Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эксплуатационных расходов Читинской Автобазы.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

По фактору  «Совершенствование управления» учитывают  экономию от совершенствования управления транспортом и сокращения административно-управленческих расходов (в связи с высвобождением работников, выполняющих функции управления во всех транспортных звеньях). Экономию определяют по заработной плате и начислениям на нее и по другим видам расходов на управление в виде прямого снижения затрат.

По фактору  «Улучшение использования основных фондов» отражают экономию в результате сокращения амортизационных расходов.

Экономический эффект какого либо мероприятия по экономии эксплуатационных расходов можно  рассчитать по следующей формуле:

 

Э = З1 – З2,

(3.9)


 

где Э – экономический  эффект от предложенного мероприятия;

      З1 – затраты до внедрения мероприятия;

З2 – затраты после внедрения мероприятия.

Экономию расходов на ресурсы можно определить по следующей  формуле:

Э = N · Ц,

(3.10)


где N – количество сэкономленного ресурса;

  Ц – цена за  единицу ресурса.

В эксплуатационных расходах Читинской автобазы значительный удельный вес занимают расходы на оплату труда. Таким образом, будет целесообразно проведение мероприятий по их сокращению.

Высвобождение контингента  в связи с пересмотром технологических  процессов приведёт к условному высвобождению 2 человек. Для расчета экономии воспользуемся формулой (3.1). Экономия по сокращению фонда оплаты труда составит:

Эфот = 24491 · 2 · 12 = 587,8 тыс. руб.

В результате экономии фонда  оплаты труда экономия по отчислениям на социальные нужды составит:

 

Эотч = Эфот · Еотч,

(3.11)


 

где Эфот – экономия фонда оплаты труда, тыс.руб.;

Еотч– ставка отчислений на социальные нужды, 26,4%

Эотч = 587,8 · 0,264 = 155,2 тыс. руб.

За анализируемый период материальные затраты занимают значительный удельный вес в структуре эксплуатационных расходов, поэтому необходимо проведение мероприятий по сокращению этих расходов.

Выполнение организационно-технических  мероприятий снизит расход:

- электроэнергии на 24,4 тыс. кВт/час, в том числе:

1) рациональное использование тепловой завесы:

  1. кВт · 2 ч · 22 дн · 12 мес = 6,3 тыс. кВт
  2. сокращение потребления электроэнергии на нагрев воды для душевой за счет использования бойлера от системы отопления:

7,5 кВт · 2 ч · 22 дн · 12 мес = 4 тыс. кВт

  1. контроль рационального потребления электроэнергии:

10 кВт · 0,6 ч ·  30 дн · 12 мес = 2,2 тыс. кВт

  1. поддержание оптимального температурного режима при использовании электрокотлов в системе отопления:

55 кВт · 0,6 ч ·  30 дн · 12 мес = 11,9 тыс. кВт

6,3 + 4 + 2,2 + 11,9 = 24,4 тыс. кВт

Экономию расходов определим  по формуле (3.10):

Ээл = 24,4 · 1,79 = 43,68 тыс. руб.

- дизельного топлива  на 14,7 тонн за счет отставления из эксплуатации автотранспорта. Экономию расходов определим по формуле (3.10):

Эдт = 14,7 · 15484,50 = 227,62 тыс. руб.

- бензина на 26 тонн за счет отставления из эксплуатации автотранспорта. Экономию расходов определим по формуле (3.10):

Эб = 26 · 17733,40 = 461,07 тыс. руб.

Общая экономия расходов на топливно-энергетические ресурсы за счет выполнения организационно-технических мероприятий составит:

43,68 + 227,62 + 461,07 = 732,37 тыс. руб.

Экономия топлива  за счет сокращения условно на 10% норм расхода на 100 км пробега рассчитана в таблице 3.14.

Таблица 3.14

Расчет расхода  средств на топливо при сокращении нормы расхода на 10%

 

Бензиновые  автомобили

Дизельные автомобили

при существу-ющей норме

при сокращен-ной  норме

при существу-ющей норме

при сокращен-ной  норме

Норма расхода, л

24,18

21,76

29,37

26,43

Цена за литр, руб.

17,73

17,73

15,48

15,48

Итого, руб.

428,71

385,80

454,65

409,14


 

Экономия средств  на топливо на 100 км пробега составит:

- бензин   428,71 – 385,80 = 42,91 руб.

  - дизельное  топливо  454,65 – 409,14 = 45,51 руб.

Учитывая запланированный  пробег автомобилей в размере 20072 тыс.км., экономия составит:

- бензин   (1794 / 100) · 42,91 = 769,81 тыс. руб.

- дизельное топливо  (675 / 100) · 45,51 = 307,19 тыс. руб.

Общая экономия расходов на топливо за счет сокращения норм расхода на 10% составит:

769,81 + 307,19 = 1077,00 тыс. руб.

Добиться снижения нормы расхода топливо можно за счет нескольких мероприятий. Одним из них является проведение мастер – класса по технологии вождения. При агрессивном стиле вождения даже самый экономичный автомобиль не уложится в предписанный заводом расход топлива. Главные принципы экономичной езды:

- выбирать  режим движения, учитывающий интенсивность  и скорость потока;

- заранее  прекращать разгон, если впереди  появилось препятствие;

- чаще использовать  «инерцию» движения – когда  на перекрестке горит «красный»,  вместо нажатия на педаль тормоза лучше сбросить газ и подкатываться, тормозя двигателем.

Самым эффективным  способом снижения расхода топлива  является поддержание автомобиля в  исправном состоянии. Исправный  автомобиль потребляет меньше топлива, чем неисправный. Неисправность не подразумевает поломку. Необходимо соблюдать следующие технические условия для поддержания оптимального расхода топлива:

- регулярная  замена «расходников»: моторного  и трансмиссионного масла, свечей  зажигания, воздушного фильтра;

- исправный термостат;

- правильные  регулировки углов установки колес («сход – развал»);

- своевременная  замена шин;

- соответствие  размера шин рекомендованному  производителем;

- резина по  сезону;

- соответствие  давления в шинах рекомендованному;

- герметичность  крышки бензобака, исправность системы вентиляции бака и улавливания паров;

- правильно  отрегулированные обороты холостого  хода.

Значительное  уменьшение расходов может произойти  в результате установки автомобильному парку, работающему на бензиновом двигателе, газобаллонного оборудования.

Автомобильное газобаллонное оборудование – это газодозирующая система, установка которой позволяет использовать в качестве автомобильного топлива сжиженный газ вместо бензина.

Принцип работы газобаллонного оборудования практически идентичен принципу впрыска бензинового топлива. Сначала сжиженный газ поступает из баллона в газовую магистраль, откуда еще в жидкой форме проникает в газовый клапан-фильтр, где очищается от взвесей и смол. На следующей ступени газ поступает в редуктор-испаритель, здесь его давление понижается с 16 атмосфер до 1. Затем по шлангу низкого давления газ через дозатор поступает в смеситель. Переключение между режимами газ/бензин осуществляется с помощью переключателя видов топлива, который помещается на приборную панель авто.

Основная причина  использования газобаллонного оборудования для автомобилей – более низкая стоимость газового топлива по сравнению  с бензином. В среднем цена на авто газ составляет около 12 рублей за 1 литр.

Но кроме  финансовой стороны вопроса газобаллонные автомобили имеют и множество других преимуществ:

- возможность  покрывать   большие  расстояния   на   одной      заправке автомобиля газом и бензином. В сумме пробег на газе и бензине возрастает вдвое, так как на автомобили редко ставятся газобаллонные установки с баллоном емкостью меньше, чем бензиновый бак;

- одно из ярко рекламируемых достоинств природного газа   –    высокое октановое число по сравнению с бензином (100 и выше в зависимости от состава газа). Это снижает риск детонации, сводя его практически к нулю, и уменьшает нагрузку на поршнево-шатунную систему двигателя;

- газ – это более чистое топливо с экологической точки зрения. Благодаря этому в газовом выхлопе процент вредных примесей намного ниже, а также меньше угарного газа;

- при    использовании    газобаллонного оборудования  для  автомобилей, благодаря тому, что газ лучше смешивается с воздухом, двигатель работает тише и мягче, на деталях практически не образуется нагар и копоть, газ значительно чище по своему составу, чем бензин. Он не засоряет масло, поэтому его нужно менять значительно реже. Это же касается и свечей;

- газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд;

- автомобили на сжиженном природном газе дольше сохраняют ресурсы двигателя, а сама система меньше подвержена амортизации. Благодаря этому ремонт подвижных резиновых частей можно осуществлять значительно реже. При правильной эксплуатации оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет. Более того, многие детали газовой аппаратуры могут быть переустановлены на другой автомобиль, продолжая служить еще долгое время.

В сумме все  эти факторы дают тройную (и более) экономию средств на топливе, продлевают срок службы двигателя на 30-40%, масла и свечей – в два раза, и как следствие значительно снижают не только эксплуатационные, но и ремонтные затраты.

Кроме того, вся  газовая аппаратура питания полностью дублируется бензиновой. Таким образом, увеличивается безотказность автотранспорта и уменьшается риск отказа двигателя из-за засора или другой неисправности в системе питания.

Для расчета  периода окупаемости оборудования используется формула:

,

(3.12)


 

где Цгбо – цена газобаллонного оборудования;

      Цб – цена 1 литра бензина;

      Цг – цена 1 литра газа;

      Еб – норма расхода бензина на 100 км пробега;

      L – среднесуточный пробег автомобиля.

При расчете периода окупаемости установки газобаллонного оборудования используем средние значения необходимых показателей.

Основные характеристики, необходимые для расчета периода окупаемости представлены в таблице 3.15.

Таблица 3.15

Технические характеристики при различных топливных системах

Показатель

Значение

Стоимость газобаллонного оборудование и его установки, руб.

21600,00

Цена 1 литра  бензина, руб.

17,73

Цена 1 литра  газа, руб.

9,00

Расход бензина  на 100 км пробега, л.

24,18

Среднесуточный  пробег автомобиля, км.

108,00


 

Период окупаемости  установки газобаллонного оборудования составит:

дней

Таким образом, оборудование окупится почти через 3 месяца.

Учитывая то, что цена газа почти в два раза ниже, чем бензина, экономия расходов на топливо составит 37588,18 тыс. руб.

Расходы на материалы  может снизить ремонт и повторное  использование запасных частей. Экономию за счет этого можно определить по следующей формуле:

Эмат = D · (Цнов – Црем),

(3.13)


где D – количество отремонтированных деталей, шт.;

      Цнов – цена новой детали, руб.;

      Црем – цена ремонта детали, руб.

Рассмотрим  расчет экономии от ремонта и дальнейшего  использования стартера:

Эмат = 7 · (2900 – 1500) = 9800 руб.

Аналогично  рассчитывается экономия от ремонта  генераторов, блоков цилиндров, коленвалов, рулевой тяги, внутренней тяги и других автомобильных запасных частей. Общий размер экономии составил 1138 тыс. руб.

За счет консервации  основных средств, которые не используются, а именно 30 объектов достигнута экономия расходов в размере 45 тыс. руб.

За счет списания 14 устаревших автомобилей экономия сложится в размере 441 тыс. руб.

Произведенные расчеты по снижению эксплуатационных расходов представлены в таблице 3.16.

Таблица 3.16

Мероприятия по снижению эксплуатационных расходов

Читинской автобазы

Наименование  мероприятия

Объем внедрения  в на-туральном выражении

Экономия зат-рат, тыс.руб.

Экономия фонда  оплаты труда за счет высвобождения  контингента в связи с пересмотром  технологических процессов

2 чел.

587,80

Экономия отчислений на социальные нужды за счет высвобождения  контин-гента в связи с пересмотром технологи-ческих процессов

2 чел

155,20

Выполнение  организационно-техничес-ких мероприятий:

- экономия электроэнергии

- экономия бензина

- экономия дизельного топлива

 

 

24,4 тыс. кВт

26 т

14,7 т

 

 

43,68

461,07

227,62

Сокращение  норм расхода топлива условно  на 10%

-

1077,00

Внедрение газобаллонного оборудова-ния редукторного типа на бензиновые автомобили

381 авт.

37588,18

Снижение расходов на материалы, за счет повторного использования, ремон-та и восстановления запасных частей

-

1138,00

Консервация основных средств

30 ед.

45,00

Списание устаревших автомобилей

14 ед.

441,00

Итого

-

41764,55

Информация о работе Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте