Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эксплуатационных расходов Читинской Автобазы.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

- платежи   по  обязательному  и  добровольному  страхованию имущества и ответственности  организаций за причинение вреда увеличились на 218 тыс.руб. или на 7,2%;

- расходы   на  командировки  и  выплаты   подъемных  сократились  на  945 тыс.руб. или на 37,2%;

- расходы на  оплату мероприятий по охране  труда увеличились в 6,6 раза;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- расходы на  предварительный осмотр и медицинское  освидетельствование работников  выросли на 2107 тыс.руб. или на 52,2%;

- расходы на  услуги охранной деятельности  увеличились на 232 тыс.руб. или  на 7,9%;

- расходы на  оплату услуг по подготовке кадров снизились на 79 тыс.руб. или 30,5%;

- канцелярские  расходы сократились на 80 тыс.руб.  или на 53,7%;

- выплаты   работникам  пособий   по   временной   нетрудоспособности   за первые два дня возросли  на 86 тыс.руб. или на 19,2%;

- затраты   на  оформление прав на недвижимое  имущество и распоряжение им  увеличились на 11 тыс.руб. или  на 19%;

- оплата услуг  связи возросла на 31 тыс.руб. или  на 23,8;

- расходы   на  изобретательство   и   рационализацию   снизились   на  29 тыс.руб. или на 85,3%;

- расходы на  рекламу и представительские  расходы выросли на 1 тыс.руб. или  на 33,3%;

- оплата подписки  снизилась на 12 тыс.руб. или на 60%;

- расходы на  обслуживание оргтехники снизились  на 74 тыс.руб. или на 37,2%;

- затраты по  регистрации автотранспорта увеличились на 47 тыс.руб. или на 64,4%;

- расходы на  диагностику автомобилей возросли  на 52 тыс.руб. или на 53,6%.

Прочие затраты  в 2009 году снизились на 853 тыс.руб. или  на 4% и составили 20218 тыс.руб. Изменения  произошли по следующим наименованиям затрат:

- налоги, сборы  и платежи возросли на 234 тыс.руб.  или на 6,3%;

- снижение   платежей   по  обязательному   и  добровольному  страхованию  имущества и ответственности  организаций за причинение вреда  на 543 тыс.руб. или на 16,8%;

- снижение  расходов  на  командировки  и  выплаты  подъемных   на   97 тыс.руб. или на 6,1%;

- снижение расходов  на оплату мероприятий по охране  труда на 1678 тыс.руб. или на 94,9%;

- рост     расходов     на     предварительный      осмотр      и      медицинское освидетельствование работников на 1228 тыс.руб. или на 20%;

- сокращение  затрат на оплату услуг охранной  деятельности на 111 тыс.руб. или  на 3,5%;

- увеличение  расходов по подготовке кадров  на 8 тыс.руб. или на 4,4%;

- рост канцелярских  расходов в 2,3 раза;

- увеличение  выплат пособия по временной  нетрудоспособности за первые  два дня на 65 тыс.руб. или на 12,2%;

- сокращение  затрат  на  оформление  прав  ОАО  «РЖД»  на   недвижимое  имущество и распоряжение им  на 42 тыс.руб. или на 60,9%;

- снижение оплаты услуг связи на 26 тыс.руб. или на 16,1%;

- увеличение  затрат на изобретательство и  рационализацию на 60 тыс.руб. или  в 13 раз;

- снижение затрат  на рекламу и представительские  расходы на 3 тыс.руб. или на 75%;

- сокращение  затрат на подписку на 1 тыс.руб. или на 12,5%;

- рост затрат на обслуживание оргтехники на 33 тыс.руб. или на 26,4%;

- снижение расходов  на регистрацию автотранспорта на 101 тыс.руб. или в 2,5 раза;

- увеличение  затрат на диагностику  автомобилей  (технический осмотр) на 27 тыс.руб. или на 18,1%.

 

 

    1. Анализ эксплуатационных расходов Читинской автобазы по отношению к производственному процессу

С целью контроля над затратами применяется их классификация по калькуляционным  статьям расходов. Калькулирование  себестоимости перевозок или  других видов транспортных услуг – это определение величины плановых или фактических затрат, приходящихся на единицу транспортной работы.

На автомобильном  транспорте при калькулировании  себестоимости перевозок применяется  следующая группировка по статьям  затрат:

  1. затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ или услуг, т.е. прямые расходы, в том числе:

- заработная  плата водителей. В этой статье учитываются все виды заработной платы водителей за работу на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда, в том числе надбавки и доплаты за работы в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в сверхурочное время; за совмещение профессий. Затраты, относимые к данной статье, учитываются в составе элемента «Затраты на оплату труда»;

- отчисления  на социальные нужды;

- автомобильное  топливо. В этой статье учитываются затраты на все виды топлива по отпускным ценам, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ). В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топливо от нефтебазы до емкости автотранспортного предприятия. Затраты, относимые к данной статье, учитываются в составе элемента «Материальные затраты»;

- смазочные  и прочие эксплуатационные материалы. В этой статье учитываются затраты на все виды масел, смазок, а также обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава. Затраты, относимые к данной статье, учитываются в составе элемента материальные затраты;

- износ и  ремонт автомобильной резины. В этой статье учитываются расходы на заработную плату рабочих в случае ремонта шин силами автотранспортного предприятия (учитываются в составе элемента «Затраты на оплату труда); отчисления на социальные нужды от затрат на оплату труда, занятых ремонтом шин (учитываются в составе элемента «Отчисления на социальные нужды»); снятие и установку шин на колеса автомобилей, транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям; на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах по предъявлении счетов (учитываются в составе элемента «Материальные затраты);

- техническое  обслуживание и эксплуатационный  ремонт автомобилей. В этой статье учитываются затраты на все виды технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов автомобилей и прицепов, включая затраты техническое обслуживание и ремонт своими силами и оплату услуг по техническому обслуживанию и ремонту, выполняемых сторонними организациями;

- амортизация  подвижного состава. В этой статье учитываются затраты, отнесенные к элементу затрат «Амортизация» в части собственного и арендованного подвижного состава;

2) накладные  расходы – это расходы по управлению и обеспечению деятельности предприятия.

Расходы по отношению  к производственному процессу делятся  на производственные, к которым относятся  расходы, непосредственно вызванные  производственным процессом, и общехозяйственные, к которым относятся расходы  по обслуживанию производственного процесса и управлению организацией. В свою очередь, производственные расходы делятся на прямые производственные и общепроизводственные, а общехозяйственные – на общехозяйственные расходы без расходов на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. 

Динамика эксплуатационных расходов Читинской автобазы по отношению  к производственному процессу представлена в таблице 3.9 и на рисунке 3.5. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ таблицы 3.9 показывает, что эксплуатационные расходы в 2008 году возросли относительно прошлого года на 23,7% и составили 454714 тыс.руб., в 2009 году эксплуатационные расходы снизились по отношению к 2008 году на 2,4% и составили 443612 тыс.руб.

Прямые производственные расходы в 2008 году составили 323984 тыс.руб., это на 80493 тыс.руб. или на 33,1% выше, чем в прошлом году. Это объясняется увеличение затрат на оплату труда водителей, а  следственно  и отчислений на социальные нужды; увеличением затрат на материалы на 9,2% в связи с необходимостью ремонта транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности перевозок; увеличением затрат на топливо на 27,6%, вызванным ростом цен на бензин на 23,3% и дизельное топливо на 51,2%); а также увеличением суммы амортизационных отчислений в связи с поступлением новых автомобилей. В 2009 году прямые производственные расходы сложились в сумме 327829 тыс.руб., что на 3845 тыс.руб. или на 1,2% выше, чем в 2008 году. Это связано с ростом заработной платы водителей и отчислений на социальные нужды; ростом затрат на материалы на 7%, а именно на шины; увеличением амортизационных отчислений за счет поступления новых автомобилей. В то же время затраты на топливо снизились на 17,5% из-за нахождения в отстое исправного автотранспорта, задействованного в перевозках, а также снижения цен на бензин на 9,7% и дизельное топливо на 26,2%. Это привело к менее заметному росту прямых производственных расходов по сравнению с прошлым годом.

Общепроизводственные расходы в 2008 году сложились в размере 81213 тыс.руб., рост составил 12,8%, в том числе по статьям:   

- 757 «Затраты  по    оплате труда   производственного   персонала    за непроработанное время»;

- 761 «Охрана  труда и производственная санитария»;

- 765 «Содержание и эксплуатация оборудования, кроме оборудования и объектов природоохранного назначения»;

- 768 «Обслуживание  и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря производственного назначения»;

- 771 «Амортизация основных средств производственного назначения»;

- 772 «Арендные  и лизинговые платежи».

За 2009 год общепроизводственные расходы сократились до 58520 тыс.руб., произошло снижение на 27,9%, в том  числе по следующим статьям:

- 757   «Затраты   по     оплате   труда   производственного   персонала   за непроработанное время»;

- 761 «Охрана  труда и производственная санитария»;

- 762    «Командировки    работников,     не   относящихся    к   аппарату управления»;

- 765 «Содержание  и эксплуатация оборудования, кроме  оборудования и объектов природоохранного назначения»;

- 770    «Капитальный    ремонт    основных    средств     производственного назначения»;

- 771 «Амортизация  основных средств производственного назначения»;

- 775 «Исследовательские  и испытательские работы».

В 2008 году общехозяйственные расходы составили 30037 тыс.руб., это на 6,5% ниже, чем в прошлом году в том числе по статьям:

- 790 «Амортизация  основных средств общехозяйственного  назначения»;

- 793 «Платежи  по добровольному страхованию  работников»;

- 794 «Платежи по страхованию имущества»;

- 798 «Подготовка  кадров»;

- 800 «Обслуживание  трудящихся»;

- 802 «Ведомственная  и сторожевая охрана»;

- 809 «Налоги  и сборы».

В 2009 году общехозяйственные  расходы сложились в сумме 36218 тыс.руб., прирост по отношению к  прошлому году составил 20,7%, в том числе по статьям:

- 785 «Содержание  персонала, не относящегося к  аппарату управления»;

- 788 «Обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения»;

- 790 «Амортизация  основных средств общехозяйственного назначения»;

- 793 «Платежи  по добровольному страхованию  работников»;

- 795 «Затраты  по хранению и отпуску топлива  на базах топлива»;

- 797 «Изобретательство  и рационализация»;

- 798 «Подготовка  кадров»;

- 801   «Предварительный   осмотр   и   медицинское   освидетельствование работников»;

- 807 «Налог на  землю»;

- 811  «Расходы,  предусмотренные  отраслевым  тарифным соглашением и коллективным  договором»;

- 822 «Налог на  имущество».

За 2008 год расходы  на содержание аппарата управления сложились в сумме 19480 тыс.руб., что на 2,2% ниже по сравнению с прошлым годом, в том числе по статьям:

- 831 «Командировки  работников аппарата управления»;

- 833  «Прочие   затраты  по содержанию административно-управленческих  работников».

В 2009 году расходы на содержание аппарата управления составили 21045 тыс.руб., произошел рост относительно прошлого года на 8%, в том числе по статьям:

- 830     «Затраты    по    оплате    труда    административно-управленческих  работников»;

- 831 «Командировки  работников аппарата управления»;

- 833  «Прочие   затраты  по содержанию административно-управленческих  работников».

Структура эксплуатационных расходов Читинской автобазы по отношению  к производственному процессу представлена в таблице 3.10 и на рисунке 3.6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

       - прямые производственные  расходы


       - общепроизводственные  расходы


       - общехозяйственные  расходы без расходов 


       на содержание аппарата управления

       - расходы на содержание аппарата управления


Рис. 3.6. Структура  эксплуатационных расходов Читинской  автобазы по отношению к производственному  процессу

Наибольшие  затраты и наибольший удельный вес  в структуре приходятся на прямые производственные расходы, так как они непосредственно связаны с выполнением основных видов работ. В 2007 году – 66,2%, в 2009 году – 71,3%, в 2009 году – 73,9%. На протяжении анализируемого периода их удельный вес постоянно растет.

Общепроизводственные  расходы занимают второе место в  структуре эксплуатационных расходов. В 2008 году их удельный вес был 17,9%, это на 1,7%

ниже, чем в  предыдущем году. В 2009 году доля общепроизводственных расходов сократилась еще до 13,2%.

Удельный вес  общехозяйственных расходов постоянно  изменялся. В 2008 году их удельный вес составил 6,6%, что на 2,1% меньше по сравнению с прошлым годом. В 2009 году произошел рост доли общехозяйственных расходов на 1,6% и они составили 8,2%.

Наименьший  удельный вес принадлежит расходам на содержание аппарата управления: в 2007 году – 5,5%, в 2008 году – 4,2%, в 2009 году – 4,7%.

Для расчёта величины себестоимости  перевозок требуется определить все затраты, которые будет нести  предприятие при перевозке грузов.

По статьям затрат составляют калькуляцию  себестоимости перевозок, т. е. определяют суммарные затраты, приходящиеся на единицу перевозок того или иного  вида.

Основными статьями для расчета расходов на 1 машино-час являются следующие:

- основная и дополнительная заработная плата водителей с отчислениями на социальные нужды;

Информация о работе Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте