Эмпиризм и рационализм Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:55, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата – определение специфики эмпиризма и рационализма Нового времени на основе вкладов основных их представителей. Задачи, которые необходимо решить с помощью рассмотрения мыслей основных философов эмпиризма и рационализма: 1) Узнать какие основные источники знаний и критерии истины каждого из направлений; 2) Каково назначение науки в эмпиризме и рационализме?; 3) Выяснить отношение эмпиризма и рационализма к проблеме происхождения идей; 4) Узнать основной метод познания в эмпиризме и рационализме;

Содержание

1. Введение стр. 3
2. Специфика эмпиризма Нового времени стр. 5
3. Специфика рационализма Нового времени стр. 16
4. Заключение стр. 23
5. Список используемой литературы стр. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Эмпиризм и рационализм Нового времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

Оглавление:

1. Введение стр. 3

2. Специфика эмпиризма Нового времени стр. 5

3. Специфика рационализма Нового времени стр. 16

4. Заключение стр. 23

5. Список используемой литературы  стр. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я выбрал тему для своего реферата – «Эмпиризм и рационализм Нового времени», так как я считаю, что в настоящее время эта тема актуальна. Знание основных положений эмпиризма и рационализма необходимо, потому что с помощью их можно понять развитие европейской культуры, формирование науки до настоящего времени. Именно эти две разные концепции познания повлияли на науку, которая есть у нас сейчас. Эмпиристы считали, что все наши знания происходят из внешнего опыта, рационалисты же полагали, что источником истинных знаний является только ум. Хоть ни одна из точек зрения не была совершенна, всё же они заложили основную проблему получения истинных знаний. Поэтому изучение зарождения этих течений необходимо рассматривать. Идеи эмпиризма и рационализма до сих пор влияют на учёных. Многие из них отдают предпочтение либо опытам, либо разуму.

Цель данного реферата – определение специфики эмпиризма и рационализма Нового времени на основе вкладов основных их представителей. Задачи, которые необходимо решить с помощью рассмотрения мыслей основных философов эмпиризма и рационализма: 1) Узнать какие основные источники знаний и критерии истины каждого из направлений; 2) Каково назначение науки в эмпиризме и рационализме?; 3) Выяснить отношение эмпиризма и рационализма к проблеме происхождения идей; 4) Узнать основной метод познания в эмпиризме и рационализме; 5) Выявить обобщающие черты эмпиризма и рационализма Нового времени;

Анализ использованной литературы:

При написании данного реферата я использовал различные книги и интернет источники:

1) Канке, В. А. Философия  – в данной книге изложены  в краткой понятной форме основные  идеи Локка, что помогает представить  основную сущность темы.

2) Кузнецов, В. Г., Кузнецова, И. Д., Миронов, В. В., Момджян, К. Х. Философия. Учебник – в этой книге подробно рассматриваются основные представители направлений, изложены их основные взгляды о познании, методы получения истинных знании.

3) Эмпиризм и рационализм в философии нового времени. Режим доступа: http://fb.ru/article/39713/empirizm-i-ratsionalizm-v-filosofii-novogo-vremeni – на этом сайте содержится перечисление основных представителей эмпиризма и рационализма, их вклады в развитие направлений.

4) Рационализм и  эмпиризм в философии Нового  времени. Режим доступа: http://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/129-racionalizm-i-empirizm-v-filosofii-novogo-vremeni.html – на данном сайте содержится доступная и понятная информация об основных сторонах эмпиризма и рационализма, их особенностей.

5) Рационализм и  эмпиризм как основные философско-методологические  программы в науке Нового времени. Режим доступа: http://kimkarus.ru/all-articles/57-philosophy/140-2011-06-12-10-41-35 – на этом сайте я нашла необходимую для меня информацию о ряде специфических проблем и установок направлений, полные определения понятий «эмпиризм» и «рационализм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика эмпиризма Нового времени

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – это направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Эмпиризм признают чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины. Эмпиризм считает, что рациональная познавательная деятельность ничего не прибавляет к содержанию знаний. Родоначальник эмпиризма считается – английский ученый Ф. Бэкон. Различают идеалистический эмпиризм (Юм, Беркли), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения и представления), и материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк), считающий источником чувственного опыта объективно существующий мир. Эмпиристы утверждают, что нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, а уже ощущения, восприятия заполняют их. Поскольку ощущения могут обмануть, их проверяют посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Задача науки заключается в том, чтобы разобрать соответствующие процедуры, позволяющие извлечь истину, заключающуюся в вещах и процессах реальности, и донести ее в неискаженном виде до человека. Рассмотрим более подробно специфику эмпиризма на основе вклада каждого из философов этого направления.

Родоначальником эмпиризма считается Бэкон Френсис (1561—1626 гг.). Деятельность Бэкона была направлена на пропаганду науки, ее значения в жизни людей, на разработку классификации научного знания, методов познания. Основную цель науки Бэкон видит в изобретениях и открытиях. Он считал, что наука должна приносить пользу всем людям, увеличивать силу и могущество человека, избавить от нищеты, лишений и болезней. Назначение науки он выразил фразой: «Знание – сила». Поэтому наука должна постигать истинные причины явлений. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая руководится познанием ее законов. Причиной плохого состояния науки, Бэкон видит в отсутствии надежного метода. Поэтому Бэкон утверждает, что основа познания – это опыт, именно он может дать истинное знание. Он различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку. Светоносными Бэкон называет опыты, цель которых познание законов, свойств и явлений вещей. Светоносный вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Истинное знание, считал Бэкон, есть результат правильного сочетания разума и чувств. Поэтому процесс познания должен осуществляться в два этапа. Начинается он со свидетельства наших чувств (органов ощущений). Без чувств познание природы невозможно. Чувства для Бэкона являются исходным моментом и самым главным в любой познавательной деятельности. Второй этап — разум. Он выносит суждения о данных чувств, устанавливая причины явлений. Но у чувств всё же есть недостаток, они отражают предмет по аналогии человека, а не мира. Избавиться от этого недостатка, считал Бэкон, невозможно. Но можно использовать специальные опыты, смысл которых состоит в том, что в ходе проведения его, один предмет природы должен сталкиваться с другим, а учёный обязан фиксировать результат. Так получается объективное отражение предмета. Таким образом, опыты устраняют обманы чувств и выясняют истинное знание о предмете. По мнению Бэкона, наш разум также имеет недостатки: он быстро отходит от чувств и опыта. Так же правильно мыслить нам мешают заблуждения, которые Бэкон называет «идолами»: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра. Причём первые два рода являются врождёнными и от них нельзя избавиться. А последние два – приобретенные, хоть и преодолеваются, но с большим трудом. «Идолы рода» – препятствия, обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. «Идолы пещеры» – ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий. Это предрассудки, связанные с нашим индивидуальным положением в мире. Чтобы освободиться от этого заблуждения, необходимо воспринимать природу из разных позиций и при различных условиях. «Идолы площади» – препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основании совершенно случайного впечатления от этого предмета. Бэкон считает, что ученый должен быть свободен от власти слов, и открыт самим вещам для того, чтобы успешно их познать. «Идолы театра» – это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, усвоением ложных мнений и воззрений. Ученый должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих людей. Идеалом для Бэкона был чистый ум, освобожденный от всяких предрассудков, открытый опыту. Искоренение всех этих идолов возможно только на пути опыта и его научно-индуктивного понимания. Чтобы разум занимался только осмыслением чувств и опытов, Бэкон рекомендует использовать новую индукцию. Суть ее состоит в том, что она представляет собой набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагая их так, чтобы стало очевидным, какие явления — причины, а какие — следствия. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не стоять на месте. Бэкон сравнивал свой метод с пчелой, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал крайних эмпириков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути, то есть простое собирание фактов, без их осмысления. А также радикальных рационалистов, которые как паук ткут паутину знания из себя. Подводя итог философии Бэкона, я считаю, что её влияние на естествознание последующих веков было огромно. И хотя его эмпиризм был исторически и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл положительную роль. Бэкон теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания — экспериментально-индуктивного естествознания, задача которого дать знание, приносящее пользу людям, подчиняющее природу человеку. Наконец, Бэкон изобрел новое понятие опыта, вследствие чего стал основоположником не только новоевропейского эмпиризма, но и всей новой философии.

Взгляды Ф.Бэкона на методологию и гносеологию Томас Гоббс (1588–1679 гг). Гоббс начал свою карьеру философа с полемики с Декартом по поводу его «Метафизических размышлений». Декарт настаивал, что действия мышления осуществляет вещь, которую обычно называют «я», и что это духовная сущность. Она все знания находит в себе самой в виде врожденных идей. Гоббс отрицал врождённые идеи и утверждал, что люди приобретают знания в процессе жизни, накапливая опыт. Он считал, что знание достигается путем научных исследований. Гоббс утверждал, что в этом должна помочь философия, которая служит практическим интересам и потребностям людей. Философия, считает Гоббс, естественный человеческий разум, который упорно изучает дела Бога, чтобы найти правду об их причинах и следствиях. В этом смысле она врожденна каждому человеку, так как всякий рассуждает о каких-нибудь вещах. Но из-за длинных рассуждений многие сбиваются с пути, потому что им не хватает правильного метода. Поэтому философия определяется как познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия. Предмет философии по Гоббсу — всякое тело, возникновение которого может быть объяснено посредством научных понятий, в котором происходит соединение и разделение. Гоббс упростил и систематизировал взгляды Бэкона. Пытаясь соединить элементы эмпиризма и рационализма в единую методологическую систему, Томас Гоббс прибегает к анализу, позволяющему в эмпирическом опыте выявить общее, и к синтезу, обеспечивающему постижение исследуемого объекта в целом. Хотя анализ и синтез взаимосвязаны, но в этой взаимосвязи доминирует анализ, потому что по Гоббсу, целое и совокупность всех частей его идентичны. Тем самым предельно упрощается задача синтеза, и проявляется механизм методологии Гоббса. Методология Гоббса ориентирована на познание природы и общества, то есть на то, что имеет свои истоки и свое развитие. Она исключает теологию, потому что об ее объекте нельзя ничего сказать, она так же исключает явления, не имеющие телесности, потому что к ним не применимо научное рассуждение и она исключает любые формы того, что составляет предмет веры, а не науки. По-мнению Гоббса, так как все знания относятся к телам, а тела находятся вне человека, то знание  не может возникнуть иначе, кроме как поступить извне. Познание, как считает Гоббс, начинается с влияния внешних тел на органы ощущений человека. В результате в них возникает движение частиц. Оно и воспринимается человеком как образ внешней вещи. Целостный образ складывается из частей, которые лишь нечто кажущееся, которые, считает Гоббс, в телах существовать не могут. Разные представления (образы) могут по-разному связываться друг с другом. Важным способом организации представлений в определенную связь выступает образ цели. Возникнув, он тут же присоединяет к себе представление о ближайшем средстве. Так, считает Гоббс, выстраивается цепь представлений. Но организованные связи всегда перемешаны со случайными. Поэтому никакое строгое и точное знание и даже просто размышление было бы невозможно, если бы человек не обладал средством отбирать нужные ему образы, фиксировать их, разлагать, сочетать. У человека такое средство — язык (речь). Гоббс высказал положение, что истина есть свойство не вещей, а высказываний о них. Чтобы быть истинным, предложение должно быть правильным и обладать очевидностью. Таким образом, познание, по мнению Гоббса, осуществляется посредством накопления «идей», источником которых являются только чувственные восприятия мира. Идеи, по  мнению, Гоббса, формируются в результате действия на человека окружающего мира. Он считал, что чувственные восприятия во избежание заблуждений надо рационально осмысливать с помощью индукции и дедукции, анализа и синтеза. Эта процедура позволяет выяснить общее.

В английской философии XVII в. третьим крупнейшим философом после Ф. Бэкона и Т. Гоббса называют Джона Локка, который является продолжателем материалистической теории познания, детально разработанной им на основах эмпиризма. Джон Локк (1632–1704 гг.) главное внимание уделяет проблематике познания. Уже в первой части его «Опыта о человеческом разуме» встречается идея, суть которой состоит в том, что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является изучение способностей нашего собственного познания, то есть выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает знания о внешнем мире. Локк поставил перед собой в своём главном труде «Опыт о человеческом разуме» задачу: исследовать саму познавательную способность человека, механизмы её работы, показать её возможности и пределы. Локк определяет философию как истинное познание вещей. Он видел в философии средство, раскрывающее начала свойств и действий вещей. Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным является подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Локк не исключает роль разума, но признает за ним достижение истины еще меньше, чем Гоббс. Локк отрицает существование «врожденных идей» и концепцию «врожденных принципов». Если бы врожденные идеи (или принципы) существовали, то они должны были бы осознаваться каждым, считает Локк. И тогда относительно таких идей существовало бы общее согласие всех людей. Однако не существует всеобщего согласия даже относительно таких, казалось бы, общезначимых правил, как законы логики: закон тождества и закон запрета противоречия, Локк указывает на тот факт, что эти правила не знают дети, душевнобольные и некоторые старики. Нет ни одного отдельно взятого человека, по мнению Локка, который помнил хотя бы одну идею (или принцип) от самого рождения и до самой смерти. Таким образом, никаких фактов, подтверждающих существование идей, которые находятся в душе от самого ее рождения, нет. Локк считает душу чистым листом бумаги. Лишь опыт (посредством чувственного познания) заполняет этот чистый лист. Локк понимает опыт как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение является основой всякого познания. Опыт Локк делил на внешний, дающий нам простые идеи, и внутренний, который он называет рефлексией, представляющей собой познание душой своей собственной деятельности через самонаблюдение. Самонаблюдение может быть свойственно лишь взрослому человеку, у новорожденного душа напоминает чистую доску. Внутренний опыт, согласно Локку, возникает под воздействием на нас внешнего предметного мира, а рефлексия осуществляется под воздействием внешнего опыта и на его основе. Внешний опыт им признается вторичным в отношении собственного внешнего мира, а рефлексия считается вторичной в отношении внешнего опыта. Таким образом, весь опыт, по Локку, складывается из ощущений и рефлексии. Разделение опыта на внешний и внутренний давало основание для различения путей его освоения, что в свою очередь представляло возможность делить познание на рациональное и чувственное. Опыт рефлексии может возникнуть только после опыта ощущений. Для того чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление. Размышление не является сущностью души (мысли), но лишь ее свойством. Размышление, согласно Локку, является процессом, в котором из простых (элементарных) идей (полученных на основе внешнего и внутреннего опыта) возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или рефлексии. Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи получены при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи составляются из простых. В отношении них человек может все, что угодно. Важным в теории познания Локк считал понятие истины. Истина, по его мнению, состоит в правильном соединении знаков. Как и Гоббс, он относит истину к свойствам положений (высказываний). Однако и эта истина предполагает утверждение или отрицание о соответствии вещей связи наших идей, то есть выражена в знаках. Существует два вида знаков по Локку: 1) идеи — знаки вещей и их сил в нашем уме; 2) слова — знаки наших идей. Поэтому и истина бывает двух видов: номинальная и реальная. Номинальная истина есть соответствие связи слов комбинации наших идей. Реальная истина есть словесное или мысленное утверждение, представляющее связь идей, соответствующих связи самих вещей. Философия Д. Локка была вершиной в развитии британского эмпиризма XVII в. Я считаю, что его вклад в теорию познания был очень существенным. Принадлежащие ему идеи и открытия вдохновляли философов в последующие времена.

В отличие от Локка другой представитель английской эмпирической традиции - Дж. Беркли  (1685–1753 гг.) использует идеи эмпиризма в неожиданном направлении. Первое печатное произведение Беркли вышло в 1709 г. и называлось «Опыт новой теории зрения». В нём Беркли с использованием последних достижений науки стремился доказать, что с помощью зрения мы воспринимаем идеи цветов и светотени, а с помощью осязания идеи твердости тел и величины трех измерений. И поэтому они не имеют общего источника. В 1710 г. выходит его главное произведение — «Трактат о принципах человеческого знания». В нем в четкой и ясной форме Беркли представил свою систему взглядов, которая впоследствии довольно часто именовалась субъективным идеализмом. Так же Беркли обращает внимание на то, что различение первичных и вторичных качеств по Локку, вряд ли может быть оправдано с эмпиристской точки зрения. И протяжение, и вкус, по мнению Беркли, даны нам в качестве ощущений. В «Трактате о принципах человеческого знания» Беркли считает что всё, с чем имеет дело человек, — это идеи. Беркли имеет в виду, что вещи даны нам только как факты нашего сознания, они представлены для нас через наши ощущения, наши эмоции, нашу память и воображение. Вещь становится существующей для нас лишь тогда, когда она проникает в наше сознание, становится идеей. Беркли разделяет идеи (качества) вещей и душу, воспринимающую эти качества. Он считает, что идеи доступны познанию, а душа – нет. Следовательно, заключает Беркли, существуют только два рода вещей: во-первых, идеи и их различные объединения; во-вторых, то, что воспринимает данные идеи и производит различные действия, такие как воображение, воспоминание и т.п. Это познающее деятельное существо Беркли называет умом, духом, душой или мной самим. Беркли опровергает утверждение Локка о том, что знание возникает из опыта. Ведь опыт, утверждает Беркли, может дать знания только о единичных вещах, а общие понятия и отношения между ними вырабатываются с помощью разума. Беркли стремился более последовательно провести принцип эмпиризма, поэтому он указал, что в «опыте», как его понимает Локк, нам даны одни лишь собственные «идеи». Все так называемые «вещи» – это комплексы ощущений, комплексы идей. Даже сами единичные вещи есть модификации нашего знания, комбинации ощущений. «Мир» – это совокупность собственных ощущений. Беркли утверждает, что все качества предметов субъективны. Предметы, вне воспринимающего человека, не обладают определенностью, они – никакие. Для всех вещей «быть», обладать бытием – это значит быть воспринимаемыми в опыте. Эта позиция получила в философии название субъективного идеализма. Он утверждал, что идеи – это духовные сущности, а не материальные. Проведя тщательный анализ понятия материя, Беркли находит аргументы в пользу того, что это понятие противоречиво, бессмысленно и ничего реального не выражает. С точки зрения Беркли, так называемой материи вообще не существует. Следовательно, реально существует одна только духовная субстанция. Духовная субстанция делится, как отметил Беркли в самом начале, на два вида вещей: пассивные идеи и активные духи. Дух есть простое, нераздельное деятельное существо, которое производит и воспринимает идеи. Физический мир (или природа) представляет собою совокупность идей. Воспринимая идеи, мы замечаем, что некоторые зависят от нашей воли, а другие — нет. Но раз эти идеи не подчиняются нашей воле, значит, существует другой, бесконечно более могучий дух, который их произвел, а мы их лишь воспринимаем. Этот высший Дух и есть Бог. Он порождает идеи внешних вещей и возбуждает в нас ощущения. Порядок и связь идей, порождаемых Богом, называется законами природы. Идеи, которые запечатлеваются в нас Творцом природы, называются действительными вещами. А когда они по нашей воле или сами собой вызываются в воображении, то в более точном смысле слова называются идеями, или образами вещей. Итак, главное, что хотел понять и объяснить Беркли, это что значит существовать и какова природа существующего. И он пришел к выводу, что теоретически осмыслить существование можно только как сущность духовную, одной природы с нашим сознанием. Так же можно выделить своеобразие философии Беркли, которое состоит в применении принципа эмпиризма, лежащего в основе новой науки, для критики самой науки и лежащего в её основе материализма, для защиты христианской веры и опровержения атеизма.

Информация о работе Эмпиризм и рационализм Нового времени