Анализ эксплуатационных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.

При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7

1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7

1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10

1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11

1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13

2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16

2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16

2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19

2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26

2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28

3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31

Заключение……………………………………………………………………..36

Список использованных источников………………………………38

Приложения…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..5

  1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7
    1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7
    2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10
    3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11
    4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13
  2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16
    1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16
    2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19
    3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26
    4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28
  3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31

Заключение……………………………………………………………………..36

Список  использованных источников………………………………38

Приложения…………………………………………………………………….40

 

ВВЕДЕНИЕ

    Важную  роль в развитии экономики страны занимает железнодорожный транспорт. В настоящее время практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.

    Железнодорожный транспорт обеспечивает экономию общественного  времени в перевозках грузов и  пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время железнодорожный транспорт оказывает существенное влияние на структуру капитальных вложений, архитектуру и планировку городов, а также на различные сферы жизни общества - здравоохранение, культуру, просвещение и др.

     Эксплуатационные  расходы являются важнейшим элементом  затрат железнодорожного транспорта в  силу высокой трудоемкости, фондоемкости и ремонтоемкости транспортного  производства, отражающим объем спроса и предложения, уровень цен на перевозки, качество перевозочного процесса и качество транспортного обслуживания; транспортную политику государства в установлении форм собственности, юридическое регулирование взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой; условия перевозки; состояние налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики. Рационализация эксплуатационных расходов имеет ключевое значение для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.

    В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению необходимо постоянно проводить анализ деятельности подразделений для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Можно с уверенностью заявить, что этот показатель является одним из наиболее важных показателей.

    Главными  задачами развития экономики на современном  этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций на внутреннем и международном рынках.

    В обобщенном виде себестоимость отражает все стороны хозяйственной деятельности, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством выполненных работ, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д.

    Себестоимость, в свою очередь, является основой  определения цен. Систематическое снижение себестоимости – одно из основных условий повышения эффективности выполнения работ, перевозок. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет.

    Под себестоимостью продукции, работ и  услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.

    Анализ  себестоимости направлен на выявление  возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе выполнения работ. Изучение себестоимости позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на подразделениях.

    Таким образом, исходя из вышесказанного, определяется актуальность темы курсовой работы. В  данной курсовой работе раскрываются вопросы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости на примере Бобруйской дистанции пути.

    Работа  состоит из трех глав: «Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости», «Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути» и «Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости».

    В первой главе курсовой работы раскрываются теоретические аспекты эксплуатационных расходов и себестоимости, т. е экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация, понятие себестоимости и ее значение на железнодорожном транспорте, описана методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ, а также приведена экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути.

    Во  второй главе проводится анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат, по статьям Номенклатуры расходов, оценка эффективности использования эксплуатационных расходов и факторов, влияющих на них, анализ себестоимости и оценка влияния факторов, ее определяющих.

    В третьей – оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости.

    Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.

    При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.

    Информационной  базой для написания курсовой работы послужили такие литературные источники, как «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» Савицкой Г.В., «Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда» Акулича В.В., «Экономический анализ хозяйственной деятельности» Елисеевой Т.П., так и отчетности, используемые на предприятии, например, форма 69-жел и другие.

 

1 Теоретические  и методологические  основы анализа  эксплуатационных  расходов и себестоимости

    1.1 Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация

    Каждая  организация (фирма) при разработке своей стратегии ориентируется на удовлетворение определенной общественной потребности и получение максимальной прибыли. В то же время любое производство товаров или услуг немыслимо без затрат и, прежде всего, конкретных затрат на приобретение факторов производства, средств труда и рабочей силы. Главной задачей управления является такая организация производства, которая обеспечит выполнение запланированного объема производства с наименьшими затратами на применяемые факторы производства.

    В нормативных документах и экономической  литературе очень часто термины «издержки», «затраты», «расходы» отождествляются и вместе с тем по ним ведется широкая полемика.

    Существуют  различные интерпретации термина  «затраты»:

    1) выраженные в денежной форме расходы (издержки) на что-либо;

    2) ресурсы «уничтожаемые» в процессе производства в целях получения определенной продукции (товаров и услуг);

    3) включают стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, амортизационные отчисления, заработную плату и отчисления на социальное страхование, административно-хозяйственные и прочие накладные расходы и убытки, относимые на общие затраты.

    Издержки  – весьма обширная экономическая  категория, к определению которой существует множество различных подходов. Это связано прежде всего с тем, что нет законодательно закрепленного определения данного термина. По мнению некоторых специалистов, издержки представляют собой обобщающий показатель, включающий стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг, другие рассматривают категорию «издержки» как часть затрат, или как денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием только своей производственной деятельности.

    Расходы – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению капитала.

    На  транспорте текущие затраты, связанные  с осуществлением процесса перевозок  грузов и пассажиров, называются эксплуатационными расходами. Их величина впоследствии оказывает непосредственное влияние на формирование баланса денежных доходов и расходов железной дороги, определяет уровень ее рентабельности.

    Эксплуатационные  расходы железных дорог состоят  из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы, топливо, энергию, амортизация основных фондов, прочие затраты. Группировка расходов по элементам затрат осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.

    По  элементу «Затраты на оплату труда» отражают расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности.

    По  элементу «Отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, на медицинское страхование работников.

    В затратах на материалы учитывают  стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износ спецодежды и малоценных предметов и др.

    В затратах на топливо отражают стоимость  приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление  зданий и другие технологические цели.

    В затратах на энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха и др.), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные нужды предприятия.

    По  элементу «Амортизация основных фондов» планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов.

    К прочим расходам относят налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обязательному  страхованию имущества предприятия, платежи по кредитам, затраты на командировки, подъемные, плату сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков.

    Планирование  и учет эксплуатационных расходов ведутся в соответствии с "Номенклатурой расходов по видам деятельности Белорусской железной дороги". С учетом специфики хозяйственной деятельности организаций железной дороги в Номенклатуре все расходы сгруппированы в три части:

    1. Основные производственные расходы по видам деятельности:

      Группа  А – «Деятельность железнодорожного транспорта»;

      Группа  Б – «Иные виды деятельности»;

    1. Расходы, основные общие для всех отраслей хозяйства Белорусской железной дороги (общепроизводственные);
    2. Общехозяйственные расходы.

     В эксплуатационные расходы включаются расходы по основной деятельности, связанные с перевозками.

Информация о работе Анализ эксплуатационных расходов