Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно вести речь о юридическом институте военной службы, под которым следует понимать систему правовых актов (источников права), регулирующих военную службу (возникновение, прохождение и прекращение военной службы, исполнение обязанностей военной службы и т.д.).

В данном случае мы наблюдаем несовпадение структуры права и источников права, т.е., с одной стороны, правовой институт военной службы - разновидность единого правового института государственной службы, с другой - самостоятельный комплексный юридический институт российского законодательства.

 Однако процесс исполнения  военной службы настолько специфичен, что это позволяет выделить  ее в особый вид государственной  службы, регулируемый рядом отраслей  законодательства, как правило, относящихся  к публично-правовым отраслям (конституционное, административное, финансовое, уголовное  и уголовно-исполнительное право); в ограниченных случаях (в порядке  исключения), прямо указанных в  законе, также к частноправовым (трудовое  и гражданское право).

Военная служба – сложный социальный и правовой институт, раскрытие содержания которого невозможно без комплексного подхода.  Он составляет основу деятельности и функционирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства,  охватывает миллионы граждан Российской Федерации78. 

Деятельность военнослужащих носит государственный характер.  Поэтому военной службе присущи все основные свойства государственной службы: деятельность в составе государственных организаций и органов79.  Военнослужащие,  выполняя специфические задачи в соответствии с  законодательно закрепленными  за  государственными  органами функциями,  действуют от имени и в интересах государства и общества в целом.  Взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения;  правовое положение военнослужащих,  порядок исполнения и прохождения военной  службы определяются государством80.

Поскольку военная служба учреждается в организациях, решающих задачи в области обороны и военной безопасности государства, постольку она является разновидностью государственной службы, то общее универсальное определение понятия  государственной службы,  учитывающее признаки государственной службы, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы государственной службы», с учетом  специфической деятельности в сферах государственной деятельности по организации и обеспечению обороны и военной безопасности государства, должно выглядеть несколько иным образом81.

Под государственной военной службой понимается деятельность лиц, находящихся на государственных военных должностях, по обеспечению исполнения полномочий государственных органов области обороны и военной безопасности государства, а также деятельность в целях решения государственнозначимых задач специфическими военными методами82.

Являясь разновидностью государственной  службы,  военная служба  имеет  исключительно  выраженную  специфику,  которая подчас исключает прямые параллели и аналогию с содержанием понятий «государственная служба Российской Федерации», «федеральная государственная служба» и «федеральный государственный служащий», закрепленных в  Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе  государственной  службы Российской Федерации»83,  что объясняется не столько несовершенством законодательства о военной службе и наличием в нем пробелов, сколько ее предназначением и вытекающим из этого особым порядком поступления на военную службу, ее прохождения и прекращения.

Юридический аспект военной службы состоит в специфическом юридическом оформлении военно-служебных отношений, в процессе которых достигается практическое выполнение служебных обязанностей, полномочий военнослужащих и реализация компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу и которые участвуют в реализации функций в сфере обороны и безопасности государства. Юридический аспект очень тесно связан с организационным, который связывает военную службу со структурно-функциональными элементами государственных организаций и органов.

Юридическое оформление военно-служебных отношений ставит вопрос об институционализации военной службы.

В теории права термин «институт» означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, отличаются внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующего участка. Главная функция правового регулирования состоит в обеспечении цельного, относительно законченного регулирования в пределах конкретного участка общественных отношений данного вида84. Институт права - это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих группу видовых родственных отношений, т.е. определяющим является предмет правового регулирования. Д.А. Керимов характеризует правовой институт как «объективно сложившуюся внутри отрасли права в виде ее обособленной части группу правовых норм, регулирующих с требуемой детализацией типичное общественное отношение и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования»85.

Рассматривая деятельность государства по реализации возложенных на него задач и функций, уже отмечалось, что данная деятельность осуществляется создаваемыми государством структурами и учреждением специальной специфической государственной службы.

Например, Казанцев Н.М. указывает, что государственная служба представляет собой правовой институт «уже потому, что она является совокупностью отношений, урегулированных законом»86.

Ю.Н. Старилов правовой институт государственной службы определяет как систему правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, реализации статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизм прохождения государственной службы. Таким образом, по его мнению, правовому регулированию должны подлежать три сферы в системе государственно-служебных отношений: 1) формирование системы государственной службы; 2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм прохождения государственной службы87.

Однако с данной точкой зрения, не совсем согласен А.В. Кудашкин, который считает, что в данном случае расширительно толкуется понятие «государственно-служебное отношение», включая в него отношения, ему предшествующие, - связанные с формированием государственной службы. По его мнению, отношения, связанные с прохождением государственной службы, также не охватывают всей совокупности отношений при исполнении государственной службы, так как под прохождением понимается изменение служебно-правового положения государственного служащего (возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений), т.е. динамика отношений. В то же время исполнение государственной службы включает не только ее прохождение, но и другие вопросы, связанные с процедурами исполнения конкретных функций государственными служащими88.

Таким образом, по мнению автора институтом государственной службы является, во-первых, совокупность правовых норм, имеющих общий предмет регулирования - государственно-служебные отношения; во-вторых, процедура, т.е. юридически установленная последовательность действий и взаимодействия сторон процесса ее исполнения. Следовательно, военная служба - правовая форма деятельности военнослужащих.

Однако остается открытым вопрос: является ли военная служба как особая разновидность государственной службы правовым институтом? В данной постановке отдельные аспекты этого вопроса нашли отражение в исследованиях как российских, в том числе дореволюционных, так и зарубежных ученых по проблемам военного права. Для полного ответа на поставленный вопрос необходимо проанализировать предмет правового регулирования и доказать, что он обособлен от правового регулирования иных общественных отношений.

Современные авторы указывают на общий предмет правового регулирования - общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства89.

Внутри этого предмета они выделяют несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.

К первой группе, например, А.В. Кудашкин относит общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками и их всестороннего обеспечения.

Ко второй группе, по его мнению, относятся отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту и ее прохождением, а также статусом военнослужащих.

В третью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции.

В четвертую группу входят отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права90.

По мнению автора, рассматривая военную службу как самостоятельный правовой институт в системе деятельности государства по реализации своих функций, можно объединить вторую и третью группы в группу общественных отношений, регулирующих т.н. внутрислужебные отношения.

Все перечисленные отношения охватываются понятием «воинские отношения», или «военные отношения», которые в приведенном случае классифицированы по их содержанию91.

В общеметодологическом плане постановка вопроса о предмете науки военного права в современных условиях была поставлена А.А. Тер-Акоповым, который подчеркивал, что военно-правовая наука не может замыкаться только на военной проблематике, а должна включать исследование правовых аспектов всего круга оборонных вопросов, которыми ни одна другая отрасль правовых знаний не занимается92. То есть, по его мнению, ее предметом должны стать именно вопросы обеспечения оборонной деятельности государства.

Поскольку воинские отношения складываются в сфере исполнительной власти, постольку они же являются военно-административными отношениями93. Некоторые авторы в понятие «военно-административные отношения» включают «военно-служебные отношения»94, т.е. соотносят их как общее и частное.

Чтобы ответить на вопрос, насколько предмет правового регулирования военной службы обособлен от предмета правового регулирования других видов государственной службы, необходимо рассмотреть  источники военной службы, которыми являются нормативные правовые акты, регулирующие организацию военной службы в Российской.

Военно-служебные отношения являются особой разновидностью отношений государственной службы (государственно-служебных отношений), так как одной из их сторон является государство в лице органов государственной власти, государственных организаций (органов) и их должностных лиц.

Субъектами военно-служебных отношений являются военнослужащие, а также государственные органы (органы военного управления), должностные лица, организующие в рамках своей компетенции комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, исполнение и прохождение военной службы, реализацию статуса военнослужащих. По классификации, предложенной Д.Н. Бахрахом, военнослужащие являются индивидуальными, а органы - коллективными субъектами военно-служебного отношения95.

Правовые нормы, регулирующие военно-служебные отношения, являются специальными правовыми нормами, распространяющимися на определенный круг специфических субъектов права (например, военнослужащих). Действие указанных норм не может распространяться на государственных служащих, на граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, призывников. В то же время, в случаях предусмотренных законодательством, оно распространяется на граждан, находящихся в запасе, проходящих военные сборы, поскольку они вовлекаются в сферу военно-служебных отношений, по своему правовому положению приравниваются к военнослужащим, хотя и не являются ими96.

Основываясь на мнении Ю.Н. Старилова, который главной целью государственной службы определяет «практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах…»97, основную цель военной службы можно определить как практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса  в области военной безопасности.

Утверждение, что военная служба является разновидностью государственной службы нашло закрепление в современном российском законодательстве98. Так, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 6) установлено: «военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства»99.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»100  
(ст. 2) дано определение военной службы: «особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), … а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах».

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы