Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные): понятие, экономические интересы, цели, средства
Экономические агенты — все хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, т.е. эк. агентом может быть как потребитель, так и производитель.
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей, предприятия, фирмы и государство, органы государственного управления, государственные учреждения, а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoriya_ready_to_use (1).docx

— 361.82 Кб (Скачать файл)

Существуют два типа естественных монополий:

Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста);

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы монополиста нескольких меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге — не к снижению, а к росту цен. А общество в этом, естественно, не заинтересовано.

 

13. Олигополия  и монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это рынок, где существует относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

  • значительное число небольших по объему фирм, выпускающих дифференцированный продукт. Т.к. у каждого предпринимателя отрасли существует не большая суммарная выручка, то можно говорить об ограниченной возможности влиять на рыночную цену. В отрасли с учетом значительного числа фирм исключается возможность картелизации (сговора).
  • дифференцированность продукта. Т.е. фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью благодаря чему потребителя складываются "неценовые предпочтения". Т.к. товар не является стандартизированным, то предприниматель обладает ограниченной монопольной властью, но только в данном сегменте рынка. У потребителя всегда существует возможность субституциональной замены и предприниматель в данном случае может потерять свой рынок сбыта.

Диффернциация продукта может быть:

  • по потребительским предпочтениям, т.е. по качественным характеристикам: использованию сырья, дизайну, упаковке и т.д. (например, молочный и черный шоколад);
  • по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы, по продолжительности гарантийного срока обслуживания и т.д.

Дифференциация продукта приводит к тому, что покупатель обладает низкой восприимчивостью к колебанию цены на предпочитаемый вид товара. Поэтому предприниматель вынужден бороться с конкурентами неценовыми методами. Следовательно, специфика данной отрасли – неценовая конкуренция (за счет рекламы, упаковки, товарного знака и т.д.).

  • относительная свобода «входа» в отрасль и «выхода» с нее. Производители, работающие на таком рынке не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара. Но необходимость дифференциации и выделения своего товара (например, через рекламу) требует дополнительных затрат и выступает специфическим барьером для входа в отрасль.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. (В качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях - это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка).

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры, при которой существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

Основные характеристики олигополии:

  • несколько крупных фирм (от 3 до 5), которые контролируют большую долю рыночного спроса.
  • продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили). Все зависит от объема продаж фирмой.

Выделяют следующие виды олигополии:

  • жесткую олигополию, когда фирмы-олигополисты контролируют весь рынок (здесь требуется большой авансированный капитал).
  • мягкую олигополию – фирмы-олигополисты контролируют не весь рынок (≈80 %), а на оставшейся спрос удовлетворяют аутсайдеры.
  • олигополия – рынок, тяготеющий к монополии. Эластичность спроса увеличивается с увеличением кол-ва фирм в отрасли.
  • в отрасли фирмы учитывают реакцию своих конкурентов. Возможность влиять на цену товара, вследствие значительной монопольной власти, изменяет прибыль фирмы соперников на этом рынке. Следовательно, возникает необходимость считаться с поведением конкурента.
  • олигополия защищена барьерами для входа на рынок схожими с теми, которые характерны для монополии. Но важно отметить, что для входа в отрасль требуется большой авансированный капитал в связи с крупностью фирм и большие затраты связанные с неценовыми методами конкуренции: техническим превосходством, качеством и надежностью изделия, специфическими методами сбыта, характером предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацией условий оплаты, рекламой, экономическим шпионажем.
  • специфической чертой олигополистического рынка является стремление к «картельному соглашению».

Барьеры входа и выхода в отрасли

Оказывается, что захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы, для того чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, т.к. рынки в конечном счете стали бы конкурентными.

Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:

  • юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственнойлицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов. Важнейшим видом юридических барьеров, рождающих и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и науч- но-технические разработки.

Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и т.д. исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений.

  • В зависимости от вида естеетвенной монополии существуют естественные барьеры двух видов:
  • когда рождение монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста);
  • второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение конкурентов на рынок монополиста, характерен для монополий, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба;
  • экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

В качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, также могут служить:

  • собственность на все предложения производственного ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара;
  • уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так, певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, т.к. могут существовать близкие заменители данного продукта.

 

14. Инфляция  и безработица: понятие, причины, показатели. Взаимосвязь инфляции и безработицы

Инфляция – избыток денег в обращении, ведущий к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги. Обесценивание проявляется по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам.

Инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен (Ip): Ip=P1/Po*100%, где Р0 – уровень цен в базисном году (какой-либо предыдущий год);  Р1 – уровень цен в текущем году.

Инфляция, дезорганизуя рыночные процессы, «взрывает» и производство, и потребление, усиливает социальную напряженность в обществе.

По характеру протекания различают открытую и подавленную инфляцию. Первая присуща странам рыночной экономики, вторая – экономике с административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль не позволяет проявиться инфляции в росте цен (внешне они стабильны), что приводит к товарному дефициту.

По темпам инфляции выделяют умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10% в год); галопирующую (рост цен – от 10 до 200% в год); гиперинфляцию (рост цен – более 200% в год); суперинфляцию (рост цен – более 50% в месяц).

В мировой практике известны два вида инфляции: спрос и предложения. Инфляция спроса – это превышение совокупного спроса над совокупным предложением или когда большое количество денег гоняется за небольшим количеством товаров.

К факторам инфляции спроса относят:

  • денежную эмиссию
  • индексацию доходов граждан
  • увеличение скорости денежного обращения, то есть когда каждая денежная единица проходит больше кругооборотов за год (деньги-товар-деньги)
  • появление в расчетах денежных суррогатов или финансовых инструментов, выполняющих функции денег (вексель, бартер, взаимозачет)
  • изменение структуры потребительского спроса

Графически инфляция спроса выгляди следующим образом:

Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного предложения. В этом случае цены растут, а объем производства сокращается. К факторам инфляции предложения относят:

  • рост цен естественных монополий
  • рост налогов

Причины инфляции:

К важнейшим инфляционным причинам роста  цен можно отнести следующие:

  • Диспропорциональность - несбалансированность  государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
  • Инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
  • Отсутствие чистого свободного  рынка и совершенной конкуренции как его части.  Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).
  • Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения  ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.
  • Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
  • Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции.  

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"