Особенности железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:10, реферат

Краткое описание

Понятие железная дорога (устар. железянка) обозначает оборудованную рельсами полосу земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств. Железные дороги бывают с электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Особый вид железных дорог — зубчатые.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности железнодорожного транспорта.docx

— 28.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

« Особенности железнодорожного транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка 11 группы

Юридического колледжа №1

ФГБОУ ВПО «СГЮА»

Скворцова Наталья.

 

 

 

 

 

 

1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ  И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

Понятие железная дорога (устар. железянка) обозначает оборудованную рельсами полосу земли либо поверхности искусственного сооружения (тоннель, мост, эстакада), которая используется для движения рельсовых транспортных средств. Железные дороги бывают с электрической, дизельной, турбинной, паровой или комбинированной тягой. Особый вид железных дорог — зубчатые. Обычно железные дороги оборудуются системой сигнализации, а железные дороги на электрической тяге — также контактной сетью. Различают железные дороги общего пользования, промышленные железные дороги (подъездные пути предприятий и организаций) и городские железные дороги — метрополитен и трамвай.

Термин железная дорога также используется для обозначения транспортной железнодорожной  системы по перевозке пассажиров и грузов вообще.

В 2006 году эксплуатационная длина  железнодорожных путей общего пользования  составляла в России 85 000 км, протяжённость  трамвайных путей — 2800 км, метрополитена  — 440 км. Крупнейшей железнодорожной  компанией на сегодняшний день является Открытое акционерное общество «Российские  железные дороги». Крупнейший по протяжённости  путей метрополитен находится в  Москве, а крупнейшая по протяжённости  трамвайная сеть — в Санкт-Петербурге.

 

Подвижной состав бывает : тяговый — это локомотивы (тепловозы, электровозы, паровозы, электропоезда, дизель-поезда) и нетяговый — вагоны (пассажирские, грузовые), а также специальный подвижной состав.

 

Основными показателями работы железнодорожного транспорта являются: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией.

 

В перевозках наиболее важны также такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок. График движения является основой организации движения поездов, он объединяет деятельность всех подразделений и выражает план эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. График движения поездов должен обеспечивать: удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов; безопасность движения поездов; наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций; рациональное использование подвижного состава.

Количественные и качественные показатели работы железных дорог важны  для осознания их роли и выработки  оптимальной стратегии развития. Они важны также для правильного, непредвзятого представления о  месте железнодорожного транспорта в общей транспортной системе, и  в частности о взаимоотношениях между железнодорожным и автомобильным  транспортом.

Длина железнодорожной сети разных стран

Во многих странах длина железнодорожной  сети сокращается.  Так, в США в 1920 году было более 400 000 км железных дорог.

Список стран, в которых длина  железнодорожной сети превышает 10 000 км:

Страна

Длина ж/д (км)

Весь мир

1 134 429

СССР

145 600

Чехословакия

13 141

США

226 427

Россия

87 157

КНР

77 834

Индия

63 327

Канада

46 688

Германия

41 896

Австралия

37 855

Аргентина

31 409

Франция

29 213

Бразилия

28 857

Япония

23 506

Польша

22 314

Украина

21 655

ЮАР

20 872

Италия

19 729

Мексика

17 516

Великобритания

16 454

Испания

15 288

Казахстан

13 700

Швеция

11 633

Румыния

10 788


 

Максимальная  скорость железнодорожного сообщения

  • Тайвань: Тайбэй — Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) — до 300 км/ч
  • Китай: Ухань — Гуанчжоу — до 350 км/ч,
  • Япония: Токио — Осака — до 276 км/ч (план Токио — Нагоя — до 500 км/ч)
  • Южная Корея: Сеул — Тэджон (Daejon) — до 430 км/ч
  • Франция: Париж — Страсбург — до 350 км/ч
  • Германия: Франкфурт/М. — Кёльн, Мюнхен — Нюрнберг — до 300 км/ч
  • Италия: Рим — Неаполь — до 300 км/ч
  • Испания: Мадрид — Барселона — до 350 км/ч
  • Великобритания-Бельгия: Лондон — Брюссель — до 300 км/ч
  • Турция: Анкара — Стамбул — до 300 км/ч
  • Россия (cостав Сапсан): Москва — Санкт-Петербург — до 250 км/ч, Москва — Нижний Новгород — до 160 км/ч; (состав Аллегро) Санкт-Петербург — Хельсинки — до 200 км/ч
  • Узбекистан (cостав Тальго 250 ): Ташкент — Самарканд — от 160 км/ч до 225 км/ч

 

 

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции производится на основе технико-экономических расчётов с учётом конкретных требований рынка  на перевозки. При использовании  железнодорожного транспорта необходимо учитывать следующие особенности  и преимущества технико-экономических  характеристик.

 

Преимуществом железнодорожного транспорта является:

1) Независимость от природных  условий (строительство железных  дорог практически на любой  территории, возможность ритмично  осуществлять перевозки во все  времена года, в отличие от  речного транспорта).

2) Высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направлении), т.е. высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении.

3) Железнодорожный транспорт обеспечивает  возможность сравнительно быстрой  доставки груза на большие  расстояния.

4) Железнодорожный транспорт дает  возможность создать удобную  прямую связь между крупными  предприятиями, что сокращает  число дорогостоящих перевозок  грузов.

5) Высокая манёвренность в использовании  подвижного состава (возможность  регулировки вагонного парка,  изменения направления грузопотоков  и т.п.).

6) Регулярность перевозок.

7) Возможность эффективной организации  выполнения погрузочно-разгрузочных  работ.

8) Наличие скидок.

9) Существенным преимуществом железнодорожного  транспорта является сравнительно  невысокая себестоимость перевозки  грузов. Из факторов, влияющих на  себестоимость перевозок грузов  по железным дорогам, выделяются:

а) направление перевозки;

б) размещение грузооборота (грузонапряжённость на 1 км пути);

в) техническое оснащение линии (число путей, величина подъема, род  тяги - паровая, тепловозная, электровозная);

г) район расположения линии;

в) время года.

Все эти факторы зависят от экономико-географических условий. Экономико-географические особенности  районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их вывоза или  завоза, обуславливают транспортные связи.

 

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести:

1) ограниченное количество перевозчиков.

2) низкую возможность доставки  к пунктам потребления, т.е.  при отсутствии подъездных путей  железнодорожный транспорт должен  дополняться автомобильным.

3) значительную потребность в  капиталовложениях и трудовых  ресурсах. Поэтому, учитывая большие  капитальные вложения при строительстве  железных дорог, наиболее эффективно их использовать при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

4) кроме того, железнодорожный транспорт  является крупным потребителем  металла (на 1 км магистральной  линии требуется 130-200 т металла,  не считая подвижного состава).

 

3.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

К специфическим количественным и  качественным показателям работы железных дорог относят показатели объема перевозок грузов железной дорогой по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местные сообщения.

Перевозки - показатель, определяющий объем продукции транспорта. Перевозки  распределяются по видам сообщений:

 

1) местное сообщение - перевозки  между станциями внутри дороги;

2) вывоз - отправление грузов  на другие дороги (определяется  как разность отправления и  местного сообщения);

3) ввоз - прибытие грузов с других  дорог (определяется как разность  прибытия и местного сообщения);

4) транзит - перевозка грузов, поступивших  с других дорог и следующих  через данную дорогу на другие  дороги. Транзит можно определить  несколькими способами: прием  минус ввоз, либо сдача минус  вывоз, либо общие размеры перевозок  минус остальные виды сообщения  (ввоз, вывоз, местное).

 

4.Железная дорога в  искусстве

Живопись

Железная дорога заинтересовала живописцев как символ современности (эпохи  модерна). Одним из первых на этот новый  для искусства предмет откликнулся  Уильям Тернер (Дождь, пар и скорость, 1844), а вслед за ним импрессионисты. Картины на железной дороге писал  Клод Моне, Винсент ван Гог, Эдуар Мане, Гюстав Кайботт, Говард Фогг.

Вокзал Сен-Лазар изображён на полотнах многих художников импрессионизма, которые в течение 1870-х и 1880-х  годов жили около этого вокзала.

 

Кино

Железная дорога и железнодорожный  транспорт являются для кинематографистов  одним из самых излюбленных мест действия[источник не указан 536 дней]. Фильмов, в которых местом действия служит железная дорога, только мировым кинематографом сняты десятки[2]. Одним из первых и эффектных короткометражных фильмов братьев Люмьер стал «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1895).

Работе железных дорог, возникающим  при этом социальным и человеческим конфликтам посвящены фильмы «Опять надо жить» (1999, режиссёр Василий Панин), «Остановился поезд» (1982, режиссёр Вадим  Абдрашитов), «Магистраль» (1983, режиссёр Виктор Трегубович), «34-й скорый» (1981, режиссёр Андрей Малюков). В жанре фильма-катастрофы снят фильм «Поезд вне расписания» (1985, режиссёр Александр Гришин), «Неуправляемый» (2010). Местом действия служит железная дорога в фильмах «Убийство в Восточном экспрессе», «Золотой поезд», «Мы, нижеподписавшиеся», «Спортлото-82», «Транссибирский экспресс», «Поезд идёт на восток», «Вокзал для двоих», «Ночной поезд» (2009). Романтике железных дорог, героизму и отваге работников дороги посвящены фильмы «Большие перегоны» (1970), «Русский паровоз» (1988), «Водил поезда машинист» (1961). Истории железных дорог посвящаются документальные фильмы: «История российских железных дорог» (1993), «Я люблю поезда». В 2007 году режиссёр Алексей Федорченко снял фильм «Железная дорога». 2002 «Железнодорожный романс»

 

Интересные  факты

 

    • Первый механический (не на ручной либо лошадиной тяге) лифт с приводом от паровой машины, называвшийся «вертикальной железной дорогой», был установлен в США в 1850 году. К 1880-м годам этим типом лифтов были оборудованы крупные гостиницы и богатые здания в США и Европе.
    • «Подпольной железной дорогой» в США в 1850-х годах называли тайную организацию аболиционистов, переправлявшую беглых негров с Юга на Север.
    • С 1937 года в СССР и России в первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

http://otherreferats.allbest.ru/transport/00025738_0.html

1. Федеральный Закон РФ «Устав  железнодорожного транспорта Российской  Федерации» от 10 января 2003 г. // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 13 января 2003 г. № 2 ст. 170.

2. Федеральный Закон РФ «О  федеральном железнодорожном транспорте»  от 10 января 2003г. // Собрание законодательства  РФ.-2003.-№ 2.-ст.169

3. Гоманков Ф.С. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Транспорт, 1994. -208 с.

4. Елисеев, С. Ю. Логистика  оперативного регулирования погрузки  и продвижения грузов //Железнодорожный  транспорт.-2004. № 11. С. 18 - 26

5. Круглова В.Г., Полосоткина Е.А. Статистика железнодорожного транспорта. Учебное пособие - М.: НОРМА, 2001 - 147 с.

6. Регулирование транспортной деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Кононовой Г.А. - СПБГИЭА. - СПБ., 1996. - 268с.

7.Экономическая и социальная  география./ Под ред. А.Т. Хрущева.  Москва: Просвещение, 1997.- 350с.

8. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. - М.: Большая российская энциклопедия, 1995. -- 559 с.

http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Особенности железнодорожного транспорта