Эмпирические и теоретические методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание - это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Термин же «знание» употребляют в трех смыслах:
способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
любая познавательно значимая информация;

Содержание

Введение 3
Понятие метода 4
Общелогические приемы познания 6
Эмпирические и теоретические методы научного познания 8
Заключение 13
Список литературы: 14

Вложенные файлы: 1 файл

методы научного познания..docx

— 31.89 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Оглавление

 

Содержание: 2

Введение 3

Понятие метода 4

Общелогические приемы познания 6

Эмпирические и теоретические методы научного познания 8

Заключение 13

Список литературы: 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие человека невозможно без познания. Теория познания или  гносеология - это раздел философии, в котором изучаются природа  познания и его возможности, отношение  знания к реальности, выявляются условия  достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).

Познание и знание различаются  как процесс и результат. Познание - это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения  и совершенствования знаний о  мире, в котором живет человек.

Термин же «знание» употребляют  в трех смыслах:

    • способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;
    • любая познавательно значимая информация;
    • особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие метода

Метод (греч. Metohodos - буквально  «путь к чему-либо») - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.

Понятие "методология" имеет два основных значения:

1)система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); 2)учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование  процесса познания или практического  преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний.

В современной науке вполне успешно работает многоуровневая концепция  методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

1. Философские методы. Сюда  относятся диалектика (античная, немецкая  и материалистическая) и метафизика.

2. Общенаучные (общелогические) подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

3. Частно-научные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного  исследования — совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общелогические  приемы познания

В науке широко используются так называемые общенаучные, или  общелогические, методы и приемы познания. Из них выделяют:

1. Анализ и синтез. Анализ - это реальное или мысленное  разделение объекта на составные  части. Синтез - объединение составных  частей в единое целое.

2. Абстрагирование - процесс  отвлечения от ряда свойств  и тоношений изучаемого явления  с одноименным выделением интересующих  исследователя свойств. 

3. Идеализация - мыслительная  процедура, связанная с образованием  абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в  действительности («точка», «идеальный  газ», «абсолютно черное тело»  и т.п.). Идеализация тесно связана  с абстрагированием и мысленным  экспериментом.

4. Индукция и дедукция. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям  и выводам). Дедукция - восхождение  процесса познания от общего  к единичному.

5. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых  сторонах, свойствах и отношениях  между нетождественными объектами.  На основании выявленного сходства  делается соответствующий вывод  - умозаключение по аналогии. Общая  схема метода аналогии такова: объект «В» обладает признаками a,b,c,d; объект «С» обладает признаками b,c,d; следовательно, объект «С»,  возможно, обладает признакам а.  Тем самым аналогия дает не  достоверное, а вероятное знание.

6. Моделирование - метод  исследования определенных объектов  путем воспроизведения их характеристик  на другом объекте - одели, которая  представляет собой аналог того  или иного фрагмента действительности (вещественного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью  и объектом исследования должно  существовать известное подобие  (сходство) в физических характеристиках,  структуре, функциях и др. Формы  моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой знакового моделирования является математическое (компьютерное) моделирование.

Некоторые авторы к общелогическим методам исследования относят еще  классификацию и системный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Эмпирические и теоретические методы научного познания

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:

1. чувственное отражение  действительности,

2. рациональное (разумное) отражение  действительности.

Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное  в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что  уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное  и рациональное - это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.

Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение - отражение в  сознании человека отдельных  сторон, свойств предметов, непосредственное  воздействие их на органы чувств;

2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Различают образы памяти и  воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и  отброшены несущественные.

Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся  на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Как видим, познавательные способности  человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и  интерорецептивную систему, связанную  с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления

1. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

2.Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Рассудок - это обычное  житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная  задача разума - объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и  их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют  место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е  на эмпирическом и теоретическом  уровнях научного познания.

Но процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом  и логическом виде. Важное место  в познании занимает интуиция (догадка). Интуицию издавна делят на чувственную  и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики деятельности субъекта. Интуиция - это непосредственное знание, которое не опирается на логическое доказательство.

Познание связано с  практикой - материальным освоением  общественным человеком окружающего  мира, взаимодействием человека с  материальными системами. В практике люди преобразуют и создают материальные вещи, т.е. идет опредмечивание, или  материализация намерений людей. Практика имеет две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления  и производство орудий труда.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут  быть в соответствии, гармонии, но могут  быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и  практики.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.

    1. Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
    2. Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
    3. Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
    4. Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Существует несколько  видов эксперимента:

1) лабораторный, 2) естественный, 3) исследовательский, 4) проверочный, 5) воспроизводящий, 6) изолирующий, 7) количественный, 8) физический, 9) химический и т.д.

Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

    1. Формализация - это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык).
    2. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - оксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
    3. Гипотетико-дедуктивный метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция - выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.

Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение  о структуре изучаемого явления  или о характере связей между  его компонентами.

Таким образом, эмпирический и теоретический уровни исследования различны. Это различие основано на неодинаковости:

1. способов (методов) самой  познавательной активности;

2. характером достигаемых  научных результатов.

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские  программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение.

Теоретическое познание - это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому.

В эмпирическом познании преобладает  чувственный аспект, в теоретическом - рациональный (разумный). Их соотношение  находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.

Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх», ко всему более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Знание – идеальное  воспроизведение в языковой форме  обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

Эмпирический и теоретический уровни исследования различны. В эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом - рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория познания и диалектика. Москва, Высшая школа. 1991г.
  2. В.В. Ильин. Теория познания. Эпистемалогия. Москва. Изд-во МГУ, 1974 г.
  3. Материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru
 

 

  1. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 432 с.

 

 

 


Информация о работе Эмпирические и теоретические методы научного познания