Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:17, шпаргалка

Краткое описание

1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Понятия спроса и предложения. На конкурентном рынке товаров н услуг именно покупатель определяет, что производить.

Вложенные файлы: 1 файл

Макро-микро экономика.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Закон спроса. Неценовые факторы  спроса.  Понятия спроса и предложения. На конкурентном рынке товаров н услуг именно покупатель определяет, что производить. На рынке это делается не с помощью обычаев, инстинктов, приказов, а через систему цен. Каким же образом это происходит? Объяснить это поможет механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг, оказывающий самое непосредственное влияние на формирование цен на товары. СПРОС - это желание и возможность приобретения товара людьми. Необходимо различать понятия спроса и потребности человека. Потребность - это желание человека иметь какой-либо товар. Потребность ограничена размерами дохода, который человек может потратить на приобретение продукции. ВЕЛИЧИНА СПРОСА - количество товара . которое массовый покупатель желал бы купить при определенной цене данного товара. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают и наоборот, чем ниже его рыночная цена. тем больше его будет куплено при прочих равных условиях.  КРИВАЯ СПРОСА показывает взаимо-связь между ценой Р н количеством покупаемого товара Q н описывает рыночное поведение покупателей. Заметим . что количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает . количество возрастает. Изменение цены на определенный товар будет приводить к изменению величины спроса. ЗАКОН ПОСТЕПЕННОГО УБЫВАНИЯ СПРОСА : Если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Почти все товары подвержены действию этого закона. Спрос может меняться н под воздействием неценовых факторов, таких как : доходы покупателей;  ожидания изменения цен на товары; ожидания изменения количества продаваемых товаров; ожидания изменения доходов покупателей; вкусы и предпочтения; цены на сопряженные товары ( взаимозаменяемые и взаимодополняемые). Различают изменение величины спроса - движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого спроса - сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов. Изменение спроса изображается параллельным сдвигом кривой вправо или влево. В теории спроса и предложения выделяют товары-субституты и комплементарные товары. Первые - это товары-заменители, удовлетворяющие ту же самую потребность, увеличение спроса на одни из них сопровождается падением спроса на другие (масло - маргарин). Комплементарные - это взаимосвязанные товары, спрос на которые изменяется синхронно (фотоаппарат-фотопленка. автомобиль-бензин).

Закон предложения. Неценовые факторы  предложения. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это то количество товаров н услуг, которое производится и продается на рынке. Производитель должен хотеть произвести данный товар, а продавец хотеть его продать. Рыночное предложение в конечном итоге определяется желанием н способностью продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это то количество товара, которое будет предложено для продажи приданной цене в данный период времени. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ показывает отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и описывает рыночное поведение продавцов. В отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх, поскольку повышение цены влечет за собой возрастание предложения. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ гласит, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него. чем при более низком. Различают изменение величины предложения (движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого предложения(сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов) ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ: цены на ресурсы (все. используемые в производстве, включая труд. капитал, сырье н т.п.);  налоги и дотации со стороны государства ; появление новых технологий;  изменение цен на другие товары;  количество производителей или продавцов; ожидания изменений на рынке. Ужесточение налогов обычно ведет к сокращению предложения. Появление новых ресурсосберегающих технологий ведет к снижению издержек и способствует увеличению предложения. Изменение цен на факторы производства ведет к тому. что у производителя появляется желание производить что-либо другое. Так. повышение цен на лен ведет к переходу производителей тканей на хлопок.

Для того чтобы определить рыночную цену товара, надо объединить анализ спроса с анализом предложения Кривые спроса и предложения наложены на одну и ту же диаграмму, т к имеют одни и те же оси координат (по вертикали откладываются цены Р.а по горизонтали -количество продукции Q и пересекаются лишь в одной точке взаимодействующих dd и ss. В результате этого анализа можно установить, что уравновешивающая рыночная цена находится в той точке, в которой СПРОС РАВЕН ПРЕДЛОЖЕНИЮ По этой же точке можно определить равновесное количество продукции. Эта устойчивая цена не может быть. конечно, достигнута сразу. Для этого может потребоваться первоначальный период испытании и ошибок, период колебаний вокруг требуемого уровня . пока цена . наконец, не установится и предложение не уравновесит спрос. ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ. Может случиться так. что под воздействием различных факторов равновесие на рынке нарушилось и спрос на товар возрос. Например: Увеличились доходы населения и люди стали приобретать то, что желание потребителей приобрести дополнительное количество товара и готовность заплатить за него большую сумму денег отражается в перемещении кривой спроса dd вправо. Поскольку рынок в состоянии обеспечить поставку товара лишь в прежнем объеме и не способен мгновенно отреагировать на новую потребность, поначалу дополнительный спрос останется без удовлетворения. Возникнет ситуация товарного дефицита. Надбавки к ценам со стороны нетерпеливых покупателей повышают цены. ЭTO приводит к увеличению предложения и некоторому уменьшению величины спроса, тем самым достигается новая более высокая равновесная цена. При уменьшении спроса (сдвиг кривой dd в обратном направлении) при имеющейся цене покупатели готовы приобрести количество товара меньшее. чем готовы предложить производители. Возникает излишек товара. Конкуренция продавцов снижает цены. величина спроса возрастает, предложение несколько падает, вследствие чего опять устанавливается прежняя равновесная цена.

 

3.РОЛЬ ГОС-ВА В  ЭКОНОМИКЕ

 

Основное преимущество государства  перед гражданами в осуществлении насилия. Власть – это отданная воля. Заинтересованность в государстве из-за обеспечения безопасности.

Модель воздействия  государства

Ранее на государство возлагалось  три обязанности:

1. Отправление правосудия;

2. Защита от чужестранцев;

3. Создание технических товаров  и услуг, которые создавать  рынок уже не может.

В современных условиях государство  – пассивный участник рыночных отношений.

Воздействие рынка на структуру  государства достаточно существенно. Всем государствам с рыночным устройством присуще демократическое устройство общества. Подобная ситуация обусловлена тем, что люди, получившие экономическую свободу начинают требовать свободу политическую.

Рыночное распределение доходов  определенным образом складывается на структуре населения и расслоения его.

Модель Дуглас-Норта: «поведение оседлого бандита»

Одним из важных компонентов осуществления  государственной власти является наличие  бюрократии, которая может либо стабилизировать  общество, либо расшатывать его.

Существует две формы смены  бюрократии при смене власти:

  1. Полная смена при смене политического руководства;
  2. Смена только при смене политического руководства.

Черты бюрократии (Макс Вебер):

  1. Рациональность;
  2. Назначение на должность, а не выборы на нее;
  3. Узкий круг компетенции;
  4. Снятие по решению вышестоящих лиц.
  5. У акционеров есть общие интересы, у граждан нет; у акционеров есть индекс, показатели, а у граждан нет.

 

7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

С точки зрения протекания процесса выделяют следующие фазы экономического цикла:

Кризис   спад, рецессия

Депрессия   низшая точка цикла

Оживление  оживление

Подъем   высшая точка цикла

Под промышленным циклом понимается период времени (Т) от начала одного подъема  до следующего.

Под сезонными циклами понимается изменение деловой активности в течение календарного года (с/х, строительная работа).

Экономические циклы делятся:

1. Краткосрочные (циклы Китчена) 2-4 года; 2. Среднесрочные (циклы Жуглера) 7(8)-10(12) лет; 3. Циклы Кузнеца (строительный  цикл) 20-25 лет; 4. Длинные волны  5. Кондратьева 50-55 лет.

Для каждой стадии характерно определенное состояние экономики. Кризис обычно начинается в сфере обращения, когда  склады и пункты реализации оказываются  переполненными нереализованными товарами. В результате у предприятий, производящих указанные товары, не имеется свободных денег, они не в состоянии расплатиться с партнерами и лавина неплатежей распространяется в экономике (хозяйстве). Многие предприятия закрываются, работники оказываются в числе безработных, банками прекращается выдача кредитов и т.д. В стадии депрессии экономика топчется на месте хотя наиболее эффективные предприятия все еще продолжают работать (существовать). Постепенно спрос на средства производства данных предприятий вызывает к жизни производства на машиностроительных предприятиях, у которых возникшая потребность в ресурсах вызывает к жизни предприятия сырьевых областей и т.д. Экономика постепенно переходит в стадию оживления. Когда пройден докризисный уровень производства, наступает стадия подъема.

Причины экономических циклов делятся на 3 группы:

1. Внешние по отношению к экономике  (политическое потрясение, революции,  войны, стихийные бедствия, научно-тех.  открытия); 2. Внутренние по отношению  к экономике факторы (объем  денежной массы, объем осуществляемых  инвестиций и т.д.); 3. Смешанные участия внеш. и внутр. факторов.

Среди основных теорий, объясняющих  теорию циклов, выделяют теорию перенакопления, которая связывает экономические  циклы с производством средств  производства, когда предприятие  их производящие не могут сбыть свою продукцию.

Вторая теория – теория недопотребления, которая связывает появление  экономического цикла с тем,  что  население как можно больше старается  накопить, а не потреблять.

Существует еще психологическая  теория, связывающая проявление деловой активности с психологическим состоянием инвесторов.

Политэкономический цикл в первую очередь связан с выборами президентов  и т.д. Для любого избранного руководителя важно к следующим выборам  подойти с хорошими экономическими результатами (сроки). Для достижения хороших экономических результатов у руководителя имеется набор рычагов: краткосрочных и долгосрочных, которые связаны с периодом времени от момента принятия решения до получения конечного результата.

Положительным в экономических  циклах является их способность приводить экономику в равновесие. Экономические циклы в плановой экономике обусловлены расхождением потребности населении и государства по достижению экономического роста. С позиции других экономистов в плановой экономике циклы обусловлены разными темпами развития первого и второго подразделения.

Первое подразделение – отрасль, производственные средства, а второе – предметы потребления.

 

 

9. СОВОКУПНЫЙ СПРОС  И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,

Для макроэкономики используются две  модели:

  1. Совокупный спрос, совокупные предложения;
  2. Кейсианский крест.

 

Под совокупным спросом (АД) понимается количество продукции, которое население  страны способно приобрести при данном уровне цен (УЦ).

Наклон кривой совокупного дохода (АД) обусловлен:

  1. Эффектом процентной ставки – чем выше УЦ, тем выше ставка процентов, тем меньше население страны стремиться тратить деньги на текущее потребление, сокращая спрос на отечественную продукцию;
  2. Эффект реальных кассовых остатков – при высоком УЦ и накоплении у населения финансовых активов с фиксированной стоимостью население резко сокращает спрос на товар отечественного производства;
  3. Эффект импортных закупок – при высоком УЦ стоимость импортных товаров оказывается относительно дешевле и население соответственно сокращает спрос на товар отечественного производства.

Сдвиг совокупного  дохода (АД) (неценовые факторы совокупного спроса):

  1. Личные потребительские расходы, которые обусловлены богатством потребителей, ожиданием потребителей, задолженностью и налогами;
  2. Изменение в инвестиционных расходах, которые обусловлены использованными технологиями, избыточными производственными мощностями, ожидаемой прибылью, налогами;
  3. Государственные расходы;
  4. Размерами чистого экспорта. ВНП по расходам.

«Эффект храповика» заключается в следующем:

При увеличении УЦ, вызванное увеличением  совокупного спроса (АД), не наблюдается  обратного процесса, т.е. уменьшение УЦ при сокращении совокупного спроса (АД), т.е. достигнутый УЦ на определенном уровне как бы фиксируется.

Обусловлен долгосрочными контрактами предпринимателей с профсоюзами, в которых фиксируются ставки оплаты на продолжительный период времени.

Ставки оплаты труда в цене продукции  занимают существенную связь.

Под совокупным предложением (AS) понимается количество товаров и услуг на внутреннем и национальном рынке при определенном уровне цен (УЦ).

1 – кейнсианский отрезок; 2 –  промежуточный; 3 – классический.

1 – Характерное состояние экономики,  при котором существующие производственные  мощности не полностью используются, существуют большие резервы незанятых ресурсов. 3 – Характеризует экономику при полном использовании ресурсов, следовательно, для создания нового предприятия или увеличения производства на других предприятиях требуется перераспределять уже задействованные ресурсы. Такие перераспределения возможны лишь с помощью завышенных цен, в результате в обществе реальный объем  ВНП не увеличивается, а лишь растет УЦ.

Изменение совокупного предложения (AS) определяется следующими факторами:

  1. Цены на ресурсы;
  2. Изменение производительности оборудования и труда;
  3. Методы государственного регулирования;
  4. Национальный доход других государств;
  5. Состояние валютных курсов.

При увеличении совокупного спроса (АД) существенно увеличивается объем  ВНП, если кривая  совокупного предложения (AS) отражает неполную занятость имеющихся ресурсов. А так как одно из главных совокупных расходов – государственные расходы, то с точки зрения кейнсианства государство обязано активно вмешиваться в экономику увеличивая собственные расходы

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"