Эмпирический уровень научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овла-дение тайнами бытия есть выражение высших устремлений твор¬ческой ак-тивности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия сво-его развития оно прошло длительный и тернис¬тый путь познания от прими-тивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникно-вению в сущность окружающе¬го мира. На этом пути было открыто неисчис-лимое множество фак¬тов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого че¬ловека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие на¬учного знания происходило одновременно с развитием производ¬ства, с рас-цветом искусств, художественного творчества. Знание об¬разует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее переда-ются от поколения к поколению, от на¬рода к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он — активно действующее существо. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Человеческий разум, поднима-ясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается от-ветить на вопрос: как воз¬можно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконеч-но. Этот вопрос преследовал человеческую мысль в самых разных формах.
Цель данной работы – исследование эмпирических форм познания и его формы.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….2
1. Сущность и смысл познания в целом…………………………………3
2. Виды познания………………………………………………………….4
3. Анализ эмпирического познания
3.1 Особенности эмпирического познания……………………………..5
3.2 Составляющие эмпирического познания……………………..……..6
Заключение……………………………………………………………..…10
Список использованных источников………………...………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

Философия. Эмпирический уровень познания.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)


11

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………..…….2

1. Сущность и смысл познания в целом…………………………………3

2. Виды познания………………………………………………………….4

3. Анализ эмпирического познания

3.1 Особенности эмпирического познания……………………………..5

3.2 Составляющие эмпирического познания……………………..……..6

Заключение……………………………………………………………..…10

Список использованных источников………………...………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений твор­ческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернис­тый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающе­го мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фак­тов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого че­ловека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие на­учного знания происходило одновременно с развитием производ­ства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание об­разует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от на­рода к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он — активно действующее существо. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как воз­можно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос преследовал человеческую мысль в самых разных формах.

Цель данной работы – исследование эмпирических форм познания и его формы.


1. Сущность и смысл познания в целом

 

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познава­тельной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания разви­валась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной ис­тории.

Как выражается Н.О. Лосский, «мы вслед за И. Кантом, основа­телем критического метода, должны прибегнуть к крайне своеоб­разному подходу. Мы должны строить философскую теорию знания не опираясь ни на какие другие теории, т.е. не пользуясь утверждениями других наук. При этом можно, конечно, воспользоваться трудами других наук и их анализом мирового целого, но только как матери­алом, а вовсе не как основою для теории знания».

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверж­дают принципиальную познаваемость мира. Пример оптимистичес­кого взгляда на познание — позиция Гегеля, выраженная в словах: «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна рас­крыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими». Скептики же не отрицают принципи­альной познаваемости мира, но выражают сомнение в достовернос­ти знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира.


2. Виды познания

 

В наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рас­сматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной «сциентистской» общественной атмосферой, культом науки или, вернее, наукообразия, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам ученого, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

   Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.


3. Анализ эмпирического познания

3.1 Особенности эмпирического познания

 

Эмпирическое знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, ле­тящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания появля­ется при использовании всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, исполь­зование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто эмпирическое познание.

Основные формы эмпирического познания: ощущение , восприятие , представление. Исходным эмпирическим образом в познавательной деятельности является ощущение — простейший эмпирический образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.

Представления — это образы тех предметов, которые когда-то воздей­ствовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по со­хранившимся в мозгу связям.

Ощущения и восприятия являются началом сознательного отра­жения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление.


3.2 Составляющие эмпирического познания

 

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри его и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д - и их преобразования в нервные электрические импульсы.

Ощущение составляет ту исходную область сферы психических познавательных процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и допсихические явления.

Слово «ощущение» психологи традиционно использовали для обозначения элементарного перцептивного образа и механизма его построения. Об ощущении в психологии говорят, когда человек отдает себе отчет в том, что какой-то сигнал поступил на его органы чувств. Элементарное изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения.

Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасности.     Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и иных). Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

- интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из внутренних органов, в большинстве случаев менее заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма: наличии в ней биологически полезных или вредных веществ, температуре тела, химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом;

- проприоцептивные ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах - они дают информацию о движении и положении нашего тела. Проприоцептивные ощущения отмечают степень сокращения или расслабления мышц, сигнализируют о положении тела относительно направленности сил гравитации (ощущения равновесия). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.

- экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень эмпирического познания с присущими ей особенностями.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличие от ощущений, называется объективацией.

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Эмпирическое познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно.


Заключение

 

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: эмпирическую и рациональную. Эмпирическое знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Основные формы эмпирического познания: ощущение , восприятие , представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов («модальностей») ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% эмпирической информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - эмпирическо-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Эмпирическое познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно.


 


Список использованных источников

 

1.      Аристотелъ. Соч.: В 4 т.-  М., 1976. Т. 1.

2.      Бройль Л. де. По тропам науки. - М., 1962.

3.      Гегель Г.В.Ф. Сочинения. - М.; Л., 1956. Т. IX..

4.      Ильин И.А. Путь духовного обновления. - Мюнхен, 1962.

5.      Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. – М., 2002

 



Информация о работе Эмпирический уровень научного познания