Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

3. Обязательность военной службы. Эта особенность проявляется, во-первых, в способе привлечения граждан  на военную службу путем проведения  призывов – очередных и по  мобилизации172.

Однако, как уже указывалось выше, на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России. В то же время Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены отсрочки от военной службы, а также в некоторых случаях освобождение от нее.

Во-вторых, после привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы,  занимаемую должность, прекращать выполнение служебных  обязанностей,  требовать изменения характера служебных обязанностей,  условий их выполнения.  За недолжное выполнение или уклонение от  выполнения  воинских  служебных  обязанностей  предусмотрены более строгие меры воздействия,  чем за аналогичные  нарушения  обязанностей невоенной (гражданской или военизированной) государственной службы.

Так, в  соответствии  с  Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации»  за  несоблюдение  обязанностей государственным  служащим он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа.  Аналогичные деяния, содержащие признаки состава  воинских  преступлений,  в  соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации влекут уголовную ответственность военнослужащих.

4. Детальность  правового  регулирования  военно-служебных  отношений также  является особенностью военной  службы.  Уклад  жизни, быт  и  деятельность   военнослужащих  детально регламентированы общевоинскими  уставами Вооруженных Сил РФ, другими нормативными правовыми  актами. Это является объективной  потребностью,  обусловленной спецификой  военной  службы – защита Отечества,  ценностей нашего  общества, жизни  и здоровья людей, в условиях  риска для жизни и здоровья  военнослужащих, как правило, с оружием  в руках. Анализ военного законодательства  позволяет сделать вывод, что  правовое регулирование военной  службы является подчас недостаточным  и противоречивым, а подчас пробельным, что реально сказывается на  уровне правовой защиты военнослужащих173.

Правовое регулирование военной службы включает сотни законодательных и иных нормативных правовых актов, что, по мнению В. М. Манохина,  позволяет признать  наличие  подотрасли административного законодательства, именуемой военным законодательством174, и отдельного межотраслевого юридического института военной службы175.

 В силу указанных причин  в литературе высказано мнение  о целесообразности создания  Военного кодекса Российской  Федерации176, что в практическом плане позволит устранить недостатки действующего законодательства о военной  службе  Российской Федерации.

5. Беспрекословность воинского  повиновения всецело вытекает  из характера военной организации  и является непреложным принципом  служебных взаимоотношений, стержнем  воинской дисциплины. Из этой  особенности военно-служебных отношений  также вытекает ряд  юридических  последствий: за служебную необходимость  и целесообразность отданного  приказа отвечает начальник;  подача жалобы не может приостановить  исполнение  приказа;  в  случае  открытого неповиновения подчиненного  начальник не только вправе,  но и обязан принять все  меры  принуждения, вплоть  до  привлечения виновного к уголовной  ответственности,  а в исключительных  случаях с этой целью может  быть  применено оружие (ст. 9 Дисциплинарного  Устава ВС РФ), однако командирам (начальникам) запрещается отдавать  приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению  обязанностей военной службы  или направленные на нарушение  законодательства Российской Федерации;  никакие органы власти не имеют  права вмешиваться в законную  деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным  наделены гораздо большим объемом  властных полномочий,  чем соответствующие  должностные лица невоенных  государственных  органов и  организаций.

6. Особенности  в  защите прав  участников военно-служебных  отношений заключаются, во-первых, в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы.  В то же  время  действия (решения) органов военного управления и воинских должностных  лиц,  нарушающие  права  и  свободы военнослужащих, могут быть обжалованы как  в  служебном  порядке - властью соответствующего непосредственного или прямого начальника,  так и путем обращения в военный суд (ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»)177.

Во-вторых, специфика защиты незыблемости воинского порядка проявляется в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей,  а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.

7. Особым является статус военнослужащих178, который является совокупностью их прав, свобод, обязанностей и ответственности. По данным Центра исследования проблем социальной  защиты  военнослужащих,  сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, насчитывается более двадцати ограничений основных прав и свобод, осуществленных законодательно179, что обусловлено вышеуказанной спецификой военной службы.

8. Для военнослужащих  характерен особый порядок привлечения  к видам правовой ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной  и материальной).

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140180.

За административные проступки военнослужащие несут ответственность согласно законодательству об административных  правонарушениях. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. За нарушения вне места службы военнослужащие несут ответственность на общих основаниях. К ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа181.

За материальный ущерб,  причиненный  государству  при  исполнении обязанностей военной службы,  военнослужащие привлекаются к материальной ответственности  в соответствии  с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих»182.

Военнослужащие подлежат уголовной ответственности за совершенные  преступления в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Кроме того, военнослужащие являются специальными субъектами уголовного права и могут нести уголовную ответственность  за  преступления  против  военной службы. Уголовная ответственность  за  преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством  Российской  Федерации военного времени (ч. 3  ст. 331 УК РФ).

  Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (ст.337); дезертирство (ст.338); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ст.339).

Проведенный анализ объективных предпосылок,  целей,  функций,  характера решаемых задач, а также перечисленных особенностей,  предопределяющих содержание и организационно-правовые формы военной службы, позволяет сделать вывод,  что:

1) военная служба  есть  особый  вид  федеральной  государственной   службы Российской  Федерации, который  представляет собой деятельность  граждан, наделенных законодательством  особым статусом, заключающуюся  в исполнении ими воинских  полномочий в учрежденных государством  организациях и органах, от его  имени, в целях решения его  специфических задач в сфере  обороны и безопасности, а также  решения иных задач, в том числе, не связанных непосредственно  с деятельностью в указанных  областях, но в то же время  имеющих к ней прямое отношение;

2) ее содержанием являются юридически  оформленные специфические отношения  между государством (в лице государственных  органов и организаций) и гражданами   в целях осуществления последними  обязанностей и прав в соответствии  с  предоставленной  им в составе  государственного органа или  организации,  в которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба,  воинской должностью;

3)  военная служба устанавливается  в  целях  обеспечения обороны  и военной безопасности государства, решения иных стоящих перед  государством специфических задач  как в военное, так и в мирное  время, требующих высокую степень  организованности и формализации  управляющих звеньев и связанных  с необходимостью беспрекословного  выполнения поставленных задач в любых условиях.

Проблемы законодательного обеспечения безопасности Российской Федерации настолько многогранны, что рассматривая их, речь идет по сути о стратегии устойчивого развития Российской Федерации в условиях обеспечения национальной безопасности при соблюдении интересов всех социальных групп и слоев.

Необходимо отметить, что хотя безусловные гарантии безопасности обеспечиваются в современном мире по-прежнему силой или угрозой применения силы, в том числе и военной, все большее значение приобретают научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие несиловые факторы обеспечения национальной безопасности.

Нормативно-законодательное обеспечение  эффективного   проявления подобных факторов - это основное условие демократического развития процессов самоорганизации общества и государственной гарантии стабильности Российской Федерации в современном мире.

Так, например, в США таким основополагающим документом является доктрина Монро, провозглашенная в послании президента США Дж. Монро конгрессу 2 декабря 1823 года. Разработана эта доктрина в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку в целях восстановления господства Испании в ее американских владениях.

Именно при этих условиях президент Дж. Монро считал возможным успешное формирование национальной политики, именно этим путем было бы возможно преодолеть личные и местнические интересы183.

В современных условиях в ежегодном послании президентом США представляется конгрессу стратегия национальной безопасности. Аналогичные по своему характеру документы разрабатываются и в других странах с рыночной экономикой - во Франции, Великобритании, Германии и Японии.

Проблемы законодательного обеспечения обороны и военной безопасности могут быть разрешены лишь в течение длительного времени и благодаря целенаправленным усилиям всех государственных органов и общественных организаций. Направленность этой деятельности должна регламентироваться стройной системой законодательного базиса в области национальной безопасности. Вместе с тем, многие определяющие законодательные акты в этой сфере уже действуют,  подготовка  других заканчивается,  идет  активный  процесс законотворчества.

Принятые в Российской Федерации законодательные акты в области национальной безопасности в основном концептуально касаются частных угроз. В частности, были разработаны и изданы законопроекты по отдельным аспектам международной безопасности, экономической,   экологической,  демографической, ядерной,  пожарной, продовольственной, о безопасности или защите свидетелей и других составляющих национальной безопасности184.

Отсюда видно, что законотворческий процесс в области национальной безопасности развивался в условиях, когда при формировании правового поля не в полной мере учитывались основные положения концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24. Проведенный Комитетом по обороне Государственной Думы российской Федерации анализ действующего в России законодательства (более 1500 законов) на соответствие задачам, сформулированным в Концепции национальной безопасности, подтверждает слабое нормативно-правовое обеспечение основных её положений185.

Комплексный    анализ    эффективности    наработанного    массива законодательных актов в военной сфере позволяет наметить некоторые направления дальнейшего совершенствования военного законодательства и высказать ряд пожеланий в этой области.

Очевидно, что закон, регламентирующий единый процесс военного строительства, определяющий общие основы, принципы и направления военного строительства в Российской Федерации, формы и способы его реализации, должен иметь статус кодификационного акта, что подчеркивало бы его приоритет над другими законами и нормативными актами военного пакета.

Особую важность сегодня приобретает совершенствование нормативно-правовой    базы    финансово-экономического    обеспечения    военного строительства. Существующий в настоящее время порядок разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля   за ходом исполнения оборонного бюджета далеко не в полной мере соответствует проблемам развития Вооруженных Сил и действующему законодательству в области обороны и безопасности.

В системе правового обеспечения военного строительства в России важную роль играет правовое регулирование комплекса мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих, повышению престижа военной службы, что особенно важно при переходе к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на контрактной основе.

За последние 10 лет наше государство прошло трудный путь формирования принципиально новых государственных институтов. За эти годы на базе новой Конституции Российской Федерации удалось сложить федеральное и региональное законодательство.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы