Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

В зарубежных армиях отбору кандидатов на военную службу по состоянию здоровья, особенно при поступлении в добровольном порядке, уделяется большое внимание. Так, в армии США все кандидаты подвергаются медицинскому обследованию, по результатам которого они подразделяются на три категории. К категории “А” относятся кандидаты, годные к военной службе без ограничений, категории “В” – с незначительными ограничениями, категории “С” – ограниченно годные. В мирное время в качестве добровольцев на военную службу принимаются только лица, относящиеся к категориям “А” и “В”. Лица категории “С” на военную службу могут быть призваны только в период мобилизации25.

По мнению А.В. Кудашкина Россия не должна пойти по пути смягчения требований годности к военной службе по состоянию здоровья, а должна принять все меры к тому, чтобы улучшить состояние здоровья населения, особенно молодежи26.

Признание лица не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья в соответствии со ст. 23 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” является основанием освобождения граждан от призыва. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину, признанному временно не годным к военной службе – на срок до одного года (ст. 24 указанного Закона).

Годность к военной службе по состоянию здоровья имеет юридическое  значение не только при привлечении граждан на военную службу, но и при ее исполнении. Ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что военнослужащий, признанный военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а также военнослужащий, проходящий службу по контракту на должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно (по Закону РФ 1993 г. – до старшины или главного корабельного старшины включительно), или проходящий военную службу по призыву, подлежит досрочному увольнению с военной службы, т.е. требования по состоянию здоровья ужесточены. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на других должностях, признанный по заключению военно-врачебной комиссии ограниченно годным к военной службе, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» лица, поступающие на военную службу по контракту, кроме требований  по состоянию здоровья  должны соответствовать требованиям по уровню физической подготовки, который проверяется сдачей установленных нормативов. Конкретные нормативы физической пригодности граждан к военной службе по контракту в Вооруженных Силах РФ  определены в приложении к  Инструкции  по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту27.

4. Граждане, призываемые или поступающие на военную службу, должны соответствовать  определенным морально-психологическим качествам, что должно обеспечить комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусматривается военная служба, лицами, которым можно доверить оружие, готовыми сознательно исполнять конституционную обязанность по  защите Родины. А.М. Добровольский  считал нравственное достоинство, т.е. неопороченность военнообязанного актом публичной власти,  одним из существенных условий возникновения обязанностей выполнения воинской повинности28.

В соответствии со ст.13 Устава о воинской повинности 1874 г. не допускались к жребию для призыва и не принимались в добровольном порядке на военную службу лица, лишенные всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию присвоенных. В то же время, как следует из текста Устава, военнообязанные, лишенные по суду некоторых особенных прав и преимуществ, а также наказанные без лишения прав, отбывали воинскую повинность на общем основании.

Значительно более серьезные требования в отношении нравственных качеств были  определены Уставом 1874 г. для лиц, поступающих на военную службу в добровольном порядке. Так, в соответствии со ст. 194 к поступлению на службу в качестве вольноопределяющихся не допускались лица: состоящие под уголовным судом или следствием; привлеченные к дознаниям по ряду статей Устава уголовного судопроизводства; состоящие под гласным полицейским надзором; подвергшиеся по судебному приговору наказанию, сопряженному с лишением права поступать на государственную службу; а также признанные судом виновными в краже или в мошенничестве.

Открыто классовый принцип комплектования вооруженных сил был провозглашен Декретом СНК РСФСР “Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии” от 28 января 1918 г.29 В соответствии с ним РККА создавалась из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов. Декрет ВЦИК и СНК “Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР мужского пола” от 28 сентября 1922 г.30 предусматривал, что к защите Отечества с оружием в руках допускаются только трудящиеся. В силу этого нетрудовые и лишенные политических прав элементы в армию не допускались и отбывали службу в особом порядке, регулируемом особым законодательством31.

Закон СССР “О всеобщей воинской обязанности” 1939 г.,32 принятый в соответствии с Конституцией 1936 г., отменил все ограничения в области несения военной службы по признакам социального положения и происхождения. Согласно ст. 30 Закона в Вооруженные Силы не призывались лишь лица арестованные, сосланные и выселенные, а также лишенные избирательных прав по суду (причем только во время отбывания наказания).

В годы Великой Отечественной войны потребность армии и флота в пополнении личным составом резко возросла, поэтому критерии отбора на военную службу по морально-психологическому фактору, как и по другим, были значительно пересмотрены.

Закон СССР “О всеобщей воинской обязанности” 1967 г. подтвердил всеобщий характер воинской службы как почетной конституционной обязанности граждан СССР, установив, что все мужчины, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, обязаны проходить военную службу (ст.3). Ст.26 Закона было установлено единственное ограничение для привлечения на военную службу по морально-психологическому фактору: призыву на военную службу не подлежали лица, отбывающие уголовное наказание, а также лица, в отношении которых ведется дознание либо следствие или уголовное дело рассматривается судом. Такое же ограничение содержалось и в нормативных актах, регулирующих прохождение службы отдельными категориями военнослужащих: офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, женщин. Следовательно, несмотря на то, что прямое указание в Законе отсутствовало, но согласно указанным подзаконным актам не допускалось поступление на военную службу в добровольном порядке лиц, не соответствовавших предъявляемым требованиям по своим морально-психологическим характеристикам33.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» подробно регламентирует вопросы изъятий от привлечения граждан на военную службу по морально-психологическим качествам.  Ст. 8 указанного Закона в числе лиц, не обязанных состоять на воинском учете, указывает граждан, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. Документы воинского учета должны в обязательном порядке содержать сведения о наличии (отсутствии) у гражданина судимости и возбуждении (прекращении) в отношении его уголовного дела. Однако,  эти документы не должны содержать сведений о национальности, вероисповедании, политических взглядах и принадлежности к политическим партиям, другим общественным объединениям и движениям, а также других сведений, которые могут стать причиной дискриминации гражданина, за исключением тех случаев, когда гражданин сам настаивает на включении таких сведений в документы воинского учета.

Гражданину, в отношении которого возбуждено уголовное дело, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу (ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), действие которой прекращается  после разрешения уголовного дела в установленном порядке.

В соответствии со ст.23 указанного Закона не может быть призван на военную службу гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость. По аналогичному Закону РФ 1993 г. не призывался на военную службу гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (ст.20), к категории которых отнесены все преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 71 УК РФ. Следовательно, если гражданин имел неснятую или непогашенную судимость за преступления, не относящиеся к тяжким, т.е. не указанным в ч. 2 ст. 71 УК РФ,  он мог быть призван на военную службу даже в том случае, если еще отбывал наказание, за исключением реального лишения свободы. Действующее законодательство пошло по пути ужесточения отбора призываемых контингентов, исключив из них также граждан, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы и ареста.

Основанием для отказа в заключении контракта о прохождении военной службы является наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости (ст.30). Таким образом, для лиц, добровольно поступающих на военную службу, законодатель установил по рассматриваемому критерию более жесткие требования, что вполне естественно и соответствует мировой практике. По контракту на военную службу не принимаются  не только граждане, у которых есть неснятая или непогашенная судимость, но и ряд других граждан, “опороченных актами публичной власти”, что также является оправданной новеллой в новом военном законодательстве, препятствующем  проникновению на военную службу лиц, имеющих криминальные отклонения.

В то же время снятие (по решению суда) или погашение (в связи с истечением определенного срока – ст. 57 УК РФ) судимости дает  гражданину возможность поступить на военную службу  в добровольном порядке при его соответствии другим требованиям34.

5. Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать профессионально-психологическим требованиям (п. 1 ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Это обусловлено вооружением войск сложной боевой техникой, требующей особых способностей к ее управлению, а также психологической предрасположенности к этому конкретного лица.

 Мероприятия по профессиональному  психологическому отбору проводятся  специалистами по профессиональному  психологическому отбору в порядке, определяемом пп. 9–10 ст. 5 Положения  о порядке прохождения военной  службы, а в Вооруженных Силах  РФ также приказом министра  обороны РФ  2000 г. N 50, директивой  министра обороны РФ «О требованиях  к гражданам, поступающим на военную  службу по контракту» от 13 августа 1993 г. N Д-78. В органах ПС ФСБ  РФ действует приказ ФПС РФ  «Об организации профессионального  отбора граждан и военнослужащих  для прохождения военной службы  в организациях и войсках ФПС  России на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин»  от 16 октября 1996 г.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан. Профессиональная пригодность определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется гражданин.

Профессиональный психологический отбор проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизического обследования. Результаты профессионального психологического отбора отражаются в карте профессионального психологического отбора по установленной форме. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина или военнослужащего для подготовки (обучения) и военной службы на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям воинских должностей);

б) рекомендуется – вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям воинских должностей);

в) рекомендуется условно – третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям воинских должностей, допускается к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов);

г) не рекомендуется – четвертая категория профессиональной пригодности   (не соответствует требованиям воинских должностей).

Заключения о профессиональной пригодности учитываются при первоначальной постановке граждан на воинский учет, поступлении на военную службу, а также отборе кандидатов для подготовки по военно-учетным специальностям в РОСТО, других общественных организациях, осуществляющих подготовку граждан на военную службу, и образовательных учреждениях профессионального образования, для обучения в военно-учебных заведениях, а также при назначении на воинские должности.

На военную службу по контракту не может быть принят гражданин (лицо) отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

6. Следующими взаимосвязанными  условиями возникновения военно-служебного  отношения являются соответствие общеобразовательному цензу и уровню профессиональной подготовки.

Указанные требования предъявляются лишь к тем лицам, которые желают поступить на военную службу по контракту, о чем имеется прямое указание в ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Каких-либо условий по образовательному цензу или уровню профессиональной подготовки для лиц, привлекаемых на военную службу по призыву, действующее законодательство не содержит, поскольку считается, что практически все молодые люди призывного возраста имеют общее среднее (полное) или среднее профессиональное  образование, что позволяет им в установленные сроки овладеть военной специальностью.

Уставом о воинской повинности 1874 года35 (ст.193) для вольноопределяющихся, т.е. поступающих на военную службу по собственному желанию, предусматривалась необходимость иметь надлежащее удостоверение (диплом, аттестат или свидетельство) об окончании курса одного из перечисленных в Уставе учебных заведений первого разряда, или об окончании курса шести классов среднего учебного заведения либо второго класса духовной семинарии, или же о выдержании соответствующего одному из этих курсов испытания.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы