Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

Теоретической базой исследования являются мнения, теории, школы, содержащиеся в научной литературе по теории государства и права, истории государства и права, военной администрации и административному праву, а также научные работы указанных ранее авторов дореволюционного, советского и современного периодов, материалы судебной практики и периодической печати.

Правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, Положение о порядке прохождения военной службы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные источники дореволюционной России, СССР и зарубежных государств, которые регламентировали и регламентируют вопросы военной службы и порядок ее прохождения.

Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессов: общенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых  
явлений – сравнительно-правовой, системно-структурный, исторический, социологический, программно-целевой и др.

Научная новизна работы заключается в том, что в настоящей работе впервые решается задача комплексного исследования правовых проблем прохождения военной службы, в том числе по контракту, в Российской Федерации.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и предложения настоящей работы могут быть использованы в процессе совершенствования российского военного законодательства, в частности Федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и Положения о порядке прохождения военной службы, а также для повышения эффективности деятельности органов военного управления по применению нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения военной службы в Российской Федерации.

Материалы настоящей могут быть использованы в учебной и научной работе военно-юридических кафедр при государственных и иных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в военно-учебных заведениях, а также практическими работниками органов военного управления, военных прокуратур и военных судов.

Отдельные положения настоящей работы были использованы автором для написания научных статей, опубликованных в журналах «Право в Вооруженных Силах», «Военно-правовое обозрение» и газете «Независимое военное обозрение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА(25-30 СТР.)

 

1.1. Историко-правовая характеристика института защиты Отечества в России, как конституционной обязанности граждан

 

Военная история России является яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой ратной славой в сражениях за независимость родной земли. В период тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание людей. Ратная служба на Руси всегда считалась уделом и долгом достойных и свободных граждан, наделенных правом выступать на защиту государства. Так, формировались первые русские великокняжеские дружины Святослава, Владимира Мономаха, Александра Невского.

 

Первый исторический достоверный князь Киевской Руси Олег Вещий выступает на защиту Отечества еще в 883г. В первом общерусском летописном правовом своде "Повесть временных лет", составленном в Киеве во втором десятилетии XII века, упоминается защита Отечества всем населением княжества. В древней русской литературе конца XIV века "Задонщине", описавшей Куликовскую битву 1380г., указывается необходимость защиты Отечества в борьбе с внешними врагами.

 

Первые русские законы содержали нормы, регулирующие отношения различных слоев населения к вооруженной защите Отечества. Так, в первой половине XI в. одновременно с укреплением Древней Руси происходит формирование древнерусского права, о чем говорят документы: кодекс законов, отдельные нормы "Закона Русского", "Правда Ярослава", где отмечалось: "Поистине отцы и деды наши потом и кровью блюли землю Русскую... и нам ее охранять сейчас". В "Слове о полку Игореве" в 1185г. звучит призыв - встать за землю Русскую.

 

В 1549г. царь Иван IV впервые в истории российской государственности создал Земской собор, Боярскую думу, которые занимались вопросами защиты Русского государства. В 1897г. выходит книга "Россия. Военное министерство", где приводится 318 законодательных документов по вопросу военной защиты России за период с января 1869г. по апрель 1897г.

 

В этих документах показана законотворческая деятельность по решению проблем института вооруженной защиты Российского государства. В основу военной службы ставились вопросы государственности, защиты Отечества, Военные преобразования по защите Отечества первой четверти XVIII века вошли в историю как военные реформы Петра I. Делом жизни Петра было усиление военной мощи Отечества. "Ведайте, - говорил Петр I солдатам перед Полтавской битвой 1709г., - Петру жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

 

19 ноября 1699 г. Петр издает Указ  о первом рекрутском наборе  в России. С 1705г. армия комплектуется  исключительно на началах рекрутской  воинской повинности, которая распределялась  равномерно среди населения так  называемых великорусских губерний.

 

Основная тяжесть легла на крепостных и государственных крестьян. Служба в армии и на флоте была пожизненной, в рекруты брали физически годных мужчин не старше 32 лет. Так формировалась особая военная каста, оторванная от основной массы населения, служащая одному делу - защите интересов Отечества....

 

Государственным документом в данном вопросе стал первый военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс России "Артикул воинский", разработанный Петром I и изданный в 1715г. Документ предусматривал жестокие меры по насаждению государственных требований в армии.

 

В Указе "Табель о рангах" от 24 января 1722г. Петр I устанавливал новые правовые отношения на государственную службу, которая разделилась на воинскую, статскую и придворную. Военная служба разделилась на 5 отделов: сухопутная, армейская, гвардейская, ариллерийская и морская.

 

30 марта 1716г. Петр I утверждает "Устав  воинский", который также представляет  собрание законов государства  по проблеме защиты Отечества. Основное содержание "Устава воинского": военно-административная книга, военно-уголовная  книга, правила для строевого  обучения. Законы военно-уголовные  подразделяются на две особые  самостоятельные части "Артикул  записей с толкованием законов  материальных", "Краткое изображение  процессов или служебных тяжб". С изданием "Устава" начинается  новая эпоха истории русского  военного законодательства.

 

В 1717 - 1718гг. Петр I заменяет систему приказов коллегиями. Вводятся девять коллегий. Три из них были главными, получившими название первейших, - Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская.

 

Служба в армии была пожизненной. Жена и дети рекрута выбывали из своего прежнего сословия и вступали в солдатское сословие. По царскому закону были определены правовые меры за нарушение рекрутского набора. Тех, кто уклонялся от службы, вначале подвергали смертной казни, а позже смертная казнь была заменена ссылкой на каторжные работы. Для рекрута, уличенного в трехкратном побеге, устанавливалась пожизненная ссылка, а те, кто убегал впервые или дважды, наказывались плетьми и ссылались на каторгу на определенный срок. По "Уставу воинскому" 1716г. рекруты, дважды бежавшие со службы, наказывались вырезанием ноздрей и бессрочными каторжными работами, а солдаты подвергались смертной казни.

 

Указы и законы Петра I также установили и правовую основу службы офицеров. Дворянство было освобождено от рекрутской повинности. По установившемуся порядку недоросль из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках. Вскоре он получал чин гвардейского сержанта, что при переводе в армию давало ему офицерское звание.

 

В "Наказе" Екатерины II для составления Нового уложения раскрыты некоторые направления по совершенствованию законов, правовых актов, в том числе по военным вопросам.

 

Официальный сайт генерала Семакина А.С. - - -

 

Важным этапом в обосновании принципа защиты Отечества явилась реформа графа Г. Потемкина по упорядочению и облегчению рекрутского набора, который тогда носил случайный характер. Целый ряд районов -Украины, Белоруссии - не давали рекрутов совершенно. Был упорядочен этот вопрос, чтобы по отношению к каждому округу была проявлена по возможности справедливость разверстки и очереди давать рекрутов. Повинность стала распространяться на Украину и Белоруссию, а также облегчалась работа с рекрутами в коренных русских губерниях.

 

Одной из форм участия народных масс в деле защиты Отечества являлось создание в России временных военных формирований - ополчений (в войнах с Наполеоном 1812г., в Крымской войне 1853 -1856гг.).

 

В Уставе о воинской повинности, изданном в 1876г., в статье 1 говорилось, что защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. А статья 67 отмечала, что для отправления воинской повинности учреждаются призывные участки. В состав каждого участка входит или часть уезда, или целый уезд.

 

В 1912г. был принят новый Устав о воинской повинности, на 1год понизивший призывной возраст, сокращалось число призывников, пользующихся льготами, отменены сословные ограничения.

 

Подтверждением верности народных масс институту защиты Отечества на протяжении всей истории Российского государства могут служить официальные архивные документы, где раскрываются их конституционные права по защите Отечества.

 

В 1947г. Военное издательство Министерства обороны выпустило книгу "Из боевого прошлого Русской армии", где были впервые собраны и опубликованы исторические документы, характеризующие боевые традиции русской армии по защите Отечества. Документы эти представляют лишь частицу архивных документов, относятся к наиболее значительным войнам, которые вела Россия в XVII - XX веках, до Первой мировой войны включительно.

 

Например, в Отечественной войне 1812г. ярко проявилось стремление подданных Российского государства с оружием в руках встать на защиту Отечества.

 

"Воины! - обращался в приказе  военный министр М.Б. Барклай де  Толли к русским войскам в  июне 1812г., - ежели, сверх ожидания, найдутся  среди вас немощные духом храбрости, если они не ободрятся бессмертными  подвигами предшественников ваших, поразивших некогда страшного  в Европе Карла XII, потрясавших  славу Фридриха Великого, изложивших  гордые силы Оттоманские; ежели  они не ободрятся примером  многих из сподвижников ваших, недавно торжествовавших над  самыми нынешними врагами во  всех пределах: в Италии, на стенах  Мантуанских и на вершинах  гор Альпийских, недавно с честью  отразивших нашествие их на  Отечество наше, то укажите сих  несчастных, без боя уже побежденных, и они будут изгнаны из рядов  ваших. Да останутся в них одни  надеющиеся на мужество свое..."

 

"Долгом поставлено, донеся, просить  вашего сиятельства, дабы известен  был публике сей удивительный  поступок мужиков, - говорилось в  рапорте генерала Е.И. Властова  генералу П.Х. Вигенштейну об отваге  крестьян деревни Жарцы 21 сентября 1812г., - доказывающий, что отменная  их любовь и приверженность  к Отечеству побудили вооружиться  по собственной своей воле  и, забыв все ужасы войны, жертвовать  жизнью своею, единственно, дабы  сколько возможно истреблять  врагов Отечества".

 

Официальный сайт генерала Семакина А.С. - - -

 

В первой Конституции РСФСР от 10 июля 1918г. обосновываются основные положения создания и защиты государства, РККА. Декретом ВЦИК в апреле 1918г. вводится всеобщее военное обучение граждан.

 

В приказе N 1 от 10 апреля 1918г. по Московскому губернскому военному комиссариату указывалось, что главной задачей органов местного военного управления является мобилизация населения губернии на защиту Отечества. Также видна особая роль в Советской Республике военкома Московской губернии.

 

Военкоматы Московской губернии в этот период мобилизовали в действующую армию около 300 тыс. человек, что составило почти одну треть всех мобилизованных в республике.

18 сентября 1925г. был принят Закон  об обязательной военной службе, установившей смешанное кадрово-милиционное  устройство Вооруженных Сил. В  нем было установлено, что защита  Отечества - СССР является обязанностью  всех советских граждан, оборона  страны с оружием в руках  осуществляется только трудящимися.

 

Конституция СССР 1936г. закрепила в статье 133 "Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР", в статье 132 "Воинская служба в Рабоче-крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность".

 

В Законе "О всеобщей воинской обязанности" от 31 августа 1939г. говорилось, что "все мужчины - граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения обязаны отбывать военную службу в составе Вооруженных Сил СССР".

 

Великая Отечественная война 1941 - 1945гг. показала беспримерность и мужество советского народа в борьбе за свободу и независимость Отечества. По данным Московского областного военкомата только с территории Подмосковья в ходе войны было мобилизовано на фронт 1 млн.53 тыс. человек, сформировано 14 стрелковых дивизий, 154 штурмовых и маршевых батальона, свыше 55 тысяч трудящихся области вступили в дивизии народного ополчения, 10 тысяч участвовали в партизанских отрядах, подготовлено через Всевобуч 213 тысяч специалистов.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы