Рефераты по философии

Эксперимент - основа естествознания

28 Мая 2014, реферат

С самого момента возникновения философии человек размышляет о возможностях и границах познания. Филосовские размышления велись главным образом либо в русле эмпиризма, пренебрегающего ролью творческого мышления и развитием понятийного аппарата, либо в русле рационализма, который не учитывал практики как критерия истины, как основы, отправной точки и цели познания. В результате успехов естественных наук многим эмперикам стало казаться, что исследователь- ская работа в этой области нуждается лишь в прагматическом оправдании, а не в философском обосновании. Ф. Энгильс показал, однако,
Что «самая плоская эмпирия, презирающая всякую теорию и относящаяся с недоверием ко всякому мышлению», - это самый верный путь от естествознания к мистицизму.

Элевинские мистерии

02 Апреля 2014, доклад

Древняя Греция изобиловала мистериальными религиями и священными обрядами. Древние мистерии всегда были сопряжены с тайной, к участию допускались лишь посвященные. О мистериях известно очень мало, поскольку смертная казнь грозила тем, кто рискнул бы раскрыть тайну свершавшегося в Элевсисе, городке в Аттике, близ Афин. Уже за вход в перибол - священную ограду святыни - полагалась смерть.Элевсинские таинства праздновались в честь Деметры, Персефоны. Эти мистерии вначале совершались только в Элевсине, городе Аттики, но впоследствии они распространились в Италии и даже в Британии. Подобно многим другим таинствам, они разделялись на Великие и Малые. Малые Мистерии праздновались весной (вероятно, во время весеннего равноденствия) в городе Агре. Великие Мистерии праздновались осенью, опять-таки в период равноденствия в Элевсине (Афины). Малые проходили ежегодно, а Великие раз в пять лет.

Элейская школа

16 Декабря 2011, контрольная работа

"Духовная Европа имеет место рождения", - сказал Э. Гуссерль, немецкий философ, живший и работавший в конце XIX - начале XX века. Это место - Греция VII-VI столетий до Рождества Христова. Эту же мысль в той или иной форме высказывает большинство философов самых различных направлений. "Греки навсегда останутся нашими учителями", - писал К. Маркс.

Элейская школа

16 Марта 2014, доклад

Элейская школа — древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце V − первой половине VI вв. до н.э., в городеЭлее, в Великой Греции. Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс.
Город Элея никогда не приобрёл бы славы, если бы в нём не расцвела философская школа, имевшая таких представителей, как Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан в поэтической форме боролся с антропоморфизмом и политеизмом греков, стараясь провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством.

Элейская школа и идея бытия «Ксенофан, Параменид, Зенон»

04 Февраля 2014, контрольная работа

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, независимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Эллинистическая и римская философия. Философия неоплатоников

10 Декабря 2013, контрольная работа

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, античную философию можно рассматривать как единое и своеобразное целое, в рамках которого были заложены основы европейской рациональной философии.

Эллинистическая культура и ее философия

18 Декабря 2014, реферат

В период великих походов Александра Великого в 334 году до нашей эры и до самой потери Грецией в 147 году до нашей эры независимость называется эпохой эллинизма, то есть эпохой внедрения греческой культуры в страны, что были завоеванные Македонцами. В государствах с эллинистической культурой связи между государством и человеком имели склонность к ослабеванию, при этом греческое понятие «гражданин» заменилось понятием « подданный».
Эллинистическая культура и ее философия в своем составе начисляют несколько школ, а именно такие как школа эпикурейцев, стойко и скептиков.

Эллинистическая философия

02 Марта 2013, реферат

Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание о философии встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов. Одновременно в середине - второй половине VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии свою Школу. Собственно, с этого момента начинается античная философия, которая завершится через тысячу с небольшим лет, в 529 г., когда эдиктом императора Юстиниана будут закрыты последние языческие школы и последний схоларх Академии Дамаскин вынужден будет покинуть Афины.

Эллинистическая философия

18 Марта 2013, реферат

Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э.

Эллинистическая философия

26 Ноября 2013, реферат

Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер.

Эмансипация и ее значение в структуре философского значения

08 Мая 2014, доклад

Эмансипация — тема, мимо которой в наши дни трудно пройти. Но затронув её, мы оказываемся затронутыми ею. Только что оставленный нами век был, несомненно, веком эмансипации. Но и в новом почти каждый из нас так или иначе вовлечён в эмансипационный процесс или сталкивается с его результатами. Само это слово происходит от латинского глагола emancipare — освобождать ребёнка от отцовской власти или, в более широком смысле, отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и «эмансипируемый» таким образом обретал не свободу, а нового властителя.

Эмпиризм Бэкона

14 Декабря 2011, контрольная работа

Фрэ́нсис Бэ́кон (22 января 1561—9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма (Эмпири́зм (от греч. — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания).
Фрэнсис Бэкон считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

11 Сентября 2013, реферат

Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

Эмпиризм и рационализм Нового времени

06 Июня 2012, реферат

XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону.

Эмпиризм и рационализм Нового времени

13 Ноября 2014, реферат

Цель данного реферата – определение специфики эмпиризма и рационализма Нового времени на основе вкладов основных их представителей. Задачи, которые необходимо решить с помощью рассмотрения мыслей основных философов эмпиризма и рационализма: 1) Узнать какие основные источники знаний и критерии истины каждого из направлений; 2) Каково назначение науки в эмпиризме и рационализме?; 3) Выяснить отношение эмпиризма и рационализма к проблеме происхождения идей; 4) Узнать основной метод познания в эмпиризме и рационализме;

Эмпиризм и рационализм философии Нового времени

10 Января 2011, реферат

Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственногог восприятия).

Эмпиризм Нового Времени (Бэкон, Локк)

09 Декабря 2013, доклад

Родоначальник эмпиризма Бэкон (1561-1626), считая задачей ф. создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений. Разрабатывая свой метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он называет эти препятствия или предрассудки идолами и выделяет четыре вида идолов: 1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума.

Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта

20 Мая 2014, реферат

XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Эмпиризм философии Нового Времени. Ф.Бэкон как представитель эмпиризма

02 Июля 2013, реферат

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

Эмпириокритицизм

06 Мая 2014, реферат

Эмпириокритицизм («критика опыта»), или махизм,- субъективно-идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Считая осн. законом познания «экономию мышления», э. «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как «априорных апперцепции» (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Э. выдвигает представление о мире как совокупности- «нейтральных элементов», или ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т. е. неразрывной связи субъекта или объекта, Э. превращается в систему субъективного идеализма. Эмпириокритицизм - возрождение берклианства и юмизма, прикрываемое требованием нейтральности в философии.

Эмпириокритицизм или махизм, неопозитивизм и постпозитивизм

12 Марта 2013, контрольная работа

Новый всплеск интереса к позитивизму пришелся на конец XIX века. Теперь им увлеклись не только философы, но и физики. Лидером позитивизма в этот период становится австрийский физик Эрнст Мах (1838–1916), который придает позитивизму новую форму, получившую название махизм или эмпириокритицизм. Вместе с Махом идеи позитивизма в этот период разрабатывали немецкий физикохимик В. Ф. Оствальд, швейцарский философ, создатель эмпириокритицизма (что значит «критика опыта») Р. Авенариус, французский физик П. Дюгем (Дюэм), русские философы А. А. Богданов, П. С. Юшкевич и другие.

Эмпириокритицизм Р. Авенариуса и Э. Маха

15 Мая 2013, курсовая работа

Важное значение для учения Авенариуса имела теория жизненных рядов. Последние бывают двух типов — независимый и зависимый. Все начинается с некоего неудовлетворения или беспокойства, дискомфорта, которые человек стремится устранить. Ряды, порождаемые возникшими беспокойствами, решают задачи устранения дискомфорта и могут начинаться с технической, художественной, метафизической или религиозной проблемы. Они, заполняя всю психическую деятельность человека, проходят три этапа: постановка задачи, попытка ее решения, устранение задачи.

Эмпирические и теоретические методы научного познания

22 Декабря 2013, реферат

Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание - это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Термин же «знание» употребляют в трех смыслах:
способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
любая познавательно значимая информация;

Эмпирический и теоретический методы научного познания

02 Ноября 2012, реферат

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи — все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

24 Декабря 2012, реферат

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

01 Августа 2014, реферат

Современная наука достигла своего нынешнего уровня во многом благодаря развитию своего «инструментального набора»— методов научного исследования. Все существующие сейчас научные методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель—установление истины, главным различием— подход к исследованию.
Учёных, которые считают эмпирическое познание главным, называют «практиками», а сторонников теоретического исследования соответственно «теоретиками».

Эмпирический уровень научного познания

15 Июня 2012, контрольная работа

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овла-дение тайнами бытия есть выражение высших устремлений твор¬ческой ак-тивности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия сво-его развития оно прошло длительный и тернис¬тый путь познания от прими-тивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникно-вению в сущность окружающе¬го мира. На этом пути было открыто неисчис-лимое множество фак¬тов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого че¬ловека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие на¬учного знания происходило одновременно с развитием производ¬ства, с рас-цветом искусств, художественного творчества. Знание об¬разует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее переда-ются от поколения к поколению, от на¬рода к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он — активно действующее существо. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Человеческий разум, поднима-ясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается от-ветить на вопрос: как воз¬можно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконеч-но. Этот вопрос преследовал человеческую мысль в самых разных формах.
Цель данной работы – исследование эмпирических форм познания и его формы.

Эмпирическое и теоретическое в познании

01 Марта 2015, реферат

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышлений, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление
и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от призрачного, правды от заблуждения и лжи — все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

Эпикуреизм и стоицизм в античной философии

31 Марта 2014, реферат

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) родился в не очень состоятельной семье Неокла, предки которого были знатными людьми. Неокл имел школу, в которой обучались дети местных жителей. Эпикур (старший сын Неокла) учился в школе отца, проявив любознательность к философии. Когда ему исполнилось 13 лет, отец отправил его учиться в малоазиатский город Теос, где читались лекции по философии.

Эпикуреизм и стоицизм в античной философии

23 Ноября 2011, контрольная работа

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. Последнюю греческую философскую школу. Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет.
В раннем эллинизме (IV-I века до нашей эры) выделяют три школы - эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, которые по-разному стали трактовать чувственно-материальный Космос: не только как нечто объективно данное, но на него переносились и все субъективные человеческие переживания, в том плане он рассматривался как «мировой субъект».