Эллинистическая и римская философия. Философия неоплатоников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:18, контрольная работа

Краткое описание

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, античную философию можно рассматривать как единое и своеобразное целое, в рамках которого были заложены основы европейской рациональной философии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________3
1. ГРЕЧЕСКАЯ И ЭЛЛИНСКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИИ______4
1.1 ПЕРИПАТЕТИКИ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ____6
1.2 ЭПИКУРЕИЗМ, СТОИЦИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ_____________9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК________________________20

Вложенные файлы: 1 файл

в.4 — копия.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Тема 4: Эллинистическая и римская философия. Философия неоплатоников.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________3

1. ГРЕЧЕСКАЯ И ЭЛЛИНСКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИИ______4

1.1 ПЕРИПАТЕТИКИ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ____6

1.2 ЭПИКУРЕИЗМ, СТОИЦИЗМ, СКЕПТИЦИЗМ_____________9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК________________________20

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, античную философию можно рассматривать как единое и своеобразное целое, в рамках которого были заложены основы европейской рациональной философии. Анализ античной философии позволяет выделить три основных периода ее развития: период становления (VII–V вв. до н. э.), в течение которого вырабатываются первые космологические модели космоса, период классической греческой философии (V–IV вв. до н.э.), когда происходит оформление системы философских знаний, прежде всего в творчестве Платона и Аристотеля, и период развития эллинистически-римской философии (IV в. до и. э. – VI в. и. э.), где в полной мере раскрывается богатство и разнообразие возможностей античной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГРЕЧЕСКАЯ И ЭЛЛИНСКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИИ

 

Греческая философия начинается с  обособления потребности к познанию, вращается исключительно около  свободного от побочных целей стремления к знанию и оканчивается в лице Аристотеля частью всеобщей теорией науки (логикой), частью начертанием развившейся отсюда системы наук.

Энергия этого чисто теоретического интереса угасает в последующее  время и отчасти сохраняется  только в скромных работах по отдельным положительным наукам. В философии же, напротив, выступает на первый план практический вопрос о житейской мудрости: знания не ищут больше ради знания, но - только, как средство, для правильного строя жизни. Через это эллинскоримская философия попадает в зависимость от общих направлений времени (чего никогда не случалось с чисто греческой), и, таким образом, ее вначале этическая тенденция со временем переходит совершенно в стремление с помощью научного мышления удовлетворить религиозным потребностям. В Греции философия - это развивающаяся до самостоятельности наука; в эллинизме и в римском государстве она поступает вполне сознательно на служение нравственному и религиозному призванию человека.

Само собой разумеется, что при  неустойчивости всяких исторических делений такое противоположение имеет не абсолютное, но только относительное значение: как после аристотелевской философии нельзя отказать в стремлениях существенно теоретического характера, так и между чисто греческими мыслителями были такие, которые в конце концов ставили философии практические цели, как например, сократовцы. В общем же сравнение различных определений, даваемых в древности задачам философии, оправдывает приведенное здесь деление, которое за принцип деления принимает общую цель философии.

До сих пор к атому делению  ближе всего подходит деление  на три периода: досократовская философия, ее развитие от Сократа до Аристотеля, и после аристотелевская философия.

Гегель всю греческую философию  до Аристотеля рассматривает, как первый период, присоединяя к нему, как второй, греко-римскую и, как третий, неоплатонизм. Ибервег принимает деление Риттера с одним только отступлением: софистов он переносит из первого во второй период.

Подразделение двух главных периодов на более мелкие здесь намеренно откинуто: необходимость наглядности, которою только и можно было бы оправдать его, удовлетворяется вполне простым делением на главы, а для получения общего представления о полном ходе развития употреблен иной способ при изложении отдельных учений.

Греческая философия распадается  на три периода:

- космологический, который заключает  в себе все дософистические  умозрения и простирается до 450 г.;

- антропологический, к которому  относятся представители греческого  просвещения - софисты, Сократ  и так называемые сократовцы;

- систематический, который, соединяя  оба направления, приводит к  расцвету греческой науки.

Эллинско-римская философия  распадается на два отдела:

- борьба школ после-аристотелевского  времени с их чисто эллинской  тенденцией, научно-критическим скептицизмом и ретроспективною ученостью;

- эклектический платонизм с  его разветвлением на две соперничающие  между собою системы религиозных  учений: христианскую и новоплатоновскую.

Эллинистический период античной философии  длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э.

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Некоторые авторы считают (особенно это характерно для диалектико-материалистического подхода), что усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом, интерес к философскому мышлению резко падает, замещаясь периодом мистики. Однако в своей работе хотелось бы показать вклад эллинистической культуры в развитие философии.

 

1.1 ПЕРИПАТЕТИКИ  И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

В конце IV и начале III в. до н. э. в  Греции одновременно действует несколько  философских школ. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков. В первое время после смерти Аристотеля ее представители продолжают естественнонаучные исследования и занимаются интерпретацией его философских и логических воззрений. Наиболее выдающимися из них в указанный период были Теофраст (прим. 370-281 до н. э.) и Эвдем из Родоса. Когда схолархом (главным представителем) был Теофраст, Ликей достиг небывалого расцвета. В нем было около 2000 учеников. Учение Теофраста во многом сходно с учением Аристотеля. Диоген Лаэртский сообщает, что он был автором ряда трактатов. В них он рассматривал проблемы как «первой философии», так и логики, где, очевидно, непосредственно ссылался на Аристотеля. Центром его собственной деятельности была, прежде всего, область естествознания - «физика» в античном смысле слова и, в частности, ботаника. Он описал более чем 5000 видов растений. Можно согласиться с оценкой Теофраста Гегелем, которая в принципе характеризует и других представителей школы перипатетиков: «...хотя он и был знаменит, он все же может почитаться лишь комментатором Аристотеля. Аристотель представляет собою как раз такую богатую сокровищницу философских понятий, что в нем можно найти много материала для дальнейшей обработки...».

Эвдем из Родоса является автором  ряда трудов об истории отдельных наук, популяризирует учение Аристотеля. В области этики он, однако, усиливает идеалистическую тенденцию, утверждает тезис о том, что наивысшее благо заключается в духовном созерцании, т. е. в созерцании божества. В отличие от Эвдема два других ученика Аристотеля Аристоксен и Дикеарх подчеркивают и развивают материалистические тенденции в этическом учении Аристотеля.

После смерти Теофраста школу перипатетиков  возглавил Стратон из Лампсака. Его  интересы были сосредоточены на области природы, хотя среди названий работ, которые приводит Диоген Лаэртский можно найти труды, как по логике, так и по проблемам этики. По мнению историка философии В.Ф. Асмуса, Стратон критически относился к некоторым идеалистическим элементам учения Аристотеля. Он отвергал те мысли Аристотеля, которые вели к дуализму (дуализм - философское учение, которое признает равноправие идеального и материального, но не признает их относительность).

С конца III в. до н. э. школа перипатетиков  уже ничего нового не прибавляет к воззрениям Аристотеля. В большинстве случаев перипатетики ограничиваются изданием его отдельных трудов и написанием комментариев. Неоценимой для истории философии была деятельность Андроника Родосского (вторая треть I в. до и. э.), который упорядочил и издал собрание всех в его время существовавших трудов Аристотеля. Школа перипатетиков действовала вплоть до 529 г. до н. э., т. е. почти 900 лет.

Наряду со школой перипатетиков  в Афинах продолжала свою деятельности и платоновская Академия. Непосредственно после смерти Платона во главе Академии становится Спевсипп (409-339 до н. э.), который в основном сохраняет в ней дух Платона, его идеи последнего периода творчества. После него руководство Академией осуществляет один из самых самобытных (исключав Аристотеля) учеников Платона - Ксенократ из Халкедона (396-314 до н. э.). Однако и он, в сущности, не выходит за рамки идей Платона. Ксенократ делил философию на диалектику, физику (философию природы) и этику (у Платона это деление только обозначено). Он различает также три вида познания: мышление, ощущение и представление. Мышление относится к тому, что находится за границами небесной сферы, в то время как ощущение охватывает вещи лишь в ее рамках. Представление является сочетанием мышления и ощущения, преодолевающим их крайности. В его время в Академии начинает более заметно проявляться влияние пифагорейцев.

Совсем иной способ мышления в платоновской Академии у Гераклида из Понта  и Евдокса из Книда. От оригинального  платоновского учения об идеях они  отклоняются настолько, что лишь с трудом их можно назвать последователями Платона. Гераклид, например, считал, что основой всех вещей являются наименьшие, далее неделимые тела. Он вносит определенный вклад в область астрономии. Элементы научного познания и рационального подхода к решению проблем в его учении смешиваются с мистикой. Так, например, он утверждал, что неделимые тела образуют Вселенную под воздействием божественного разума.

В дальнейшем этическое учение развивал его ученик Крантор из Сол, который  выступал против воззрении киников и отстаивал тезис об умеренности страстей. Страсти сами по себе продукт природы, они не должны быть умерщвлены, но только умерены. Во время схолархата Аркесилая (318-214 до н. э.) в Академии начинает усиливаться влияние скептицизма.

Скептици́зм (от др.-греч. - рассматривающий, исследующий) - философское  направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Умеренный  скептицизм ограничивается познанием  фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм - психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Весьма резко Аркесилай выступает  против учения стоиков о каталептических представлениях. Отвергал он наличие объективных критериев истины и утверждал, что мудрый человек должен «придерживаться рассудка».

Скептические позиции занимал  и Карнеад (ок. 214- 129 до н. э.), создатель  определенной версии теории вероятности (пробабилизм). Он отвергает объективный критерий истины, будь то на уровне чувственного познания или мышления. При этом он ссылается на то, что на уровне чувственного познания существуют явления, известные как обман чувств, а на уровне мышления - логические апории.

Карнеад был решительным атеистом и весьма резко выступал против религии. Он подвергал критике стоическое обоснование существования богов  и указывал на внутренние противоречия в воззрениях тех, кто отстаивал  их существование. В этике он склонялся к естественному объяснению моральных принципов. В связи с этим он в резкой форме критиковал не только традиционную мораль, но и эпикурейское учение, и стоицизм. Его наиболее выдающимся учеником был Клитомах из Карфагена (ум. прим. в 110 г. до н. э.). В сущности, он развивал и углублял учение Карнеада [4,с.164].

В I столетии до н. э. академическая  философия постепенно приходит к  упадку.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2004. - 416 с.

2 История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995 - 590 с.

3 Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2004. - 416 с.

4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2001 - 816 c.


Информация о работе Эллинистическая и римская философия. Философия неоплатоников