Эллинистическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:50, реферат

Краткое описание

Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер.

Содержание

1. Античная философия.
2. Эллинистическая философия.
3. Эпикуреизм.
4. Стоицизм.
5. Кинизм.
6. Неоплатонизм.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание филос.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Античная философия.

2. Эллинистическая философия.

3. Эпикуреизм.

4. Стоицизм.

5. Кинизм.

6. Неоплатонизм.

Список  использованной литературы.

 

1. Античная (Древнегреческая) философия возникает  в VII – VI веках до н.э. Она  формируется в определенных исторических  условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в  Древней Греции существовало  достаточно развитое рабовладельческое  общество, со сложной социально  классовой структурой и формами  разделения труда, носившими уже  специализированный характер. Возрастает  и роль интеллектуально-духовной  деятельности, приобретая черты  профессионализма. Развитая духовная  культура, искусство создавали благоприятную  почву для формирования философии  и философского мышления. Так,  Гомер и его творчество, достаточно  отметить его “Илиаду” и “Одиссею”, оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все “античные философы и мыслители “вышли из Гомера”. А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.

Вначале философия выступает в форме  мудрствования. Так, “семь мудрецов”:

1) Фалес  Милетский;

2) Питтон  Митиленский;

3)Биант  из Присны;

4) Солон  из Азии;

5) Клеобул  Лионтийский;

6) Мисон  Хенейский; 

7) Хилон  из Лакедемонии пытались в  афористической форме осмыслить  существенные стороны бытия мира  и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер  и определяют действия людей.  В форме афоризмов они вырабатывали  правила и рекомендации для  действия людей, которым люди  должны следовать, чтобы избегать  ошибок: “Чти отца своего” (Клеобул), “Знай свое время” (Питтон); “Плохое  в своем доме скрывай” (Фалес). Они носили скорее характер  полезных советов, чем философских  высказываний. В полезности и  выражается их ограниченный, но  рациональный смысл. В силу чего они являются общеприменимыми. Но уже у Фалеса высказывания приобретают и собственно философские характер, поскольку в них фиксируются всеобщие свойства природы, которые вечно существуют. Например, “больше всего пространство, ибо оно все содержит в себе”, “Сильнее всего необходимость, ибо она имеет власть”. В них лишь намек на философские проблемы, но не сознательная их постановка.

Но уже  в рамках “Милетской школы философов” формируется собственно философский  подход к пониманию мира, ибо они  сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундаментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и  первопричину своего существования? Ответ  на такие вопросы нельзя получить на основе своего жизненного опыта, а  лишь посредством мышления в абстрактных, обобщенных понятиях. “Милетские философы”  обозначают объективно существующую природу  особым понятием “космос”, (в греческом  языке – вселенная, мир). Отсюда появляется один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание). Космологизм рассматривает  мир, вселенную как целостную  систему, которой присущи единство, устойчивость, целостность и вечность существования.

 И  философия развивалась в форме  натурфилософии, философского понимания  природы, как рациональной формы  ее описания, объяснения и понимания.  Поскольку собственно научного  знания еще не существовало, то  философия брала на себя функцию  и познания конкретных свойств  природы и физических ее законов, (phisis – по-гречески природа, физика), и в тоже время пыталась  решать и сугубо философские  проблемы – что является первосущностью, первоначалом природы и в чем  состоит сущность ее бытия.  В рамках “Милетской школы  философов” за первосущность,  первоначало, “первовещество” принимались  отдельные предметы и явления,  свойствам которых придавался  всеобщий характер. За основу  всего сущего брались свойства  единичного, отдельного. Так, Фалес  из Милет (конец 7 – первая  половина 6 в. до н.э.) в качестве первоосновы существующего берет воду, как важнейшее первовещество. Она единый источник рождения всего. Несомненно, бралось во внимание эмпирический факт – там, где есть вода, там есть жизнь. Анаксимандр (610 – ок. 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса, в качестве первовещества, первоначала берет апейрон (в переводе в греч. – беспредельное), который вечен и присутствует везде и не имеет границ. А потому и Космос – вечен и безграничен. А космос представляется живым, дышащим “организмом”, где в качестве дыхания выступает столкновение теплого и холодного воздуха. Анаксимен (6 век до н.э.) считал, что первоначалом является воздух, из которого возникают все предметы и вещи объективного мира. Он также является основой космоса. “Дыхание воздуха” (разжижение и сгущение) держит все и порождает все. Так, в рамках уже милетской школы выражается определенный принцип философствования – рассматривать бытие мира из самого мира. Такой принцип и называется материализмом. Иногда его называют натурализмом. Так рождается материалистическая традиция в Античной философии, которая оказала огромное влияние на развитие философской мысли всей Античности, но и Европейской философии в целом. Нельзя не отметить, материализм это уже рациональный способ познания мира, хотя еще в неразвитой, наивной форме. Особую роль в развитии античной философии сыграл Гераклит Эфесский (из г. Эфес) с 544 – 480 гг. до н.э.) Исходя уже из сложившейся традиции, за единое основание мира он также берет отдельное явление – огонь, а космос является “огнедышащим шаром”, который существует сам по себе, никем не создан и всегда был и будет “вечно живым огнем”, который обладает собственными ритмами бытия (“мерами вспыхивающими и мерами угасающими”). Для подчеркивания единства мира при всем его многообразии Гераклит вводит понятие Логоса, который также носит космический характер. Под Логосом он понимает космический разум (ум), который посредством слова и придает Космосу определенный смысл бытия. Логос как бы охватывает все существующее и придает ему качество всеединства. Внутри этого всеединства все вещи, тела, предметы перетекают друг в друга. Благодаря движению он (космос) динамичен, а благодаря Логосу он сохраняет свою стабильность, определенность и гармонию.         

Гераклит  одним из первых создает учение о  движении и развитии материального  мира, источник и причина развития и движения находятся в самом  мире. По сути, это исторически первая форма античной диалектики как учения о движении и самодвижении мира. И она носила материалистический характер. По его мнению, движение есть всеобщий способ бытия материи. Без  движения и вне движения предметы вещного мира не проявляют свои свойства. Он выдвигает афористическую формулу: “Все течет и все изменяется”, подчеркивая универсальный характер движения, понимая по ним текучесть  и изменчивость свойств, а не только механическое перемещение. Объективность  и естественность движения как атрибута1 материи (природы) подкрепляются сравнением – течет как вода в реке. Но самое важное в учении Гераклита  – характеристика источника, первопричины движения. Таким источником является борьба противоположностей, которая  и приводит в движение все существующее. По сути, он первым сформировал закон  единства и борьбы противоположностей, который носит всеобщий и универсальный  характер. И для того времени Гераклит дает развернутую характеристику содержания и действия этого закона. Так, под  единством он понимает тождество  противоположностей, то есть, принадлежность различных взаимоисключающих свойств  к одной и той же сущности, к  одному предмету. Например, “день и  ночь, зима и лето” – есть свойства природы. Борьбу противоположностей рассматривает  не просто как столкновение и уничтожение  взаимоисключающих свойств, а как  переход одного в другое, как взаимопереход: “Холодное становится теплым, теплое холодным, влажное – сухим, сухое  – влажным”. Противоположности  как бы находятся в триединой  связи одновременно:

1) они  взаимообуславливают друг друга;

2) они  взаимодополняют друг друга (гармония мира)

3) они  взаимоисключают друг друга (борьба).

 Развитие  мира как космоса предполагает  вечный круговорот явлений, в  силу чего он остается вечно  живым огнем. Здесь нелишне  подчеркнуть, что к Гераклитовской  диалектике и его учению о  развитии апеллировали все последующие  философы и мыслители. Гераклит  подвергает философскому анализу  сущность познавательной деятельности  человека и выдвигает учение  об истине. Так, всеобщим основанием  познания является способность  людей к мышлению. (“Мышление  общее для всех”), инструментом  которого является слово (“логос”), а целью познания – достижение  истинного знания, т.е. такого, которое  не искажает объективные свойства  вещей. Он выделяет два уровня  познания: чувственное знание, которое  он называет “темным”, поскольку  чувства часто искажают реальную  картину и фиксируют лишь отдельные  внешние свойства. “Плохие свидетели  глаза и уши людей”. Он, правда, оговаривается, что только у  тех, которые “имеют грубые  души”. теоретическое знание, которое  дает мышление, посредством которого  человек достигает истинного  знания и становится подлинным  мудрецом. Виднейшим представителем  материалистической традиции в  Античной философии был Демокрит  из Абдер (460 – 350 гг. до н.э.). Он является наиболее последовательным  проводником материализма, как принципа  объяснения и понимания мира. Он считал, что первовеществом  “первокирпичиком” всего существующего  являются атомы, мельчайшие, неделимые  частицы. Они меньше пыли, а  посему зрительно не воспринимаемы.  Он становится создателем атомической  картины мира. Демокрит разрешает  и такой сложный и трудный  вопрос: Если все состоит из  атомов, то почему мир предметов  так многообразен по своим  свойствам? То есть, он столкнулся  с фундаментальной философской  проблемой – единства и многообразия  мира. И в рамках философии  и натурфилософии того периода  он дает ее рациональное решение.  Атомы бесконечны в числе, но  отличаются по 

1) величине;

2)тяжести  (тяжелые и легкие);

3) геометрическим  фигурам (плоские, круглые, крючковатые  и т.д.). Бесконечная неисчерпаемость  форм атомов. Отсюда бесконечное  многообразие свойств предметов  связано с тем, из каких атомов  они состоят. Кроме того, изменение  свойств зависит от изменения  порядка связи, соотношений между  различными атомами. Комбинации  атомов бесконечны в своем  многообразии. Поэтому Вселенная,  космос есть движущая материя,  состоящая из атомов. Под материей  он понимает все то, что состоит  из атомов. А под движением  он понимает и перемещение  атомов (они носятся как угорелые), и их соединение и разъединение. А само движение обладает ритмичностью, повторяемостью и устойчивостью.  Поэтому он склоняется к признанию  существования в мире необходимости,  т.е. обязательности и объективности  происходящего, устойчивой упорядоченности  событий, и отрицания теологии1. В этом плане философию Демокрита  можно характеризовать как атеистическую.  Но в мире нет и случайностей, а господствует жесткая необходимость.  Поэтому бытие мира, есть существование  в необходимости. А небытие  есть пустота, когда разрушаются  связи и отношения, а предметы  утрачивают свои свойства. Принцип  материализма Демокрит последовательно  применяет к объяснению сущности  познания, получению истинного знания  о чем-либо. Под истиной в данном  случае мы понимаем совпадение, адекватность наших представлений,  образов, понятий реальным свойствам  вещей. Можно сказать, что Демокрит  одним из первых создает достаточно  стройную теорию познания, в основе  которой лежит принцип отражения,  воспроизведения мира и его  свойств в мышлении. Обычно теорию  познания Демокрита характеризуют  как “теорию истечения”, суть  которой заключается в следующем.  Атомы покрыты тончайшей пленкой,  “eidola” – образами. Они срываются,  “истекают” с поверхности атомов, воздействуют на наши органы  чувств, отпечатываются в них,  сохраняются и закрепляются в  памяти. Это чувственный уровень  познания, который обладает признаком  достоверности. Правда, чувственное  познание он называет, “темным”, в силу его неполноты, фрагментарности и поверхностности. Истинное знание есть хотя и продолжение чувственного знания, но уже результат деятельности ума, который посредством понятий, обобщает отдельные факты, дает полное и неискаженное знание о сокрытой от чувств подлинной сущности вещей. А это уже результат деятельности мышления, деятельности ума посредством понятий. Познание как бы переходит от чувственного, эмпирического познания, к знанию теоретическому, рациональному, рассудочному, в котором нам открывается истинная природа вещей.

С точки  зрения своей атеистической концепции  Демокрит объясняет и существование  духовного мира и души человека. Все живое обладает душой, состоящей  из особых атомов. Душа человека состоит  из очень легких и сферических  атомов. А поскольку и тело человека состоит из атомов, то можно говорить о единстве Души и Тела. А потому когда тело умирает, то душа покидает тело, рассеиваясь в пространстве. Конечно, это наивная диалектика души и тела, но все же попытка  объяснения их взаимосвязи. Демокрит затрагивает  и сложные нравственные проблемы бытия человека. В специальном  труде “О ровном настроении духа” (об “эвтимии”) он представляет цель жизни  человека как стремление к счастью  и благу, достигаемые спокойствием и равновесием в душе, состоянием безмятежной мудрости. Безмятежность  – психическое состояние, когда  чувства не поднимают мятеж против разума. А счастье понимается не как стремление к наслаждению, а  к справедливости. Отсюда он делает вывод, что только нравственный человек  подлинно счастлив. Он этого достигает, следуя велению совести и стыда, которые он характеризует в форме  афоризмов: “Дурного не говори и не делай, даже если ты один; научись стыдиться  себя намного больше, чем других” (совесть). “Не из страха, но из чувства  долга надо воздерживаться от поступков” (стыд). “Неморальными могут быть не только деяния, но и намерения”. Конечно, эти постулаты носят  рекомендательный характер, но могут быть общеприменимы. Они до сих пор не теряют своей значимости, привлекательности и вдохновляющей силы.

Заметное  место в Античной философии этого  периода занимает Пифагор (570 – 406/97 гг. до н.э.) и образованная им “Пифагорийская школа”. Он был не только известным  математиком и геометром, но также  и выдающимся философом. Он предлагает оригинальное решение фундаментальной  философской проблемы – что является основанием единства мира и наличествуют ли единые, общие закономерности в  этом мире, и можем ли мы их познать  и рационально выразить. Исходя из общепринятого уже представления  о мире, космосе как живом, огненном и дышащим шаровидном теле и из астрономических наблюдений, Пифагор  отмечает в движении небесных тел  геометрическую правильность движения небесных тел, ритмичность и гармонию в соотнесенности небесных тел, которым присущи постоянные числовые соотношения. Так называемая гармония небесных сфер. Он приходит к выводу, что основанием единства и гармонии мира, как бы всеобщей его первоосновой, является число. “Пифагорийцы считали числа чувственно созерцаемыми пространственными фигурами”. Вводя такой принцип понимания и объяснения мира, Пифагор обращает внимание на наличие взаимосвязи, диалектики конечного и бесконечного, пространственных координат бытия мира. А поскольку числа “правят миром и пронизывают все”, то и душа и тело имеют числовые выражения, а также числовые пропорции присущи и нравственным качествам, и прекрасному, и искусству, особенно музыке. Отсюда он выдвигает идею о переселении души человека после телесной смерти в тела других существ. В такой форме, теперь кажущейся наивной, Пифагор утверждает наличие универсальных законов бытия мира, его единства, бесконечности и безграничности, а значит и вечности.

Информация о работе Эллинистическая философия