Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эксплуатационных расходов Читинской Автобазы.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)
  1. Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов

на железнодорожном  транспорте

    1. Понятие и классификация эксплуатационных расходов

Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному  планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Министерства финансов России от 06.05.99 г. №33н) при  формировании расходов должна быть обеспечена их группировка в зависимости от экономического содержания затрат по следующим элементам: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация, прочие затраты.

По элементу «Затраты на оплату труда» отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности. В фонд оплаты труда включается оплата труда за непроработанное время производственного персонала, к которой относятся оплата очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, время выполнения государственных обязанностей и др.

В затраты на оплату труда включаются:

  • суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;
  • начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
  • начисления стимулирующего и компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжёлых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни;
  • стоимость выдаваемой работникам форменной одежды, остающейся в личном постоянном пользовании;
  • сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и общественных обязанностей;
  • затраты на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, в том числе учебного;
  • доплата несовершеннолетним за сокращённое рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребёнка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;
  • затраты на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • суммы платежей работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключённым в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами);
  • единовременные пособия работникам, уходящим на пенсию;
  • другие виды расходов, произведённых в пользу работника, в том числе предусмотренные трудовыми договорами и коллективными договорами.

По элементу «Отчисления на социальные нужды» отражаются страховые взносы в пенсионный фонд – 26%, фонд социального страхования – 2,9%, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования – 2,1% и 3% соответственно.

В элементе «Материальные  затраты» отражаются стоимость приобретенных материалов, топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями. На железнодорожном транспорте этот элемент состоит из четырех групп расходов:

  • материалы;
  • топливо;
  • электроэнергия;
  • прочие материальные затраты.

В затраты на материалы включается стоимость  покупки материалов, используемых в  процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание, ремонт и эксплуатацию подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий, сооружений и других основных фондов, а также запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относящихся к основным фондам, износа спецодежды и малоценных предметов и др.

К затратам на материалы  относятся:

  • стоимость списываемых на затраты на производство продукции (работ, услуг) материалов (включая инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежду и др.), используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
  • стоимость списываемых на затраты на производство продукции (работ, услуг) комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке в организации;
  • потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утверждённых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • технологические потери при производстве или транспортировке.

В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов (дизельного топлива, мазута, нефти, бензина, угля, газа, сланцев, дров и т.д.), расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и помещений, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, холода, сжатого воздуха и т.д.), на трансформацию и передачу энергии и для других технологических целей, включая технологические потери от недостачи или порчи при хранении и транспортировки топлива в пределах норм естественной убыли, утвержденных правительством Российской Федерации.

В составе затрат на электроэнергию отражается стоимость  покупной электроэнергии, расходуемой  на передвижение поездов с электровозной  тягой и электросекций, на технологические цели (электроплавку, электросварку, электролиз, электромеханическую обработку металлов, гальванические работы и т.д.), энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия, включая технологические потери.

К прочим материальным затратам относят стоимость работ  и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями и производствами или индивидуальными организациями, в том числе:

  • стоимость покупных видов энергии (тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов энергии), кроме электроэнергии;
  • затраты по оплате перевозок грузов для нужд железных дорог (хозяйственных перевозок), в частности, перемещение материалов, инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов со склада в цеха, а также доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров или контрактов;
  • выполнение отдельных операций по производству или изготовлению продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке материалов;
  • контроль за соблюдением технологических процессов;
  • расходы по капитальному ремонту грузовых вагонов и контейнеров;
  • затраты по оплате счетов за деповской, текущий и капитальный ремонты пассажирских вагонов, грузовых и пассажирских локомотивов, выполняемые на заводах;
  • стоимость выполняемых работ по снего-, водо-, пескоборьбе, вывозу снега и работы снегоочистителей и др.

По элементу «Амортизация» планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с законодательством.

К элементу «Прочие расходы» относят расходы, не включенные в другие элементы затрат, а именно:

  • налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления;
  • платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
  • расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжёлыми условиями труда;
  • затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;
  • затраты на оплату процентов по полученным кредитам;
  • затраты на командировки, подъемные;
  • плата сторонним организациям за предоставление услуг пожарной и сторожевой охраны;
  • затраты на аудиторские услуги;
  • расходы по набору кадров, на юридические, консультационные и информационные услуги;
  • за подготовку и переподготовку кадров;
  • арендные или лизинговые платежи за арендуемое или принятое в лизинг имущество;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, расходы на оплату услуг связи и вычислительных центров, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем и банков;
  • расходы на сертификацию продукции и услуг;
  • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и другое раскрытие иной информации;
  • расходы на рекламу;
  • отчисления в резерв на капитальный ремонт хозяйства пути;
  • и др.

Наибольший  удельный вес в расходах эксплуатации железных дорог занимают затраты  на оплату труда и амортизация  основных средств.

В зависимости  от отношения к производственному  процессу эксплуатационные расходы  железных дорог подразделяются на производственные и общехозяйственные.

К производственным относятся расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к общехозяйственным – расходы по обслуживанию производственного процесса и управлению.

Производственные расходы подразделяются на специфические для отдельных структурных подразделений (прямые производственные), и общепроизводственные для всех структурных подразделений железных дорог. К специфическим расходам относятся:

  • расходы на ремонт и амортизацию подвижного состава, постоянных устройств, пути, технических средств автоматики, сигнализации и связи, искусственных сооружений;
  • расходы по приему, отправлению поездов, маневровой работе, по подготовке грузовых вагонов, содержанию инвентаря, оборудования, пассажирских вагонов;
  • расходы на отплату труда и отчисления на социальные нужды производственных рабочих;
  • и др.

К общепроизводственным расходам относятся:

  • скидка со стоимости форменной одежды, выданной производственному персоналу;
  • расходы на охрану труда и производственную санитарию;
  • затраты на оплату труда за непроработанное время, командировки, подъемные работников, не относящихся к аппарату управления;
  • затраты на содержание оборудования, амортизацию и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общепроизводственного назначения;
  • расходы на испытательные и исследовательские работы;
  • затраты на содержание, техническое обслуживание и ремонт внутреннего транспорта.

Общехозяйственные расходы подразделяются  на расходы  по содержанию аппарата управления и  расходы без затрат на содержание аппарата управления. К расходам по содержанию аппарата управления относят  затраты на оплату труда, командировки, затраты по оплате счетов за работы по механизированной обработке учетно-отчетной документации для аппарата управления и прочие. К общехозяйственным расходам без расходов по содержанию аппарата управления относят:

  • затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления (затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов, операторов счетных машин, контролеров-ревизоров пассажирских поездов, освобожденных бригадиров);
  • затраты по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения, отчислениям в резерв на капитальный ремонт основных средств общехозяйственного назначения хозяйства пути;
  • затраты по подготовке кадров;
  • затраты на оплату услуг пожарной и сторожевой охраны;
  • общеотраслевые расходы;
  • налоги и сборы;
  • непроизводительные расходы (потери от недостач и порчи материальных ценностей, ликвидация последствий аварий, крушений и брака в работе, вызванного нарушение ПТЭ, прочие).

Эта классификация  закреплена в номенклатуре доходов  и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД».

Эксплуатационные  расходы планируют и учитывают  по месту их возникновения, то есть по обособленным подразделениям ОАО «РЖД», а именно: линейного уровня; дирекциям, управлениям железных дорог, функциональным филиалам; подразделениям центрального аппарата; функциональным филиалам, не имеющим структурных подразделений.

Удельный вес  расходов в общей сумме затрат неодинаков. Их структура постоянно  изменяется, на что существенное влияние  оказывают изменение объемов  перевозок грузов, пассажиров и показателей использования подвижного состава, техническая реконструкция железнодорожного транспорта, нормативные, ценовые, организационные и другие факторы. Расходы каждого структурного подразделения планируются и учитываются по соответствующим статьям Номенклатуры, а внутри статей – по экономическим элементам затрат.

По способу  отнесения на себестоимость продукции  расходы делятся на прямые и косвенные.

К прямым относятся  расходы, связанные с изготовлением  конкретного вида продукции или выполнением определенного вида работы и потому непосредственно (без дополнительных расчетов) включаемые в себестоимость того или иного вида продукции или работы.

К косвенным  относятся расходы, связанные с  производством нескольких видов  продукции. Распределение их по видам  продукции (работ) осуществляется расчетным путем пропорционально соответствующим показателям или измерителям. Например, к косвенным расходам относятся расходы на текущее содержание, амортизацию пути, искусственных сооружений, технических средств и постоянных устройств, автоматики, телемеханики, сигнализации, связи, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др.

Для определения  влияния отдельных технико-экономических  факторов на себестоимость перевозок  общая сумма эксплуатационных расходов подразделяется на зависящие (переменные) и не зависящие (условно-постоянные) от объема работы или размеров движения.

К зависящим  относят расходы, которые при  стабильных нормах и показателях  работы изменяются прямо пропорционально  объему работы или размерам движения.

К не зависящим относятся все остальные расходы, которые при изменении объема работы или размеров движения существенно не изменяются.

Расходы железнодорожного транспорта планируются и учитываются  в соответствии с Номенклатурой  доходов и расходов ОАО «РЖД»  по обычным видам деятельности железных дорог. В этом документе расходы по отдельным видам работ, производственным операциям или по нескольким однородным операциям объединяются в соответствующие статьи расходов. Каждой статье присвоен определенный номер и установлен измеритель, в соответствии с которым определяется величина расходов данной статьи.

Информация о работе Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте