Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эксплуатационных расходов Читинской Автобазы.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Рис. 2.5. Коэффициенты использования парка и грузоподъемности Читинской автобазы

 

 

Рис. 2.6. Коэффициенты использования пробега и технической готовности

  1. Анализ эксплуатационных расходов Читинской автобазы
    1. Анализ расходов Читинской автобазы по элементам затрат

Эксплуатационные  расходы планируют и учитывают  по элементам затрат и статьям  калькуляции. Изучение структуры затрат по элементам затрат является одним  из направлений анализа себестоимости  перевозок. Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материало-, энерго-, трудо-, фондоемкость. Анализ структуры эксплуатационных расходов начинают с определения удельного веса отдельных элементов в общей сумме расходов и их изменения на основании данных бухгалтерского учета и отраслевой статистической отчетности.

Динамика эксплуатационных расходов Читинской автобазы представлена в таблице 3.1.

Анализ таблицы 3.1 показывает, что эксплуатационные расходы в 2008 году составили 454714 тыс.руб. Произошло увеличение расходов к 2007 году на 23,7%. Рост затрат объясняется прежде всего ростом цен на 14,1%.  За 2009 год эксплуатационные расходы Читинской автобазы сократились до 443612 тыс.руб. Снижение составило 2,4%, что объясняется выполнением мероприятий по оптимизации затрат.

 В 2008 году  материальные затраты возросли  на 18% по отношению к 2007 году  и составили 141745 тыс.руб. В 2009 году материальные затраты были  снижены на 23804 тыс.руб. или на 16,8% по отношению к прошлому  году и составили 117941 тыс.руб. 

В 2008 году затраты на материалы возросли на 9,2%, что объясняется необходимостью ремонта автобусов, путеремонтных автомобилей, цистерн, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности перевозок. Эти автомобили полностью амортизированы и срок их эксплуатации превышает 15 лет. За 2009 год затраты на материалы возросли на 7%, причиной этого является     рост     затрат     на    шины.   В   Дирекции   материально-технического

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обеспечения рост цен по этой позиции материалов составил  для   автомобилей:  ГАЗ-66 – 159,9%,  Урал – 130,7%,  Краз – 120,3%. 

Рост затрат на топливо в 2008 году составил 27,6%, при  этом они составили  91640 тыс.руб.  Это объясняется увеличением  цен за отчетный период на: бензин на 3718 рублей за тонну (2008 год – 19644 рубля, 2007 год – 15926 рублей) или на 23,3%; дизельное топливо на 7103 рубля за тонну (2008 год – 20973 рубля, 2007 год – 13870 рублей) или на 51,2%. В 2009 году затраты на топливо составили 75641 тыс.руб. – это на 17,5% ниже, чем в 2008 году. Причинами снижения затрат на топливо являются отстои исправных автомобилей, задействованных в перевозках и снижение цен на: бензин на 7747 рублей за тонну (2009 год – 17733 рубля, 2008 год – 19644 рубля) или на 9,7%; дизельное топливо на 5489 рублей за тонну (2009 год – 15485 рублей, 2008 год – 20974 рубля) или на 26,2%.

В 2008 году затраты  на электроэнергию составили 1122 тыс.руб., что на 38% выше, чем в прошлом  году. Это связано с ростом объема потребляемой энергии на 177,85 тыс.кВт/час, а также с ростом цен на нее с 1,41 рублей в 2007 году до 1,48 рублей в 2008 году. В 2009 году затраты на электроэнергию возросли еще на 25,2% и составили 1405 тыс.руб. Объем потребляемой электроэнергии вырос на 36 тыс.кВт/ч, а цена за 1 кВт/ч увеличилась почти на 20% и стала равна 1,76 рублей.

Прочие материальные затраты в 2008 году снизились на 4% и составили 21266 тыс.руб. Это связано  с изменением таких расходов, как:

- снижением  затрат по оплате счетов за капитальный ремонт основных средств, выполненный подрядным способом (сторонними организациями) на 2697 тыс.руб.;

- снижением затрат по оплате счетов за обслуживание и текущий ремонт зданий на 465 тыс.руб.;

- увеличением  затрат на техническое обслуживание автомобилей на 1959 тыс.руб.;

- снижением затрат по оплате счетов за уборку помещений на 78 тыс.руб.;

- ростом затрат по оплате счетов за услуги водоснабжения и канализации на 20 тыс.руб.;

- увеличением    платы за  пользование  природными ресурсами на  99 тыс.руб.;

- ростом расходов на услуги СЭС на 11 тыс.руб.;

- снижением  затрат на оплату ремонта инвентаря и оборудования на 147 тыс.руб.;

- увеличением  стоимости погрузочно-разгрузочных  работ на 1 тыс.руб.;

- увеличением  затрат на зарядку огнетушителей  на 34 тыс.руб.;

- снижением  затрат на охрану труда на 11 тыс.руб.;

- ростом оплаты  услуг метрологии на 115 тыс.руб.;

- увеличением  затрат по утилизации отходов  на 9 тыс.руб.;

- увеличение  затрат на изготовление стендов  на 391 тыс.руб. 

 В 2009 году  расходы по данному элементу составили 11241 тыс.руб., произошло снижение на 47,1%. Это вызвано таким изменением расходов, как:

- снижение  затрат по оплате счетов за капитальный ремонт  основных средств, выполненный подрядным способом (сторонними организациями) на 13765 тыс.руб.;

- снижение   затрат  по   уборке  производственных помещений на   423 тыс.руб.;

- увеличение  затрат  на техническое обслуживание автомобилей на 1625 тыс.руб.;

- увеличение  платы за пользование природными  ресурсами на 42 тыс.руб.;

- снижение затрат по оплате ремонта инвентаря и оборудования на 147 тыс.руб.;

- снижение затрат  по обслуживанию  и текущему ремонту зданий на 668 тыс.руб..

Затраты на оплату труда в 2008 году составили 223531 тыс.руб. Они возросли на 48072 тыс.руб. или на 27,4% к уровню прошлого года, в том числе:

- фонд заработной  платы списочного состава увеличился  на 27,7%;

- выплаты социального  характера снизились на 32,4%;

- ипотечные  субсидии выросли в 3 раза;

- отчисления  в НПФ «Благосостояние» возросли  на 8,4%;

- выплаты матерям  увеличились почти в 23 раза.

В 2009 году рост затрат на оплату труда составил 10776 тыс.руб. или 4,8%, в том числе:

- фонд заработной  платы списочного состава увеличился  на 2%;

- выплаты социального  характера возросли на 118,8%;

- ипотечные субсидии сократились на 18,5%;

- отчисления  в НПФ «Благосостояние» выросли  в 2 раза;

- выплаты матерям  увеличились на 15,4%.

В связи с  ростом затрат на оплату труда возросли и отчисления на социальные нужды  в 2008 году на 23%, в 2009 году на 2,9%.

Амортизация за 2008 год составила 13505 тыс.руб. На 01.01.08 г. проведена переоценка основных средств  и выполнен перерасчет амортизации. За счет поступления автомобилей  и проведенной переоценки наблюдается  рост к прошлому году на 31,7%. В 2009 году амортизация составила 14684 тыс.руб. На 01.01.09 г. проведена переоценка основных средств и выполнен перерасчет амортизации. За счет поступления автомобилей  и проведенной переоценки произошел рост амортизации к прошлому году на 8,7%.

В 2008 году прочие затраты сложились в размере 21071 тыс.руб., что на 23,5% выше, чем в предыдущем году. В 2009 году прочие затраты снизились на 4% по сравнению с прошлым годом и составили 20218 тыс.руб.

Изменение структуры эксплуатационных расходов Читинской автобазы представлено в таблице 3.2 и на рисунке 3.1.

В течение трех рассматриваемых лет структура  эксплуатационных расходов постоянно  менялась.

Наибольший  удельный вес в структуре эксплуатационных расходов занимают затраты на оплату труда. В 2007 году они составили 47,7%, в 2008 году – 49,2%, в 2009 году – 52,8%. На протяжении анализируемого периода наблюдается рост данного элемента затрат.

Таблица 3.2

Структура эксплуатационных расходов Читинской автобазы

по элементам  затрат

Элементы затрат

2007 г., %

2008 г., %

Изменение структуры в 2008 году

2009 г., %

Изменение структуры  в 2009 году

Материальные  затраты,

в т.ч.:

материалы

топливо

электроэнергия

прочие материальные затраты

32,7

 

6,9

19,5

0,2

6,1

31,2

 

6,1

20,2

0,2

4,7

-1,5

 

-0,8

0,7

-

-1,4

26,6

 

6,7

17,1

0,3

2,5

-4,6

 

0,6

-3,1

0,1

-2,2

Затраты на оплату труда

47,7

49,2

1,5

52,8

3,6

Отчисления  на социальные нужды

12,1

12,1

-

12,7

0,6

Амортизация

2,8

3,0

0,2

3,3

0,3

Прочие затраты

4,7

4,5

-0,2

4,6

0,1

Всего расходов

100,0

100,0

-

100,0

-


 

Также значительная доля в суммарных эксплуатационных расходах принадлежит материальным затратам. В 2007 году их удельный вес был наиболее высоким и составлял 32,7%. В свою очередь наибольший удельный вес в данном элементе занимают затраты на топливо – 19,5% от общей величины эксплуатационных расходов. В 2008 году удельный вес материальных затрат снизился на 1,5% и составил 31,2%. Изменилась и их структура – уменьшилась доля затрат на материалы и прочих материальных затрат и в то же время возросла доля затрат на топливо. За 2009 год доля материальных затрат сократилась до 26,6%, в том числе снизился удельный вес затрат на топливо и прочие материальные затраты. Доля затрат на материалы и электроэнергию незначительно возросла.

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

- материальные затраты   - затраты на оплату труда


- амортизация     - прочие затраты


- отчисления на социальные  нужды


Рис. 3.1. Структура  эксплуатационных расходов Читинской  автобазы по элементам затрат

Следующие по величине удельного веса отчисления на социальные нужды.  В 2007 году и в 2008 году их доля не изменялась и была равна 12,1%. В 2009 году она увеличилась до 12,7%.

Незначительный  удельный вес в структуре эксплуатационных расходов занимают прочие затраты. В 2007 году они составили 4,7%. В 2008 году их доля снизилась на 0,2% и была равна 4,5%. В 2009 году она выросла до 4,6%.

Самый меньший  удельный вес принадлежит такому элементу затрат, как амортизация – 2,8% в 2007 году, 3% в 2008 году, 3,3% в 2009 году.

Анализ выполнения плана по расходам также имеет  важное значение.  Данные о выполнении плана по эксплуатационным расходам Читинской автобазы представлены в  таблице 3.3.

В 2008 году эксплуатационные расходы составили 454714 тыс.руб., что  на 1,3% ниже намеченного плана. Экономия отмечена почти по всем элементам затрат, кроме отчислений на социальные нужды и амортизации. Эти элементы затрат сложились в соответствии с планом. Эксплуатационные расходы в 2009 году при  плане 444490   тыс.руб. составили  443612 тыс.руб.  или 99,8%   от заданного плана. Небольшая экономия сложилась в результате экономии эксплуатационных расходов по всем элементам затрат, кроме материальных затрат.

В 2008 году материальные затраты сложись в сумме 141745 тыс.руб., что составляет 97,1% от намеченного плана. Получена экономия в размере 4268 тыс.руб., в том числе:

- затраты на  материалы составили 27717 тыс.руб., это на 17% выше запланированной  суммы или на 4027 тыс.руб. Прежде  всего это вызвано необходимостью ремонта тех транспортных средств, чье техническое состояние не отвечает требованиям безопасности перевозок;

- затраты на  топливо при плане в 99863 тыс.руб.  составили 91640 тыс.руб. Экономия  в размере 8223 тыс.руб. или 8,2% объясняется экономией по линейным нормам расхода на 100 км пробега 0,9% (норма – 5993,1 тыс.литров, факт расходования – 5940,6 тыс.литров). Также экономия достигнута за счет отстоев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исправных автомобилей, задействованных в перевозках для  соблюдения режима труда и отдыха водителей;

- расходы на  электроэнергию были запланированы  в размере 1194 тыс.руб., экономия  составила 72 тыс.руб. или 6%. Лимит,  установленный на 2008 год, 809 тыс.кВт/час,  фактически израсходовано 760 кВт/час. Экономия в размере 49 тыс.кВт/час сложилась в результате того, что не введен в эксплуатацию котел электроотопления по Борзе из-за отсутствия мощностей в питающей линии энергоучастка Борзя;

- прочие материальные  затраты в сумме 21266 тыс.руб. составили 100% относительно плана.

В 2009 году материальные затраты  сложились в размере 117941 тыс.руб., перерасход по отношению к плану  составил 1,3%, в том числе:

- затраты на  материалы составили 29654 тыс.руб., они превышают план на 5202 тыс.руб.  или на 21,3%. Рост затрат к плану  объясняется необходимостью ремонта автобусов, путеремонтных автомобилей, цистерн, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности перевозки. Эти автомобили полностью амортизированы и срок их эксплуатации превышает 15 лет;

- затраты на  топливо сложились в размере 92,8% от намеченного плана в 81472 тыс.руб., экономия составила 5831 тыс.руб. Причиной этого являются: экономия по линейным нормам расхода на 100 км пробега, которая составила 1% (норма – 5558 тыс.литров, факт расходования – 5502 тыс.литров) на сумму 764 тыс.руб.; экономия за счет отстоев (17233 автомобиле-дня) исправных автомобилей, задействованных в перевозках по оптимизации расходов 488 тонн – 9090 тыс.руб.;

- расходы на  электроэнергию сложились в размерах  плана и составили 1405 тыс.руб. Заданный лимит потребления электроэнергии не превышен;

- прочие материальные  затраты в размере 11241 тыс.руб.  составили 123,6% от намеченного  плана. Перерасход относительно  плана на 2146 тыс.руб. произошел  в результате превышения затрат  на выполнение технического обслуживания на СТО гарантийных автомобилей. В свою очередь, это дало возможность сохранить техническую готовность автопарка (коэффициент технической готовности парка за отчетный год 0,93).  

В 2008 году затраты на оплату труда сложились в размере 223531 тыс.руб. Экономия по данному элементу составила 1587 тыс.руб. к плану за счет предоставления отпусков без сохранения заработной платы в количестве 2351 человеко-дней. По фонду заработной платы в 2009 году сложилась экономия в размере 414 тыс.руб. и он составил 99,8% от намеченного плана в 234721 тыс.руб.

Информация о работе Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте