Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эксплуатационных расходов Читинской Автобазы.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Автобаза несет  ответственность за выполнение поставленных задач, исполнение бюджетов, достоверность  и своевременность предоставления учетных и отчетных данных, соблюдение внутренних регламентов хозяйственных  отношений и исполнительской  дисциплины.

    1. Анализ основных показателей работы Читинской автобазы

Основными показателями работы Читинской автобазы являются: объем перевозки грузов; грузооборот; приведенные тонно-километры; автомобиле-дни в хозяйстве, в наряде, в ремонте, отстоя, без водителей, без топлива, без шин; коэффициент использования парка; коэффициент использования пробега; коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент технической готовности; платные часы; общий пробег автомобилей; пробег грузовых машин с грузом; время пребывания в наряде; расход горючего; среднесписочный состав автопарка, контингент и производительность труда.

Анализ вышеперечисленных  показателей проводится для определения  степени их выполнения, в случае отклонения от плана, выявления причин, приведших к отклонению, а также для изыскания путей повышения показателей объема работы и производительности труда, снижения эксплуатационных расходов.

Бюджет времени  автомобилей рассчитывается в автомобиле-днях. Общий бюджет времени нахождения автомобилей в хозяйстве (АДхоз) определяется как сумма времени нахождения автомобилей в технически исправном состоянии, т.е. автомобилей готовых к эксплуатации (АДгот), и времени пребывания автомобилей в ремонте или в его ожидании (АДрем):

АДхоз=АДгот+АДрем.

(2.1)


Коэффициент использования парка (Ки.п.) представляет собой отношение числа автомобиле-дней нахождения подвижного состава в эксплуатации (АДэ) к общему числу автомобиле-дней в хозяйстве (АДхоз):

.

(2.2)


Для увеличения коэффициент использования парка разрабатываются организационно-технические мероприятия совместно с инженерно-техническими работниками, выполняющими техническое обслуживание и ремонт. Разрабатываемые мероприятия предусматривают повышение качества выполняемых работ и их выполнение в установленные сроки. Для этого внедряются передовые методы текущего ремонта и технического обслуживания парка автомобилей, применяется материальное стимулирование ремонтных рабочих. Также с целью повышения коэффициента использования парка необходимо выявлять и устранять причины сверхнормативного простоя автомобилей.

Коэффициент использования  пробега (Ки.пр.) определяется как отношение пробега автомобилей с грузом к общему пробегу автомобилей:

.

(2.3)


С целью повышения  коэффициента использования пробега разрабатывают ряд мероприятий, основным из которых является нахождение рациональных маршрутов перевозок.

Коэффициент использования  грузоподъемности ( ) определяет степень использования номинальной грузоподъемности подвижного состава при перевозке различных грузов. Этот коэффициент рассчитывается двумя способами:

1) статический коэффициент ( ) – определяется как отношение фактически перевезенного груза (Qф) в тоннах к тому, которое можно перевезти при полном использовании грузоподъемности (Qп):

;

(2.4)


2) динамический коэффициент ( ) – определяется как отношение фактического грузооборота (РLф) в тоннах к тому, которое может быть выполнено при полном использовании вместимости подвижного состава (РLп):

.

(2.5)


С целью повышения  коэффициента использования грузоподъемности необходимо правильно выбирать модель и тип автомобиля, рационально  использовать прицепы и специализированный подвижной состав. Для перевозки определенных видов грузов может производиться наращивание бортов платформ в зависимости от его количества, способа упаковки и тары. При этом необходимо учитывать расстояние перевозки, а также дорожные условия.

Коэффициент технической готовности (Кт.г.) представляет собой отношение числа автомобиле-дней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии (АДгот) к общему числу дней пребывания их в хозяйстве (АДхоз):

.

(2.6)


С целью повышение коэффициента технической готовности необходимо вовремя, в срок и качественно выполнять техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт подвижного состава.

Общий пробег автомобиля складывается из пробега автомобиля с грузом, пробега в порожнем состоянии и нулевого пробега, то есть пробега автомобиля от гаража до места работы и обратно:

Lобщ=Lгр+Lпор+L0.

(2.7)

   

Время в наряде (Тн) исчисляется с момента выхода подвижного состава из гаража и до момента его возвращения в гараж. Оно определяется по путевкам за вычетом времени, предусмотренного для отдыха водителей.

Общий объем  грузооборота (PL) в тонно-километрах определяется произведение автомобиле-дней нахождения подвижного состава в эксплуатации (АДэ) и производительности на автомобиле-прицепо-день работы (Wд) в тонно-километрах:

.

(2.8)


В свою очередь  производительность на автомобиле-прицепо-день работы (Wд) в тонно-километрах рассчитывается как произведение среднесуточного пробега (Lср), коэффициента использования пробега (Ки.пр.), грузоподъемности подвижного состава (q) и коэффициента использования грузоподъемности (γ):

.

(2.9)


Среднесуточный  пробег (Lср) рассчитывается как отношение общего пробега (Lобщ) за определенный период времени к автомобиле-дням нахождения автомобиля в эксплуатации (АДэ) за этот же период:

.

(2.10)


Общий объем  перевозок грузов (Q) в тоннах рассчитывается как отношение общего объема грузооборота (PL) к среднему расстоянию перевозки грузов (I):

 

.

(2.5)


Приведенные тонно-километры  рассчитываются с помощью коэффициентов  пересчета. Для грузовых автомобилей, оплачиваемых из почасового тарифа, 1 платный час работы равен 36 приведенным тонно-километрам; для автобусов -  пассажиро-километр равен 0,25 тонно-километрам.

Производительность  труда определяется отношением приведенных  тонно-километров к контингенту.

Среднемесячная  заработная плата рассчитывается как  отношение фонда оплаты труда  к контингенту.

В таблице 2.1 представлена динамика объемных и качественных показателей работы Читинской автобазы за анализируемый период.

Среднесписочный состав автопарка за 2008 год составил 538 автомобилей – это на 4,3% больше, чем в прошлом году и меньше на 4,3% по отношению к 209 году. Относительно 2007 года произошло увеличение списочного автопарка на 22 единицы. За 2008 год поступило 35 автомобилей, списаны 34 единицы морально и физически устаревшего парка автомобилей. Сокращение в 2009 году списочного автопарка составило 23 единицы. За 12 месяцев 2009 года получено 18 автомобилей, списано 34 единицы морально и физически устаревшего парка автомобилей, передано в структурные подразделения дороги 7 единиц, в том числе в ПЧ.

За 2008 год объем перевозок грузов  составил 509,4 тысяч тонн. К соответствующему периоду прошлого года произошло снижение на 41,8%  за счет уменьшения работ по вывозке щебня из следующих предприятий: Малая Забайкальская железная дорога, ПМС-54, ПМС-184, НГЧ; угля (централизованный вывоз со станции Кадала Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»). Объем перевезенных грузов в 2009 году равен 69 тысяч тонн, что в 7,4 раза ниже, чем в 2008 году из-за сокращения работ по вывозке шлака для Жипхегенского щебзавода, а также за счет снижения объемных перевозок для «Трансконтейнера» и сторонних организаций. Грузооборот за 2008 год составил 5244 тыс.т-км,   к  соответствующему периоду прошлого   года   этот показатель снизился на 34,2% при уменьшении длины ездки в грузом на 3,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

км (2007 год – 13,9 км, 2008 год – 10,3 км). В 2009 году грузооборот составил  4443 тыс.т-км. Произошло снижение по отношению к прошлому году на 15,3% при увеличении длины ездки с грузом на 53,9 км (2008 год – 10,5 км, 2009 год – 64,4 км).

За 2008 год объем работы в приведенных т-км составил 48239,5 тыс.т-км. Наблюдается снижение по сравнению с прошлым годом на 13,6%. В 2009 году объем работы в приведенных т-км составил 40223,8 тыс.т-км, что на 16,6% ниже, чем в предыдущем году, так как исправный автотранспорт отставлялся в отстой. Всего за год 17223 автомобиле-дня отстоя – это в 2,2 раза больше, чем в прошлом году (за 2008 год 7755 автомобиле-дней). Необходимость отстоя – это оптимизация затрат, а именно экономия фонда оплаты труда, затрат на материалы и топливо.

За 2008 год снижены  простои автомобилей в ремонте  и без топлива на 12,7% и 9,4% соответственно. Простои без водителей возросли на 18,7%, так как нормативная численность  водителей на выполненные работы выше фактической на 91 человека (нормативная численность 743 человека, фактическая среднесписочная 652 человека). Также возросли простои без шин в 2,3 раза, что объясняется неравномерными поставками с Дирекции материально-технического обеспечения. Всего за 2008 год 7755 автомобиле-дней отстоя, что на 37,5% выше, чем в прошлом году. Необходимость отстоя сохраняется для оптимизации затрат и предоставления отдыха водителям. За 2009 год снижены простои автомобилей в ремонте и без водителей на 22% и 43,7% соответственно. Сокращение простоя в ремонте произошло за счет уменьшения среднесписочного состава автопарка на 23 единицы. Простои без топлива возросли на 11,4% по отношению к прошлому году за счет недостаточного лимита на бензин АИ-92. Также возросли простои без шин в 3,6 раза, что объясняется неравномерными поставками Дирекции материально-технического обеспечения. При заявленной потребности 1770 автошин получено 1582 автошины, 336 из которых были получены после 15.12.2009 года, то есть в конце отчетного периода.

Качественный показатель работы автомобилей – коэффициент использования парка составил 0,64 в 2008 году, что ниже уровня 2007 года на 1,5% и выше уровня 2009 года на 12,5%.  Снижение коэффициента произошло за счет нахождения автомобилей в ремонте, а также из-за отсутствия топлива и водителей по причине болезни.

Коэффициент использования  пробега за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличен на 6,3% и составляет 0,67. В 2009 году этот показатель увеличен еще на 3% и равен 0,69. Рост данного коэффициента связан с увеличением длины ездки.

Коэффициент использования грузоподъемности равен 0,9. Изменений на протяжении всех трех сравниваемых периодов не наблюдается.

Коэффициент технической  готовности в 2008 году составил 0,91, что выше уровня прошлого года на 1,1%. При получаемом финансировании были получены запасные части, узлы и агрегаты на ремонт автомобилей на сумму, большую на 2952 тыс.руб., чем в прошлом году. Это дало возможность сохранить техническую готовность автомобилей при 62% износа автопарка. В 2009 году коэффициент технической готовности фактически составил 0,93, что выше уровня прошлого года на 2,2%. За счет самозакупа и факта поставок в Дирекции материально-технического обеспечения были получены запасные части, узлы и агрегаты на ремонт автомобилей. Выполнение технического обслуживания на СТО дало возможность сохранить техническую готовность автомобилей при том же проценте износа автопарка.

Объем платных часов за 2008 год составил 1095,27 тысяч часов, что на 5,5% ниже соответствующего периода прошлого года и на 10,5% выше по сравнению с 2009 годом.

В 2008 году было израсходовано 5940,6 тысяч литров горючего, что меньше на 5,4% , чем в прошлом году и на 7,4% больше по отношению к 2009 году.

В 2008 году среднесписочная  численность составила 845 человек. К  соответствующему периоду прошлого года снижение составляет 6 человек. Причиной этого является неукомплектованность штата. В 2009 году среднесписочная численность составила 785 человек, что на 7,1% ниже соответствующего периода прошлого года. Снижение контингента на 60 человек произошло за счет естественного оттока и перехода на сокращенный рабочий день по инициативе администрации с согласия работников.

В 2008 году среднемесячная заработная плата возросла на 23,6% по отношению  к 2007 году и составила 22478 рублей. Рост объясняется увеличением минимальной заработной платы на 21,6%, выплат доплат работникам за работу в ночное время на 30,6%, надбавки за профессиональное мастерство на 25,7%. В 2009 году рост  среднемесячной заработной платы к 2008 году составил 8,9% или 2009 рублей за счет увеличения оплаты по тарифу на 11,4%, доплаты за работу в ночное время на 12,3%, надбавки за профессиональное мастерство на 15,6%,  премии по основным системам премирования на 1,8%.

Производительность  труда в приведенных тонно-километрах на человека в 2008 году возросла на 4,8%, в 2010 году снизилась на 7,7%. Рост производительности труда в сопоставимых условиях не превышает рост среднемесячной заработной платы.

Динамика основных показателей работы Читинской автобазы представлена на рисунках 2.2– 2.6.

 

Рис. 2.2. Работа Читинской автобазы в приведенных  тонно-километрах

Рис. 2.3. Объем перевозки грузов Читинской автобазы

Рис. 2.4. Грузооборот Читинской автобазы

Информация о работе Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте