, войск гражданской обороны, таких как: охрана суверенитета РФ, безопасность, защита конституционных полномочий Российской Федерации и ее субъектов, регулирование межнациональных отношений и конфликтов;

внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (подп. «к» ст. 71), возложенные, в частности, на Службу внешней разведки, Министерство обороны, Федеральную службу безопасности и т.д., которые исполняют следующие функции: оборона и миротворчество, контроль и реализация международных договоров;

оборона и безопасность (подп. «м» ст. 71) нашли отражение в функциях Вооруженных Сил, Пограничной службы Федеральной службы безопасности, других государственных органов и организаций, привлекаемых к участию в обороне государства;

определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (подп. «н» ст. 71)  возложены в основном на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности, а также Вооруженные Силы РФ142.

Следовательно, военная служба с функциональной точки зрения представляет собой самостоятельные и относительно обособленные виды действий  субъектов военно-служебных отношений в целях практической деятельности государственных организаций и органов, в которых она предусмотрена законом.

Исследуя основы конституционного строя Российской Федерации с точки зрения фундаментальных устоев общества и государства, выделяют один из важнейших структурных элементов основ – суверенитет государства. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории143. Н. М. Казанцев в данном случае делает вывод, что каждая статья Конституции РФ предполагает, что для ее практического исполнения требуется создание соответствующего вида государственной службы в форме определенной функциональной административной службы. Такой порядок соответствует традициям российского права, находя форму военизации в тех родах и видах государственной службы, которые обеспечивают независимость и государственный суверенитет, – военной службе, пограничной службе, иных соответствующих административных службах144.

В научной литературе отмечается, что не следует отождествлять функции государства и функции государственной службы145. Функции государства – это определенные конкретно-историческими условиями существования государства основные направления его деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих именно данному типу государства формах и с помощью специальных методов146.

А. Ф. Ноздрачев например, под функциями государственной службы понимает самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий, таких, как, например, правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулирующая и  организационная147. Указанные функции являются лишь частью, но существенной,  осуществляемых государственными органами функций.

Ю. Н. Старилов  функциями государственной службы называет основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений  и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции, по его мнению, являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих. Он выделяет следующие виды функций государственной службы: обеспечительную, интегративную, регулятивную, коммуникативную и охранительную148.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий, таких как, например, правоприменительная,  правотворческая, правозащитная, регулирующая и  организационная149.  Указанные функции являются  существенной частью,  осуществляемых государственными органами функций. Функции государственной службы обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой предопределено стоящими перед государством целями, особенностями государственно-служебных полномочий и  сферы деятельности государственных служащих.  Государственная служба решает задачи государства, выполняет его функции и функции государственных органов посредством осуществления государственной управленческой деятельности.

Следовательно, военная служба в государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, представляет собой системное явление, состоящее из управляющей и управляемой подсистем. Причем управление осуществляется как на федеральном уровне, через специально создаваемый федеральный орган исполнительной власти, так и в самой управляемой системе через специально создаваемые органы управления, которые в Вооруженных Силах РФ называются органами военного управления150. 

Анализируя многообразие государственных функций, можно согласиться с мнением В.В. Волошиной, которая делит  функции государственной службы на основные: обязательные для всех ее структурных элементов (функции управления) и специфические, характерные для конкретных  видов и направлений государственной службы151. 

К общим функциям  военной службы как разновидности государственной службы  А.В. Кудашкин в частности относит:

осуществление государственной кадровой политики и комплектование  Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом способностей и профессиональных качеств военнослужащих и гражданского персонала;

формирование и ведение  перечня воинских должностей;

установление социально-правовых условий и гарантий, необходимых для деятельности военнослужащих и гражданского персонала  государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба;

организацию  и методическое руководство  профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией), повышением квалификации и стажировкой военнослужащих;

установление требований и квалификационных требований к военнослужащим и т.д.152.

Специфические функции военной службы отражают специфику деятельности военнослужащих всех государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба.  На  военнослужащих  возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые тесно связаны с необходимостью беспрекословного  выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

 В свою очередь, специфика  деятельности военнослужащих находит  отражение в исполнении специфических  обязанностей военной службы, таких, например, как: участие в боевых  действиях, выполнение задач в  условиях чрезвычайного положения  и военного положения, а также  в условиях вооруженных  конфликтов; несение боевого дежурства, боевой  службы, службы в гарнизонном  наряде, исполнение обязанностей  в составе суточного наряда;  участие в учениях или походах  кораблей и др.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы