Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

Дальнейшая работа по совершенствованию и развитию правового поля потребует ещё большей систематизации и согласованности действий всех субъектов законодательной инициативы.

В настоящее время не в полной мере проведена проработка классификации документов, разрабатываемых  на  базе утвержденной  Концепции  национальной безопасности. Часто термины «концепция», «стратегия», «доктрина», «концептуальное направление», «федеральная программа» и другие используются без должного обоснования, а их взаимная увязка и ранжировка пока ещё не осуществлена186.

Так, например, в Военной доктрине Российской Федерации, на взгляд самих депутатов Государственной Думы СФ РФ, неоправданно усилены, в отличие от Концепции, задачи военной организации по локализации внутренних угроз. Этим самым снижается главная цель обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации187.

В то же время ряд угроз, изложенных в Концепции национальной безопасности в военной  сфере, и имеющих непосредственное отношение к военной организации России, в Военной доктрине в должной степени не раскрыты. К ним можно отнести угрозы, связанные с технологическим отставанием в военной сфере, затяжкой военной реформы, низким уровнем боевой подготовки и неукомплектованностью войск, несовершенством правовой базы.

Современное положение России, обусловленное характером ее нынешнего общественно-политического  и  экономического  развития,   ставит  перед государством и обществом важные задачи по совершенствованию существующего и разработке нового законодательства в интересах укрепления безопасности страны.

Военная служба, являясь по определению особым видом федеральной государственной службы188, представляет собой сложный комплексный правовой институт. Провозглашенная Конституцией Российской Федерации, она регулируется нормами как конституционного, так и административного, финансового, уголовного и других отраслей российского права, определяющими ее особенности и отличия от других видов государственной службы.

Являясь разновидностью федеральной государственной службы,   военная служба учреждается на основании федеральных законов, которые являются ее источниками. Под источниками законодательства о военной службе понимаются нормативные правовые акты, регулирующие  организацию  военной службы в Российской Федерации и правовое положение военнослужащих, в том числе условия и порядок  прохождения военной службы, виды поощрений и ответственности военнослужащих, основания прекращения военно-служебных отношений и другие вопросы.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»189 определена система законодательства Российской Федерации о военной службе, т.е. правовая основа военной службы, которой являются Конституция РФ, указанный Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры.   

Эту систему составляют: собственно Федеральный закон «Об обороне»190, Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»191, Закон «О Государственной границе Российской Федерации»192, Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»193, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»194, Федеральный закон «О статусе военнослужащих»195, иные федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, в том числе: «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»196, «Положение о порядке прохождения военной службы», постановления Правительства Российской Федерации,197, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных источников законодательства о военной службе вытекает, что законодательство имеет конституционное происхождение. Таким образом, источники законодательства о военной службе можно представить в виде определенной системы:

1. Конституция Российской Федерации  закрепляет обязанность гражданина  защищать свое Отечество. В ст. 59 Конституции определено, что:

 защита Отечества является  долгом и обязанностью гражданина  Российской Федерации;

гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;

гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

2. Конституция РФ закрепляет  основы обороны и безопасности   государства. Так, согласно ст. 71 Основного  Закона в силу особой значимости  к исключительному ведению  Российской  Федерации  отнесены: вопросы войны  и мира; оборона и безопасность; федеральная государственная служба; определение статуса и защита  Государственной границы, территориального  моря, воздушного пространства, исключительной  экономической зоны и т.д.

3. Конституция РФ закрепляет  исходные основы, которые распространяются  на все отношения в сфере  обороны и безопасности: верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории  РФ (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между Российской Федерацией  и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственное  действие (ст. 18); обязанность государства  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина (ст. 2); равный доступ  граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32) и др.

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допустимы только по федеральному закону (Федеральный закон «О статусе военнослужащих»).

Военная служба, с одной стороны, является обязанностью граждан Российской Федерации, привлекаемых к ней по призыву, а с другой – правом поступать на нее в добровольном порядке. Однако не каждое лицо может быть привлечено к военной службе или поступить на нее и, следовательно, не у каждого могут возникнуть военно-служебные отношения, поскольку для этого необходимы определенные условия.

Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» военная служба по своей сути является особым видом трудовой деятельности. Эта деятельность государственных органов и организаций в целях решения специфических задач в сфере безопасности и обороны государства, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов, а также в соответствии с международными договорами198.

Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.

Военная организация Российской Федерации включает в себя Вооруженные Силы, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач обороны и безопасности199.

Современное правовое положение военной организации Российской Федерации характеризуется тем, что кроме организаций, решающих задачи в интересах обороны и безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы, в нее входят государственные организации и органы, решающие задачи обеспечения деятельности указанных организаций. Это свидетельствует о чрезмерном расширении рамок военной организации государства, что не является оправданным в мирное время.

Как уже отмечалось ранее, под государственной службой понимается деятельность лиц, находящихся на государственных должностях, по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также деятельность в целях решения государственно-значимых задач специфическими методами.

Военная служба как специфический вид деятельности граждан является государственной службой, поскольку:

она осуществляется только в соответствии с законом, которым является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

она предусматривается в специально учреждаемых государством организациях и органах, решающих государственно-значимые задачи в сфере обороны и безопасности (сохранение территориальной целостности, неприкосновенности и государственного суверенитета);

граждане, исполняющие военную службу, находятся на полном государственном обеспечении (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву) или получают от государства материальное обеспечение, которое является их основным и, как правило, единственным источником средств существования;

порядок исполнения военной службы, в том числе и ее прохождения, определяется федеральными законами, а в пределах, предоставленных полномочий - федеральными органами государственной власти200.

Поскольку только военная служба предназначена для решения стоящих перед государственными военными организациями задач средствами вооруженной борьбы, постольку она является особым видом государственной службы государства. Решение указанных задач требует высокую степень организованности и формализации управляющих звеньев и необходимость беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни201.

Статус военной службы устанавливается только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации, финансирование военной службы осуществляется исключительно из федерального бюджета. Следовательно, военная служба является разновидностью федеральной государственной службы Российской Федерации.

Содержанием военной службы как особого вида федеральной государственной службы являются юридически оформленные специфические отношения между государством (в лице органов государственной власти, государственных органов и организаций) и гражданами в целях осуществления последними обязанностей и прав в соответствии с предоставленной им в составе государственного органа или организации, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, воинской должностью202.

Военная служба с функциональной точки зрения представляет собой самостоятельные и относительно обособленные виды действий субъектов военно-служебных отношений в целях практической деятельности государственных организаций и органов, в которых она предусмотрена законом.

Военная служба, в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий на различные группы общественных отношений, непосредственно реализует функции собственно государства, т.е. является деятельностью государственных организаций и органов в целях обеспечения решения специфических задач в сфере безопасности и обороны государства, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов, а также в соответствии с международными договорами203.

Военная служба - это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (вооруженных силах, войсках, воинских формированиях) и государственных органах, решающих задачи в сфере военной безопасности и обороны государства специфическими (военными) методами и средствами вооруженной борьбы, предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения, в целях защиты Отечества, т.е. практического осуществления закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

Внешний аспект в соблюдении принципа законности выражается в деятельности организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба, по их прямому назначению, которая должна осуществляться в строгом соответствии с законом, т.е. закрепленных в них случаях, формах, способах и методах. Использование войск и воинских формирований для решения задач в интересах обороны и безопасности государства должно быть облечено в юридическую форму, а не должно осуществляться произвольно по усмотрению его политического руководства204.

Отсутствие легитимности в использовании Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований в вооруженном конфликте в Чеченской Республике в 1994-1996 г. г. явилось одной из причин неэффективности их действий, приведшей к значительным людским потерям, а, в конечном счете, к логическому финалу - выводу наших войск из республики, разрушению целостности Российской Федерации и ликвидации ее суверенитета на территории Чечни в 1996-1999 г.г.

Недостаточность, несистемность и пробельность правового регулирования военной службы также является одной из проблем правового обеспечения организации военной службы. До настоящего времени не приняты федеральные законы: «О Вооруженных Силах Российской Федерации», предусмотренный Федеральным законом «Об обороне» (п.5 ст.10), которым бы определялись цели, задачи, функции Вооруженных Сил, методы решения задач, т.е. фактически было бы нормативно определено их правовое положение в государстве; «О профессиональных союзах военнослужащих», предусмотренный Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п.2 ст.9), которым был бы предусмотрен эффективный институт защиты социально-экономических прав военнослужащих во внесудебном порядке.

Законодательством не урегулирован вопрос о статусе военнослужащих как государственных служащих особого вида. В литературе общепринято приравнивать военнослужащих к государственным служащим. Данный вывод обосновывается тем, что военная служба - вид государственной службы205.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы