Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эксплуатационных расходов Читинской Автобазы.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Отчисления  на социальные нужды в 2008 году составили 54862 тыс.руб. Выполнение плана составило 100%. В 2009 году расходы по этому элементу затрат сложились в размере 56462 тыс.руб., что ниже плана на 28 тыс.руб. Выполнение плана на 99,9%.

За 2008 год амортизация  составила 13505 тыс.руб. или 100% от намеченного  плана. Амортизация за 2009 год составляет 14684 тыс.руб. Экономия к плану в 5% или 766 тыс.руб. сложилась за счет изменения парка автомобилей.

В 2008 году прочие затраты сложились в сумме 21071 тыс.руб., экономия к плану составила 24 тыс.руб. План выполнен на 99,9%. За 2009 год прочие затраты при плане 21405 тыс.руб. составили 20218 тыс.руб., получена экономия в размере 1187 тыс.руб. или 5,5% от намеченного плана.

Выполнение  плана по эксплуатационным расходам Читинской автобазы представлено на рисунках 3.2 и 3.3.

Наибольший  удельный вес в эксплуатационных расходах Читинской автобазы занимают затраты на оплату труда. Поэтому  необходимо провести факторный анализ этого элемента затрат способом цепных подстановок, чтобы определить влияние изменения таких факторов, как численность и среднемесячная заработная плата на фонд оплаты труда.

На первом этапе  определяем исходную аналитическую формулу:

ФОТ = Ч · Z · 12,

(3.1)


где ФОТ –  фонд оплаты труда, тыс.руб.;

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Ч – численность персонала, чел.;

       Z – среднемесячная заработная плата, руб.

На втором этапе  определяется абсолютное изменение фонда оплаты труда по формуле:

ΔФОТ = ФОТi – ФОТi-1,

(3.2)


где ΔФОТ – абсолютное изменение фонда оплаты труда;

      ФОТi , ФОТ i-1 – фонд оплаты труда в отчетном и предшествующем периодах соответственно.

На третьем этапе производится расчет подстановок по формулам:

,

(3.3)

,

(3.4)

,

(3.5)


где Zi, Zi-1 – среднемесячная заработная плата в отчетном и предшествующем периодах соответственно;

        Чi, Чi-1 – среднесписочная численность персонала в отчетном и предшествующем периодах соответственно.

На четвертом  этапе определяется влияние факторов:

  1. изменение фонда оплаты труда в результате изменения среднемесячной заработной платы определяется как разность между второй и первой подстановками:

ΔФОТ(Z)

.

(3.6)


  1. изменение фонда оплаты труда в результате изменения среднесписочной численности персонала определяется как разность между третьей и второй подстановками:

ΔФОТ(Ч)

.

(3.7)


На пятом  этапе проводится балансовая проверка по формуле:

ΔФОТ = ΔФОТ(Z) + ΔФОТ(Ч).

(3.8)


Факторный анализ фонда оплаты труда за 2007-2008 гг.

  1. абсолютное изменение фонда оплаты труда:

ΔФОТ = 227926,92 – 185705,22 = 42221,70 тыс.руб.

  1. расчет подстановок:

(18185 · 851 · 12) / 1000 = 185705,22 тыс.руб.

(22478 · 851 · 12) / 1000 = 229545,34 тыс.руб.

(22478 · 845 · 12) / 1000 = 227926,92 тыс.руб.

  1. изменение фонда оплаты труда в результате изменения среднемесячной заработной платы:

ΔФОТ(Z) = 229545,34 – 185705,22 = 43840,12 тыс.руб.

  1. изменение фонда оплаты труда в результате изменения среднесписочной численности персонала:

ΔФОТ(Ч) = 227926,92 – 229545,34 = -1618,42 тыс.руб.

  1. балансовая проверка:

ΔФОТ = 43840,12 – 1618,42 = 42221,70 тыс.руб.

Факторный анализ фонда оплаты труда за 2008-2009 гг.

  1. абсолютное изменение фонда оплаты труда:

ΔФОТ = 230705,22 – 227926,92 = 2778,30 тыс.руб.

  1. расчет подстановок:

(22478 · 845 · 12) / 1000 = 227926,92 тыс.руб.

(24491 · 845 · 12) / 1000 = 248338,74 тыс.руб.

(24491 · 785 · 12) / 1000 = 230705,22 тыс.руб.

  1. изменение фонда оплаты труда в результате изменения среднемесячной заработной платы:

ΔФОТ(Z) = 248338,74 – 227926,92 = 20411,82 тыс.руб.

  1. изменение фонда оплаты труда в результате изменения среднесписочной численности персонала:

ΔФОТ(Ч) = 230705,22 – 248338,74 = -17633,52 тыс.руб.

  1. балансовая проверка:

ΔФОТ = 20411,82 – 17633,52 = 2778,30 тыс.руб.

Результаты  проведенного факторного анализа позволяют  сделать вывод, что в 2008 году на рост фонда оплаты труда наибольшее влияние оказало увеличение среднемесячной заработной платы. Рост среднемесячной заработной платы привел к росту фонда оплаты труда на 43840,12 тыс.руб., а снижение численности персонала наоборот уменьшило фонд заработной платы на 1618,42 тыс.руб. В 2009 году фонд заработной платы увеличился на 2778,3 тыс.руб., в том числе за счет изменения среднемесячной заработной платы – на 20411,82  тыс.руб. Изменения среднесписочной численности персонала привело к снижению фонда заработной платы на 17633,52 тыс.руб.

В целом наиболее существенное влияние на фонд оплаты труда оказало изменение среднемесячной заработной платы.

Результаты  факторного анализа представлены в  таблице 3.4.

Рассмотрим  более подробно состав фонда оплаты труда Читинской автобазы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Анализ затрат на оплату труда Читинской автобазы

Анализ фонда  оплаты труда проводится по видам  выплат, которые представлен в таблице 3.5.

Фонд оплаты труда в 2008 году составил 223531 тыс.руб., что на 27,4% выше, чем в прошлом году. В 2009 году также наблюдается рост в размере 10776 тыс.руб. или 4,8% относительно 2008 года.

Наиболее значимыми  по величине составляющими фонда  заработной платы являются оплата по тарифу, надбавки по районным коэффициентам, надбавки за непрерывный стаж работы в районах Севера, оплата отпусков, а также премия.

Оплата по тарифу в 2008 году возросла на 27,9%, в основном это вызвано ростом повременной  оплаты  по тарифным ставкам на 31,7%, а также ростом оплаты за работы в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени на 31,7%. В 2009 году рост составил 7,2%. Незначительный рост объясняется ростом на 5,5% повременной оплаты по тарифным ставкам. В то же время оплата за работу в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени возросла более чем в 2,5 раза. Но это незначительно повлияло на изменение оплаты по тарифу, так как данный вид оплаты менее 3% в общей величине.

Надбавки по районным коэффициентам состоят  из двух видов выплат: за работу в  пустынных, безводных, высокогорных местностях и выплат, предусмотренных законодательством субъектов РФ. В 2008 году надбавки по районным коэффициентам возросли на 8623,1 рублей или на 24,4% по сравнению с 2007 годом. Наблюдается рост на 75,7% входящих в них выплат, предусмотренных законодательством. По выплатам за работу в пустынных, безводных, высокогорных местностях наоборот отмечено снижение на 4,5%. В 2009 году надбавки по районным коэффициентам возросли еще на 5,5% и составили 22938,6 тыс.руб. в общей сумме фонда оплаты труда. Произошел рост выплат в составе надбавки на 6% и 5% соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надбавки за непрерывный стаж работы в районах  Севера возросли на 24% в 2008 году и на 5,3% в 2009 году.

Оплата очередных  и дополнительных отпусков состоит из нескольких видов оплат. Основным из них является оплата очередных ежегодных отпусков. В 2008 году оплата отпусков выросла на 62,%, в том числе оплата очередных ежегодных отпусков на 66,6%. В 2009 году наблюдается снижение по данному виду оплаты на 17,1%, в том числе по оплате очередных ежегодных отпусков на 19,8%.

Премия включает в себя премию рабочим-повременщикам, премию руководителям, специалистам и  служащим и вознаграждение за обнаружение безбилетных пассажиров и провоза излишней ручной клади. Последнее занимает менее 1% в общей сумме премии. В 2008 году размер премии увеличился на 42,1%, в том числе на 38,9% и на 77,9% по первым двум видам входящих состав премий. В 2009 году сумма премии снизилась на 2,1%. Снижение отмечено по первому и третьему видам премий на 3,3% и 36,9% соответственно. В то же время премия руководителям, специалистам и служащим возросла на 8,4%.

Надбавки и  доплаты компенсационного характера  состоят из достаточно большего количества доплат. В 2009 году рассматриваемый вид надбавок и доплат практически не изменился – снижение составило 0,1%. В 2009 году надбавки и доплаты компенсационного характера увеличились на 59,3% в основном за счет роста таких доплат, как доплата за работу в выходные и праздничные дни в пределах нормы рабочего времени более, чем в 13 раз, доплата за работу в сверхурочное время почти в 2 раза, доплата за работу в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени в 2,6 раза.

Надбавки за профессиональное мастерство состоят  из надбавки за класс квалификации и лучшим по профессиям и должностям, а также из персональной надбавки, доля которой всего около 2%. За 2008 год надбавки за профессиональное мастерство возросли на 29,5% за счет роста на 28,1% надбавки за класс квалификации и лучшим по профессиям и должностям и увеличения в 2,5 раза персональной надбавки. В 2009 году рост данного вида надбавок составил 11,1%, в том числе 10,6% и 31% соответствующих видов надбавок, входящих в их состав.

Единовременные  поощрения включают в себя множество видов вознаграждений и премий, основным из которых является единовременное вознаграждение за преданность компании. В 2008 году  единовременные поощрения снизились на 4,8%. За 2009 год произошел рост данного вида выплат почти в 3 раза, в том числе отмечен рост вознаграждений за преданность компании в 4 раза.

Такой вид выплат, как сохранение среднего заработка  в случаях, предусмотренных законодательством, также состоит из ряда оплат и  компенсаций. В 2008 году произошло снижение данного вида выплат на 11,6%. В 2009 году величина рассматриваемых выплат увеличилась на 8,4%.

Доплата за работу в ночное время на протяжении анализируемого периода постоянно росла, а именно на 34,6% и на 7,6% в 2008 году и в 2009 году соответственно.

Размер материальной помощи также постоянно увеличивался. Отмечен рост на 10,8% в 2008 году и на 5,4% в 2009 году.

В течение рассматриваемых  лет прочие выплаты наоборот снижались  – в 2008 году на 11,4%,  в 2009 году на 3,9%.

Доплата за условия  труда заключается в доплате  мастерам, начальникам участков и цехов, специалистам, служащим и рабочим за вредные и особо вредные условия труда. Наблюдается снижение в 2008 году на 22%, а в 2009 году – на 14,2%.

      1. Анализ расхода топлива Читинской автобазы

Анализ расхода  топлива представлен в таблице 3.6.

В 2008 году затраты  на топливо увеличились на 27,6%. Это  вызвано ростом расхода топлива  на перевозки на 28,6% и на прочие нужды  на 3,9%. В свою    очередь,    увеличение    расходов    на    перевозки    произошло    за    счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

значительного роста цен на топливо. Количество потребляемого топлива наоборот снизилось, вследствие чего уменьшился и пробег автомобилей.

В 2009 году отмечено снижение расходов на топливо на 17,5%. К этому привело сокращение расхода  топлива на прочие нужды на 32,5% и на перевозки на 17%.  Цены на бензин и дизельное топливо снизились на 9,7% и 26,2% соответственно. В то же время снижен расход потребляемого топлива на 2,9%. Пробег автомобилей сократился на 15,7%.

Изменение цен  на топливо представлено в таблице 3.7.

Таблица 3.7

Изменение цен  на топливо, тыс.руб.

Тип топлива

2007 г.

2008 г.

Изменение 2008/2007

2009 г.

Изменение 2009/2008

абс.

%

абс.

%

Бензин

15,93

19,64

3,71

123,3

17,73

-1,91

90,3

Дизельное топливо

13,87

20,97

7,10

151,2

15,48

-5,49

73,8

Уголь

0,73

1,12

0,39

153,4

1,20

0,08

107,1


 

      1. Прочие расходы Читинской автобазы

Состав затрат, входящих в прочие расходы Читинской  автобазы представлен в таблице 3.8.

В 2008 году прочие затраты составили 21071 тыс.руб., рост по отношению к прошлому году составил 23,5%. Изменения произошли по следующим наименования затрат:

- налоги, сборы  и платежи возросли на 939 тыс.руб.  или на 33,7%;

Информация о работе Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте