Элейская школа и идея бытия «Ксенофан, Параменид, Зенон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, независимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Религиозный характер философии Средневековья.................................5
1.1. Формирование и развитие христианства.....................................................5
1.2. Теоцентризм философии Средневековья....................................................7
2. Основные направления средневековой философии...............................8
2.1. Философские взгляды Августина Блаженного.........................................8
2.2. Схоластика. Философское учение Ф. Аквинского....................................11
2.3. Номинализм и реализм в средневековой философии...............................15
Заключение.........................................................................................................16
Список использованных источников и литературы..................................17

Вложенные файлы: 1 файл

философию.doc

— 762.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего 

профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

Филиал РГГУ в г. Великий  Новгород

 

 

 

 

направление 080100 «Экономика»


 

 

 

ЕГОРОВА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

ЭЛЕЙСКАЯ  ШКОЛА И ИДЕЯ БЫТИЯ 

«КСЕНОФАН, ПАРАМЕНИД, ЗЕНОН»

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Философия» 

студентки 2-го курса заочного отделения группы 12.2н

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

к.ф.н доцент

______________ Н. Е. Виснап                                           

«_____»_____________________ 2014




 

 

Великий Новгород 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................................3                                                                                                       

1. Религиозный  характер философии Средневековья.................................5                      

1.1. Формирование и  развитие христианства.....................................................5                                            

1.2. Теоцентризм философии  Средневековья....................................................7                                           

2. Основные направления   средневековой философии...............................8                               

2.1.  Философские взгляды Августина   Блаженного.........................................8                                            

2.2. Схоластика. Философское учение  Ф. Аквинского....................................11                                  

2.3. Номинализм и реализм в  средневековой философии...............................15                               

Заключение.........................................................................................................16                                                                                                  

Список использованных источников и литературы..................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Средневековье занимает длительный отрезок  истории Европы от распада Римской  империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.). Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования: древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях, и Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем Средневековья диктовалась основными  догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме Бога-творца, и догмат о творении Богом мира "из ничего". В условиях такого жесткого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

В средневековой философии  можно выделить, как  минимум, два  этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона.

В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения;2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.

Схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика в Средние века прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.).

В средневековой философии  остро стоял спор между духом  и материей, что повлекло за собой  спор между реалистами и номиналистами  о природе универсалий, природе  общих понятий: являются ли общие  понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, независимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Религиозный характер  философии Средневековья

1.1 Формирование и развитие  христианства

 

Взаимоотношения между  религией и философией исторически  изменчивы и разнообразны. Если материализм  в философии противопоставляет  себя религиозному мировоззрению, то различные  направления идеалистической философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных форм религии.

Христианство возникает  в I-II столетиях нашего летоисчисления в восточных провинциях Римской империи и распространяется на Средиземном побережье. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты. Многочисленные восстания рабов подавлялись, их сопротивление было бесполезным – они не могли стать революционным носителем новых общественных отношений. Все попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь “божьего спасителя” и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия – христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед Богом.

Официальная римская  религия не могла предложить утешения массам, ибо она была тесно связана с римским деспотическим государством. Росло влияние различных культов восточных религий, в которых подчеркнуты были именно те элементы, которые позже заимствовало христианство, - страдания умирающего Бога и его воскрешение, надежда на загробную жизнь. Так, в произведениях римского философа-стоика Сенеки, названного Ф. Энгельсом “дядей христианства”, содержатся некоторые общие с ранним  христианством воззрения, согласно которым земная жизнь преходяща и праведно живущих ожидает блаженство. Он провозгласил также и равенство всех людей перед силами судьбы.

Основным источником христианства была иудейская религия (культ бога Яхве). Христиане полностью  приняли еврейский Старый завет. Например, слово “Христос” является греческим переводом староеврейского  “машиах” (мессия), что значит “помазанный”.

Первоначально христианство формировалось как движение недовольных  масс, рабов, вольноотпущенных и свободной  бедноты. Оно выражало протест угнетенных и одновременно давало им иллюзорное утешение – надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. К христианству, однако, постепенно приходят и состоятельные слои римского общества из рядов римской и провинциальной аристократии, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских, положение которых вследствие политического бесправия также стало весьма тяжелым. Социальная структура христианских общин начала меняться. Возникает клир (епископы, священники), В котором решающее слово имеют именно имущие. Формируется церковная организация, возглавленная монархическим епископатом. В то же время начинают преобладать призывы к смирению с социальным злом, что показывало признание имперской властью политического и идеологического значения христианства. Во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.) христианство было признано официальной государственной религией. Оно окончательно побеждает после того, как были запрещены языческие культы (391-392 гг.). Халкидонский собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии и в Восточной, и в Западной части Римской империи. Это оказало большое влияние на формирование философских взглядов в тот период.

Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в  Средние века.  Церковь в этот период была крупнейшим феодалом.

 

 

 

 

1.2 Теоцентризм философии  Средневековья

 

В отличие от античной философии, стиль мышления Средних  веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания – Бог, а не космос. Философы Средневековья пользовались теологической  идеей. Она выполняла регулятивную функцию так же, как для античности – идея космизма, для Нового времени – научное знание.

Философия Средних веков  базировалась на двух основных идеях: откровения и креационизма. Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог  из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. Ей также свойственны традиционализм и ретроспективность.

Дидактизм, назидательность, учительство – тоже важные черты  философии Средневековья. Примером может служить произведение Пьера  Абеляра “Да и Нет”, написанное как некое методическое пособие для учеников церковной школы, где автор заведомо задает вопросы так, что ученики приходят к неверным ответам, потом учитель возвращает их в “лоно истины”. Книга П. Абеляра, по сути, была остроумной критикой служителей церкви и порождала сомнение в богословских истинах. Догмат о творении всего сущего переносил центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В античной философии борются два   противоположных начала – активное и пассивное, материя и идея. На этом этапе дуализм преодолевается и переходит в монизм Средневековья: есть только Бог, он – абсолютное начало. Весь мир, Вселенная – результат его творчества. Подлинной реальностью обладает лишь Бог.

 

 

 

2. Основные направления  средневековой философии

2.1. Философские взгляды  Августина Блаженного

 

В европейской философии материализм  в Средние века не имел такого распространения  и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой  тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen — имя, название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в схоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи — предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей. Однако господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать “служанку богословия”.

Основными формами развития философской  мысли в период раннего Средневековья  были апологетика и патристика. Распространение  христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями. При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.

Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater— отец) — философские  учения «отцов церкви». Наиболее ярким  представителем патристики был епископ  Августин Блаженный (354—430 гг.), оказавший  сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества.

Родился он в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане Августин изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме  добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от  которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частности Плотина.  Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.

В конце концов, истину Августин находит  в христианстве, к которому  переходит  в 387 г., прежде всего под влиянием христианского проповедника,  миланского епископа Амвросия. Позже он был назначен пресвитером и возведен в сан епископа североафриканского города Гиппон. Здесь в 430 г. он и умер.

В своих произведениях  Августин подверг страстному суждению ошибочные учения,  которым сам  длительное время следовал. В трактате, направленном против академиков, он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и других  еретических учений. Для Августина «истинная философия и истинная религия — одно и то же». Августин решает две важнейшие проблемы: динамика личности и динамика общечеловеческой истории. Его «Исповедь» — это исследование самосознания личности, ее психологических состояний. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: от насилия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвигает проблему свободы личности, которая спустя много веков привлекла к его философии представителей экзистенциализма. Августин считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления. Августина интересует вопрос: как человек осуществляет «открытие» своего Я. Помимо "Исповеди" к его главным трактатам относятся:  "О троице" (400-410 гг.), где систематизированы теологические  воззрения, и "О граде божьем" (412- 426 гг.). Последний  трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его историко-философские взгляды. В первых пяти книгах этого труда Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и  безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. В последующих пяти книгах говорится о презренном язычестве и заблуждениях прежней философии. В остальных двадцати книгах он пишет о противоположности между светской (дьявольской) державой и царством божьим, воплощением которого является церковь; борьба между ними представлена как борьба добра и зла.

Информация о работе Элейская школа и идея бытия «Ксенофан, Параменид, Зенон»