Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:34, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, связанные с перевозками. Их делят по элементам затрат, по отношению к процессу производства, по местам возникновения затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции и по характеру связи с объемом производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эксплуатационных расходов Читинской Автобазы.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

На величину эксплуатационных расходов оказывают  влияние объем перевозок, техническая  оснащенность транспорта, внедрение  прогрессивных технологий, интенсивность  использования и обновления технических средств, повышение качества и мотивация труда, нормирование ресурсов и затрат и многие другие факторы.

 

 

    1. Этапы и методы анализа эксплуатационных расходов

Под анализом понимается метод исследования, состоящий в  мысленном расчленении чего-то целого на составные части и выделении отдельных сторон, свойств, связей. Такое деление позволяет выяснить внутреннюю сущность и природу рассматриваемого процесса, его зависимость от различных факторов.

Экономический анализ – наука, изучающая результаты хозяйственной деятельности предприятий и их объединений на основе показателей планов, учета, отчетности и других источников информации.

Основными задачами экономического анализа являются:

  • совершенствование методологии, приемов и способов его проведения;
  • выявление факторов, оказавших существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности;
  • установление взаимосвязи и взаимозависимости между этими факторами и оценка степени их влияния на различные показатели выполнения плана;
  • вскрытие имеющихся резервов производства;
  • общая оценка результатов деятельности предприятия или объединения за определенный период времени и разработка конкретных мероприятий по улучшению его работы.

Для решения  этих задач в процессе анализа  применяются различные приемы и способы обработки и представления информации. Анализ выполняет функцию контроля и служит важным элементом планового и системного руководства экономикой.

Анализ эксплуатационных расходов на предприятиях железнодорожного транспорта проводится на основании  данных первичной документации, внутрифирменной управленческой отчетности, единой корпоративной автоматизированной системы учета финансовых ресурсов (ЕК АСУФР), в том числе формы N 7-у-предприятие. ЕК АСУФР позволяет рассмотреть расходы в разрезе статей номенклатуры и элементам затрат, расшифровку расходов по каждому элементу, а также контрагентам и номенклатурным группам в натуральном и стоимостном выражении.

Анализ эксплуатационных расходов позволяет выявить тенденции  изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его приросты, установить резервы и дать оценку возможностей предприятия по его снижению.

Группировка затрат по назначению, то есть по статьям калькуляции, указывает, куда, в каких размерах и на какие цели были израсходованы ресурсы.

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучит материало-, энерго-, трудо-, фондоемкость и установить влияние  технического прогресса на структуру  затрат.

Анализ структуры  эксплуатационных расходов начинают с определения удельного веса отдельных элементов в общей сумме расходов и их изменения по сравнению с планом.

Анализ эксплуатационных расходов осуществляют в три этапа.

Первый этап – оценка абсолютного изменения  эксплуатационных расходов и себестоимости  по сравнению с планом, с предшествующим периодом прошлого года и «правом на расходы» (горизонтальный анализ). Оценка изменения структуры расходов (вертикальный анализ).

Анализ эксплуатационных расходов предприятия начинают с  сопоставления права на расходование средств и фактически произведенных затрат. «Право на расходы» рассчитывается путем корректировки плановых расходов в зависящей от объема работ части. «Право» по независящим расходам принимается равным их плановой сумме. Общая величина «права по расходам» определяется по следующей формуле:

 

,

(1.1)


 

где  – «право на расходы» с учетом фактического изменения объема работ;

        – зависящая от объема работ часть расходов;

        – коэффициент корректировки;

        – не зависящая от объема работ часть расходов.

Коэффициент корректировки  рассчитывается по формуле:

 

,

(1.2)


 

где   и – объем работ в отчетном и базисном периодах соответственно.

Если «право на расходы» больше фактических расходов, план выполнен и получена экономия, а если «право» меньше фактических расходов – план не выполнен и получен перерасход денежных средств.

Анализ структуры  расходов выполняется по трем направлениям:

  • по структурным подразделениям и видам деятельности;
  • по статьям расходов и элементам затрат;
  • по видам перевозок.

Анализ структуры  эксплуатационных расходов начинают с  определения удельного веса отдельных  элементов в общей сумме расходов и их изменения по сравнению с планом.

Анализ расходов по элементам  затрат в целом по дороге и структурным  подразделениям может быть выполнен как по сравнению с планом, так  и по сравнению с базисным годом.

Второй этап – факторный анализ эксплуатационных расходов и себестоимости продукции (работ, услуг).

Вертикальный  и горизонтальный анализ изменения  расходов по сравнению с базисным и плановым периодом, как в абсолютных, так и в относительных величинах  дает необходимую информацию для  управления расходами, но не позволяет оценить эффективность их использования. Оценить правильность расходования трудовых и материальных ресурсов можно только на основе факторного анализа расходов и обобщения его результатов.

Факторный анализ расходов можно выполнить различными методами. Однако, исходя из информационной базы, на железнодорожном транспорте традиционно используют метод корректировки. Этим методом даётся предварительная оценка выполнения плана расходов по изменению объёма работ и себестоимости. Соответственно при изменении объёма работ будут расти не все расходы, а только зависящая часть.

Третий этап – оценка эффективности использования  затрат и разработка мероприятий  по снижению себестоимости и эксплуатационных расходов.

Данный этап анализа очень важен для изыскания  резервов экономии всех видов ресурсов. Основными источниками резервов себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

  • увеличение объёма производства за счёт более полного использования производственных мощностей;
  • сокращение затрат на производство за счёт повышения уровня производительности труда;
  • экономия материалов, электроэнергии, топлива, сокращение непроизводительных расходов и производственного брака.

Существуют  следующие методы экономического анализа, которые применимы к анализу эксплуатационных расходов:

  1. метод сравнения – самый распространённый метод, даёт возможность оценить качество проектирования и планирования, напряжённость плановых заданий, способствует накоплению и распространению передового опыта организации труда и производства, позволяет определить место, занимаемое данным предприятием в ряду других предприятий данной отрасли, и перспективы его развития;
  2. метод группировки по определенному признаку – предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на эти процессы;
  3. метод детализации – позволяет осуществить последовательное расчленение изучаемые экономических явлений, показателей и факторов, определить значимость каждого фактора в совокупности факторов в процессе исследования;
  4. балансовый метод – используется для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов, то есть общее изменение результативного показателя должно равняться сумме изменений за счет отдельных факторов;
  5. графический метод – представление данных в виде графиков (усваивается легче и быстрее, чем содержание цифровых таблиц);
  6. экономико-математические методы (например, методы экономического программирования, корреляционно - регрессионный анализ, методы математической статистики и т.д.);
  7. метод элиминирования – это метод, при помощи которого исключается поочередное действие факторов и каждый раз выделяется один из них. Позволяет выявить влияние каждого фактора на рассматриваемый показатель.

Существуют  следующие приемы элиминирования:

  • прием цепных подстановок – применяется при наличии как прямой, так и обратной зависимости. Количество расчётов подстановок (поочередная замена показателей с базисного уровня на отчетный) всегда на единицу больше, чем количество влияющих факторов. Факторы, оцениваемые до анализируемого фактора, берутся по отчёту, после анализируемого фактора – по плану. Для определения влияния факторов в порядке очерёдности из последующей подстановки вычитают предыдущую;
  • прием абсолютных разниц – применяется при наличии прямой зависимости между результативным показателем и влияющими на него факторами.  Для оценки влияния анализируемого фактора на результативный показатель необходимо разность между отчётным и плановым уровнем фактора умножить на отчётные уровни факторов, находящихся до анализируемого фактора и на плановые уровни факторов, находящиеся после анализируемого фактора;
  • прием относительных разниц – применяется для моделей на умножение с количеством множителей не более двух. При этом все измерители должны быть в процентах. Оценка влияния факторов также производится в процентах. Для оценки влияния объемного фактора из процента выполнения плана по объемному фактору вычитают 100%. Для оценки влияния качественного фактора из процента выполнения плана по результативному показателю вычитают процент выполнения плана по объемному показателю;
  • прием корректировки – применяется для моделей на умножение с количеством множителей не более двух. При определении влияния объемного фактора из скорректированного плана результативного показателя вычитают плановый результативный показатель. При определении влияния качественного фактора из отчетного результативного показателя вычитают скорректированный план результативного показателя. Скорректированный план определяется путем умножения отчетного объемного показателя на плановый качественный показатель;
  • прием структурных сдвигов – применяется для моделей на умножение с двумя множителями. Для анализа изменения результативного показателя рассчитывают его условную величину, в которой структурные коэффициенты принимаются на отчетном уровне, а частные качественные показатели – на базисном уровне. При определении влияния структурных сдвигов из рассчитанной условной величины результативного показателя вычитают плановый результативный показатель. При определении влияния качественного фактора из отчетного результативного показателя вычитают его условную величину.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Технико-экономическая характеристика Читинской автобазы

Читинская автобаза является структурным подразделением Забайкальской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Автобаза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», нормативными документами ОАО «РЖД», а также Положением о Читинской автобазе Забайкальской железной дороги.

Начальник автобазы действует в соответствии с доверенностью, выданной начальником железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в соответствии с законодательством Российской Федерации с указанием конкретных полномочий и срока действия. Автобаза имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием и указанием на принадлежность Забайкальской железной дороге – филиалу ОАО «РЖД».

Автобаза имеет  в своем составе семь автоколонн: автоколонна № 1Чита; автоколонна  № 2 Чита; автоколонна № 3 Дарасун, в  том числе автоотряд Карымская; автоколонна № 4 Чита, в том числе  автоотряд Могзон; автоколонна № 5 Хилок, в том числе автоотряд П-Завод; автоколонна № 6 Борзя, в том числе автоотряд Оловянная; автоколонна № 7 Забайкальск, в том числе автоотряд Маргуцек.

Организационная структура Читинской автобазы Забайкальской  железной дороги представлена на рисунке 2.1.

    1. Функции и задачи Читинской автобазы

Основными задачами Читинской автобазы являются:

  • выполнение полного объёма автотранспортных перевозок по обслуживанию технологии производственного процесса всех подразделений железной   дороги,  создание   условий      для   выполнения     плана   перевозок,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сохранности перевозимых  грузов, выполнение заданий по перевозке  пассажиров;

  • обеспечение выполнения требований Федерального закона по безопасности дорожного движения при осуществлении автотранспортной деятельности;
  • увеличение доходов, полученных от подсобно-вспомогательной деятельности и снижение себестоимости перевозок;
  • производство ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств дороги.

Основными функциями Читинской автобазы являются:

  • разработка совместно с отделом автотранспорта годовых и квартальных планов экономического и социального развития автобазы;
  • сохранность и содержание в технически исправном состоянии подвижного состава автобазы;
  • организация перевозочного процесса по автотранспортным перевозкам всех подразделений дороги по утверждённому лимиту;
  • регистрация и учёт в органах ГИБДД, лицензирование всех видов автотранспортной деятельности в органах транспортной инспекции;
  • организация и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава в соответствии с положениями планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
  • организация работы по контролю выполнения водительским составом производственных заданий, правил перевозки грузов и пассажиров, правил дорожного движения, правил технической эксплуатации подвижного состава;
  • эффективное использование автотранспорта, не задействованного на обслуживании подразделений дороги для получения дополнительных доходов за счёт выполнения автотранспортных перевозок сторонним организациям;
  • разработка проектов бюджетов автобазы и предоставление в отдел автотранспорта органа управления железной дороги;
  • выполнение экономических показателей работы автобазы, реализация мероприятий, направленных на повышение производительности труда, оптимизацию эксплуатационных расходов и эффективное использование основных средств;
  • организация предоставления в орган управления железной дороги всех видов установленной отчетности. Функции ведения бухгалтерского, налогового учета и формирования бухгалтерской и налоговой отчетности в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2007 года № 2504р осуществляются Центром корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - филиалом ОАО «РЖД»;
  • автобаза обеспечивает документальное оформление хозяйственных операций, а также предоставление первичных документов в Забайкальский региональный общий центр обслуживания – структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» - филиала ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД»;
  • экономное использование материальных и топливно-энергетических ресурсов;
  • развитие подсобно-вспомогательного производства, расширение платных услуг населению и сторонним организациям, проведение маркетинговых работ;
  • выполнение требований экологической безопасности и охраны здоровья населения, проведение мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, ликвидации последствий аварий, вредного воздействия на окружающую среду;
  • укрепление трудовой дисциплины, организация эффективной кадровой политики, повышение квалификации и подготовка кадров;
  • организация труда, заработной платы и социальная защита работников на основе единой политики, проводимой на железнодорожном транспорте, выполнение трудового законодательства;
  • улучшение условий труда и предупреждение производственного травматизма, выполнение правил и норм охраны труда, повышение культуры производства.

Информация о работе Теоретические положения анализа эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте