Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

В армии зарубежных стран, комплектуемые на добровольной основе (США, Великобритания и др.), предпочитают набирать лиц, в основном имеющих среднее образование, а к сержантскому и офицерскому составу предъявляются повышенные требования.

Так, в армии США при поступлении на военную службу кандидаты сдают квалификационные испытания в целях выявления их общеобразовательного уровня, наклонностей и способностей, возможности и целесообразности использования по избранной ими специальности. Для поступления на военную службу кандидат должен набрать минимально допустимое число баллов, установленное для каждой военно-учетной специальности. Добровольцу, не набравшему необходимого количества баллов по избранной им специальности, но прошедшему квалификационные испытания с положительным результатом, может быть предложена другая специальность36.

В Великобритании для получения звания “капрал” требуется сдать зачеты по общеобразовательной подготовке на свидетельство 3-го класса, на получение звания “сержант” – на свидетельство 2-го класса, “штаб-сержант” и выше – 1-го класса.

В Инструкции МО РФ по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту37, установлено, что кандидаты на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров, должны иметь высшее профессиональное образование, полученное в гражданских высших учебных заведениях, родственное избранной военной специальности, высшее или среднее профессиональное образование, полученное в военно-учебных заведениях, или иметь воинское звание офицера запаса, преимущественно с опытом работы по избранной военной или родственной ей гражданской специальности.

Кандидатам на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков и мичманов, необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование, полученное в гражданских высших или средних специальных учебных заведениях, родственное избранной военной специальности, среднее или начальное профессиональное образование, полученное в школах техников или в школах прапорщиков и мичманов, или иметь воинское звание прапорщика (старшего прапорщика), мичмана (старшего мичмана) запаса, преимущественно с опытом работы по избранной военной или родственной ей гражданской специальности.

Таким образом, перечисленные требования к гражданам, призываемым или лицам, поступающим на военную службу, являются необходимыми предпосылками возникновения военно-служебного правоотношения. Однако, как уже было отмечено ранее, для его возникновения необходимо наступление ряда юридических фактов, представляющих собой сложный фактический состав, который различен для граждан призываемых на военную службу  и поступающих на нее в добровольном порядке. Следовательно, существенное значение имеет вопрос об основании возникновения  военно-служебного отношения.

Военно-служебное отношение как результат воинской обязанности граждан возникает в силу одностороннего акта государства. Точное определение момента возникновения военно-служебного отношения является чрезвычайно важным вопросом, поскольку этот момент фиксирует переход гражданина из общегражданского статуса в военно-служебный и создает для него ряд новых отношений к государству38.

Призыв граждан, не пребывающих  в запасе, осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации39, который является публичным правовым актом,  определяющим необходимость исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву для лиц, достигших призывного возраста. В то же время сам указ не порождает возникновения военно-служебного правоотношения, он играет роль юридического факта, который в совокупности с требованиями, предъявляемыми к гражданам,   привлекаемым  на военную службу, и  рядом других юридических фактов приводит к возникновению военно-служебного отношения, т.е. указ о призыве играет роль юридического основания для его возникновения.40

По дореволюционному законодательству России для возникновения военно-служебного отношения имели значение два момента: принятие и поступление на службу. Моментом принятия на службу признавалось прочтение списка  принятых на службу новобранцев и приведение их к присяге; моментом поступления на службу считалась явка новобранцев на сборный пункт41. А.М.Добровольский  считал, что для возникновения военно-служебного отношения имеет значение первый момент, поскольку на сборный пункт новобранцы являются уже принятыми на службу, а второй момент имеет второстепенное  значение, сборный пункт имеет значение только передаточной инстанции42. Такая позиция вполне оправданна, так как лица, принятые в результате прочтения списка на службу, приводились тут же к присяге.

Возникновение военно-служебного отношения по законодательству Российской Федерации связывается с началом военной службы, которое для военнослужащих Российской Федерации установлено п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».  С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т.е. он приобретает определенные права и обязанности и на него возлагается ответственность.

Начало военной службы является юридическим фактом (событием), с которым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, т.е. приобретение им прав и возложение на него обязанностей и ответственности. Единый порядок исчисления сроков, определенных периодом времени, установлен Положением  о порядке прохождения военной службы, (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237,). Для таких случаев предусматривается начало течения срока и его конец.

Специфика военно-служебных отношений обусловила особенности исчисления сроков. С момента начала течения срока военной службы гражданин (лицо) становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т.е. он приобретает права и обязанности и на него возлагается ответственность.

  Началом военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата любого уровня;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для лиц, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным вышеуказанным  Положением, о чем издается соответствующий приказ;

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в указанные учебные заведения.

Сроки военной службы установлены ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», которая посвящена различным технико-правовым вопросам, связанным с порядком определения сроков военной службы (начала, продолжительности, окончания), а также срока контракта о прохождении военной службы и времени его истечения.

Понятие «срок» имеет двоякое значение. Так называют либо определенный период времени, либо определенный момент. В военно-служебных отношениях соответствующее понятие используется и в том и в другом смысле. Например, сроки военной службы военнослужащих, призываемых на военную службу, исчисляются в месяцах — определенный период (п. 1 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), а сроки начала военной службы — день приобретения гражданином статуса военнослужащего — определенный момент (п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Со сроком обычно связано возникновение, изменение или прекращение военно-служебного правоотношения. Срок военной службы представляет собой время, в течение которого военно-служебное правоотношение действует.

В отличие от гражданского, гражданского процессуального и других отраслей права, в которых сроки определяются исчислением периода времени и календарной датой, срок военной службы устанавливается только истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, днями.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возникновение, изменение и прекращение военно-служебных отношений в зависимости от обстоятельств, наступление которых только предполагается (например, увольнение военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья и др.).

Следовательно, начало возникновения военно-служебного отношения определяется моментом возложения на граждан (лиц) общих обязанностей и приобретения ими общих прав военнослужащих. В полном объеме военно-служебное отношение, содержанием которого являются права и обязанности военнослужащих,  возникает с зачислением в списки воинской части, принятием Военной присяги и назначением на воинскую должность.

Другим основанием возникновения военно-служебного отношения  по законодательству Российской Федерации является свободное соглашение, т.е.  контракт о прохождении военной службы.

Таким образом, добровольное поступление на военную службу является следствием публично-правового договора. Однако военно-служебное отношение возникает не с момента соглашения о таком договоре, а с момента вступления в силу акта о поступлении на военную службу, которым является указ Президента РФ, приказ руководителя федерального органа исполнительной власти или иного соответствующего должностного лица.

В то же время государство может устанавливать особенности возникновения военно-служебных отношений в добровольном порядке в зависимости от воинских должностей, подлежащих замещению теми или иными составами военнослужащих.

В советский период нашего государства военно-служебные отношения в добровольной форме возникали на основании двустороннего соглашения о поступлении на военную службу, оформленного административным правовым  актом о начале военной службы в том или ином составе военнослужащих. Момент возникновения военно-служебных отношений определялся  моментом издания приказа о зачислении на сверхсрочную военную службу, присвоении воинского звания высшего состава (для солдат, матросов, сержантов и старшин – прапорщика или мичмана; для прапорщиков или мичманов – воинского звания офицера), а для лиц, пребывающих в запасе, – днем убытия к месту службы, указанным в предписании военного комиссариата. 

По сравнению с дореволюционным законодательством законодательство советского периода в вопросе возникновения военно-служебных отношений не претерпело существенных изменений, что объясняется тем, что основным способом комплектования, т.е. способом, дающим наибольшее количество личного состава в военную организацию государства, являлся призыв граждан на военную службу, а военная служба признавалась большинством населения страны почетной обязанностью гражданина. Социально-экономическое положение государства позволяло комплектовать Вооруженные Силы достаточным количеством личного состава как в добровольном, так и в призывном порядке.

В то же время зарубежная практика оформления военно-служебных отношений в последние десятилетия шла несколько иным путем.

Вооруженные силы США комплектуются на добровольной основе, т.е. основанием возникновения военно-служебного отношения является добровольное соглашение сторон. Оформление возникновения военно-служебных отношений зависит от состава военнослужащих, к которому будет причислено лицо, поступающее на военную службу. Производство в офицеры осуществляется по указу президента США. Документом, закрепляющим поступление гражданина в вооруженные силы США в качестве офицера, является грамота о производстве в первое звание офицера,43 которая свидетельствует о возникновении иного (особого) военно-служебного отношения. Первоначальное возникновение военно-служебного отношения связывается с поступлением указанных лиц в военно-учебное заведение. Соглашение о добровольном  поступлении на военную службу не закрепляется формально-юридическим способом подписания сторонами письменного документа, поскольку предполагается, что указанные лица будут нести службу в соответствии со своим призванием и руководствоваться в своей деятельности  требованиями присяги, законов и приказов командования. Государство со своей стороны обеспечит им гарантированные законами условия для выполнения возложенных задач.

Комплектование рядовым и сержантским составом  вооруженных сил США осуществляется по добровольному принципу вербовки и заключения индивидуальных контрактов о прохождении военной службы на срок не менее трех лет для службы в регулярных войсках и шести лет – в резервных компонентах. Лицо, желающее поступить на военную службу в качестве рядового или сержанта, подает заявление, в котором указываются срок и условия службы в армии, вариант контракта, условия, выдвигаемые обеими сторонами, а также иные вопросы, связанные с военной службой. К контракту и заявлению прилагаются комплект сопутствующих документов, уточняющих и расширяющих толкование их положений.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы