Анализ расходов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:36, дипломная работа

Краткое описание

целью данной дипломной работы стало - выявление проблем расходов коммерческого банка и предложение путей их решения, на примере конкретного банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятия и сущность расходов, дать классификация расходов коммерческих банков, изучить методы анализа расходов коммерческого банка и методы управления ими, дать общую организационно- экономическая характеристику банка, проанализировать его кредитный и депозитный портфели, дать анализ расходов банка на банковские услуги .

Содержание

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1 Понятие и сущность расходов 7
1.2 Классификация расходов коммерческого банка 21
1.3 Методы анализа расходов коммерческого банка 25
1.4 Методы управления расходами коммерческого банка 32
2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УБРиР») 44
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «УБРиР» 44
2.2 Анализ кредитного и депозитного портфелей ОАО «УБРиР» 59
2.2.1Анализ депозитного портфеля 59
2.2.2 Анализ кредитного портфеля 66
2.3 Анализ расходов ОАО «УБРИР» на банковские услуги 78
3 ПРОБЛЕМЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 83
Заключение 93
Список использованной литературы 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Отчет о прибылях и убытках 2010 - 2011 гг. 100

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Анализ расходов коммерческого банка.docx

— 487.16 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

Уральский институт фондового рынка

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по  специальности: Финансы и кредит

 

АНАЛИЗ  РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

 

 

 

Нормоконтролер :       Исполнитель :

 

Допущен к защите на ГЭК                                            ***************   

                                                                                            ***************

 

Заведующий кафедрой                                                       

*******************

*******************

 

Дата защиты :                                                                   Научный руководитель :

                                                                                  к.э.н., доцент

                                                                                 *****************

                                                                                     ****************

 

Оценка :

 

 

 Рецензент :

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание

Введение 4

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7

1.1 Понятие и сущность расходов 7

1.2 Классификация расходов коммерческого банка 21

1.3  Методы анализа расходов коммерческого банка 25

               1.4  Методы управления расходами коммерческого банка 32

2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УБРиР») 44

2.1  Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «УБРиР» 44

2.2 Анализ кредитного и депозитного портфелей ОАО «УБРиР» 59

2.2.1Анализ депозитного портфеля 59

2.2.2  Анализ кредитного портфеля 66

2.3 Анализ расходов ОАО «УБРИР» на банковские услуги 78

3  ПРОБЛЕМЫ РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 83

Заключение 93

Список использованной литературы 95

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  Отчет о прибылях и убытках 2010 - 2011 гг. 100

 

 

Введение

 

В связи с возрастающей ролью  банковской системы региона в  обслуживании экономических субъектов, расширением внешнеэкономических  и межрегиональных связей, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков возрастает роль и значение анализа финансового  состояния банка, составной частью которого выступает анализ доходов  и расходов коммерческого банка. Российские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, чаще чем их зарубежные партнеры оказываются  в кризисных ситуациях. Прежде всего  это связано с недостаточной  оценкой собственного финансового  положения, доходов и расходов, надежности и устойчивости обслуживаемых клиентов. Зарубежные методики анализа доходов  и расходов банка в условиях  России практически неприменимы  или недостаточно эффективны, поскольку  существуют определенные противоречия между российской системой ведения  бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности и используемыми  в западных странах системами. В  отечественной практике анализа  банковской деятельности также не существуют единые методические рекомендации, банки  и территориальные подразделения  ЦБ РФ ориентированы на собственные  разработки и основные показатели, установленные Центробанком в виде обязательных рекомендаций и нормативов. Поэтому для российских банков весьма актуален вопрос разработки и применения эффективных методов анализа  доходов и расходов, соответствующих  местным условиям. По мнению автора, необходимо уделить особое внимание вопросу изучения расходов банка так как оптимизация расходов, процесс более трудоемкий чем увеличение  доходов.

Как отмечено выше анализ доходов  и расходов банка выступает основной составляющей финансового состояния  банка. Автор, при описании конкретных методик, сознательно оставляет  в стороне вопросы оценки прибыльности и рентабельности коммерческих банков, сосредотачивая анализ исключительно на рассмотрении расходных статей с целью показать значение и определяющую роль данного показателя.   

Учитывая важность выбранной темы, целью данной дипломной работы стало - выявление проблем расходов коммерческого банка и предложение путей их решения, на примере конкретного банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи: рассмотреть понятия и сущность расходов, дать классификация расходов  коммерческих банков, изучить методы анализа расходов коммерческого банка и методы управления ими, дать общую  организационно- экономическая характеристику банка, проанализировать его кредитный и депозитный портфели, дать анализ расходов  банка на банковские услуги .

Объектом дипломной работы выступает ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»

Предмет – расходы банка в  целом.

Структура  данной выпускной квалификационной работы включает в себя три главы. Глава первая посвящена теоретическим аспектам расходов коммерческого банка, в ней раскрывается понятие расходов, дается их классификация. Методы анализа и методы управления. Вторая глава  посвящена  анализу расходов  ОАО «Уральского банка реконструкции и развития». В этой главе дана общая организационно- экономическая характеристика банка, проанализирован кредитный и депозитный портфели, проанализированы расходы на банковские услуги. В третьей главе рассмотрены проблемы расходов коммерческого банка и предложены пути их решения.

Теоретическую и методологическую основу дипломного проекта составляют работы российских и зарубежных авторов. Также помощь при написании проекта  оказали материалы специализированных газет, журналов и сайтов.

Научная методология исследования базируется на системном и ситуационном подходе, использовании методов  анализа и синтеза, экономико-математического  анализа, экспертных оценок.

Практическая ценность исследования заключается в разработке и обосновании  методических положений, рекомендации и процедуры по оптимизации расходов коммерческого банка.

 

 

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАСХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

    1. Понятие и сущность расходов

 

Понятие расходов достаточно неоднозначно. Рассмотрим основные определения.

  1. По Положению по бухгалтерскому учету

Наиболее четкое определение можно найти в Положениипо бухгалтерскому учету -ПБУ 10/99 «Расходы организации».Данныйрегуляторпоследовательно реализует финансовуюконцепцию капитала, с которым и увязано определение расходов.

Расходами организации признается уменьшение экономическихвыгод в результате выбытия активов (денежныхсредств, иного имущества) и (или) возникновения  обязательств,приводящее к уменьшению капитала этой организации,за исключением  уменьшения вкладов по решению участников(собственников  имущества).[47,с. 15]

Не признается расходами и потому не влияет на величинукапитала выбытие  активов в связи с:

  • приобретением (созданием) внеоборотных активов;
  • вкладами в уставные (складочные) капиталы других организацийи приобретением акций и иных ценных бумаг не сцелью перепродажи;
  • перечислением средств в рамках благотворительной деятельности,организации отдыха, мероприятий спортивного икультурно-просветительского характера;
  • договорами комиссии;
  • перечислением авансов и задатков;
  • погашением полученных ранее кредитов и займов.
  1. По Налоговому кодексу

Налоговое законодательство также  оперирует понятием «расходы». Объектом налогообложения по налогу на прибыль  согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 247) признается прибыль, определяемая как  доход, уменьшенный на величину произведенных  расходов. Расходами при этом признаются обоснованные о документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных  ст. 265 Налогового кодекса РФ, и убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под  обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются затраты, которые связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

  1. По мнению  экономистов

Расходы предприятия - это расходы, которые несет предприятие в  процессе осуществления своей хозяйственной  деятельности.

Многие экономисты приравнивают расходы  к издержкам.

Издержки производства - затраты  труда и капитала на производство товара.

С их точки зрения расходы-  это  ресурсы, потребляемые в ходе деятельности предприятия.[59, с.111]

Под бухгалтерскими понимают фактические  расходы факторов производства, приобретенных  по рыночным ценам. Под экономическими понимают «расходы упущенных возможностей», то есть сумму денег, которую можно  получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов  использования ресурсов.

Исходя из этого можно сделать  вывод о том, что с бухгалтерской  точки зрения необходимо минимизировать фактические расходы, а экономический  подход будет требовать поиска наиболее выгодного распределения ресурсов. И невозможно с полной уверенностью определить наиболее правильный вариант  решения задачи, так как оба  варианта являются рациональными.

 

Классификация расходов

  1. Классификация расходов по ПБУ

Общий подход к группировке расходов заключается в разделении их на относящиеся  к обычным видам деятельности и прочие (операционные и внереализационные) расходы.

Рисунок 1.1 - Классификация расходов по ПБУ 10/99

К расходам по обычным видам деятельности относятсярасходы, связанные с изготовлением (или приобретением) ипродажей продукции, а также возмещение стоимости  амортизируемыхактивов (например, основных средств и нематериальныхактивов) в виде амортизационных отчислений. Расходыпо обычным видам деятельности отражаются в системеучета в сумме, исчисленной в денежном выражении, равнойвеличине оплаты и (или) величине кредиторской задолженности.

В целях калькулирования себестоимости  продукции и выявленияэффективности работы основных, вспомогательных иобслуживающих подразделений, а также коммерческой службыи аппарата управления расходы  по обычным видам деятельности детализируются на:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов,товаров и иных материально-производственных запасов
  • расходы, возникающие непосредственно в процессепереработки (доработки) материально-производственных запасов,включая управленческие и коммерческие расходы.

Предусматриваетсятакже группировка  расходов на: материальныезатраты, затраты  на оплату труда, отчисления на социальныенужды, амортизацию, прочие затраты.

К операционным расходам относятся, в  частности:

  • расходы, связанные с предоставлением за платуво временное пользование (временное владение и пользование)активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за платуправ, возникающих из патентов на изобретения, промышленныеобразцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы от продажи основных средств и иныхактивов, отличных от денежных средств (кроме иностраннойвалюты), продукции, товаров;
  • результаты переоценки имущества и обязательств, стоимостькоторых выражена в иностранной валюте;
  • проценты, полученные (уплаченные) по предоставленным(полученным) кредитам и займам.

К группе внереализационных расходовотносят:

  • штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условийдоговоров;
  • расходы от безвозмездной передачи либо полученияактивов;
  • перечисления в возмещение причиненныхорганизации убытков;
  • убытки прошлых лет, выявленная в отчетномгоду;
  • суммы кредиторской задолженности, покоторым истек срок исковой давности;
  • сумма уценки активов (за исключением внеоборотныхактивов);
  • иные расходы, непосредственно не связанные среализацией продукции, работ, услуг.

Расходы признаются в бухгалтерском  учете при наличииследующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором,требованием законодательных и нормативных актов,обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретнойоперации произойдет уменьшение экономических выгод организации;это имеет место лишь в том случае, если организациялибо передала актив, либо отсутствует неопределенность вотношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией,не исполнено  хотя бы одно из названных условий,то в бухгалтерском учете предприятия  признается дебиторскаязадолженность.

К чрезвычайным расходамотносятся  расходы, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельствхозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара,аварии и т. П. Чрезвычайныерасходы не принимаются во внимание приисчислении налога на прибыль, а их сальдо (т. е. разность между доходами и расходами) просто прибавляется к прибылипосле вычета налогов и других обязательных платежей.

Безусловно, доминирующими по значимости являются доходы(расходы) от обычных видов деятельности — именно они дают основнойвклад в формирование конечного финансового результата.

  1. Классификация расходов по  Налоговому кодексу

Налоговое законодательство дает свою, отличную от бухгалтерской, классификацию  расходов. Расходы для целей налогообложения  делятся:

  • на расходы, связанные с производством и реализацией
  • внереализационные расходы.

К внереализационным расходам отнесены обоснованные затраты на осуществление  деятельности, непосредственно не связанной  с производством и (или) реализацией.

Классификация расходов для целей  налогообложения:

Информация о работе Анализ расходов коммерческого банка